Выставка, посвященная Туринской плащанице, открылась 10 марта в христианском культурном центре «Встреча» на Дербеневской улице в Москве. Туринская плащаница – величайшая реликвия христианского мира; это льняное полотно, в которое, по преданию, было завернуто тело распятого Иисуса Христа и на котором таинственным образом отпечатались следы Его страданий.
Всего в мире существует не более двух десятков полноразмерных копий Туринской плащаницы, подлинник которой хранится в особом ковчеге в соборе св.Иоанна Крестителя в Турине. По инициативе Молодежного христианского клуба «Осанна» и частных лиц, владеющих одной из таких копий, выставка в Москве организована в первые дни Великого поста по православному календарю и в последние дни перед Пасхой по календарю Западной Церкви.
«Пусть люди, начинающие подвиг Великого поста, ведущего к радости Пасхи Христовой, получат духовную поддержку в созерцании не только «Мужа скорбей», предавшего Себя на страдания ради нас, но и Воскресшего Спасителя, даровавшего нам победу над смертью», -- написал в своем письме к организаторам выставки председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев).
Помимо главного экспоната выставки – четырехметрового полотнища, на котором с максимальной точностью воспроизведена Туринская плащаница, здесь же представлен целый ряд материалов, рассказывающий о Страстях Христовых, следы которых запечатлелись чудесным образом на ткани, об особенностях обряда погребения у иудеев в I в., об истории реликвии, а также копии негативов. Перед открытием выставки был отслужен молебен, завершившийся пением тропаря «Убрусу, нерукотворенному образу Господню».
С докладом об основных проблемах в исследовании реликвии выступил директор Российского центра Туринской плащаницы при Сретенском монастыре в Москве физик Александр Беляков, который более 10 лет занимается исследованием реликвии. В своем докладе он показал, что невозможно объяснить возникновение образа на погребальной ткани, опираясь только на естественные механизмы. Созданная им гипотеза «огненного тела», которая помогает приблизиться к описанию чуда, основана как на физических закономерностях, так и на свидетельствах Священного Писания (например, явление Бога в горящей купине, огненная колесница пророка Илии). Называя Плащаницу «пятым евангелием», ученый считает, что главная «цель» этого чуда – свидетельствовать о Воскресении Иисуса Христа. «Плащаница, по-видимому, «говорит» нам, что Воскресение Иисуса Христа произошло в огненном теле Божественной силы и энергии, которое оставило ожог в виде нерукотворного образа на ткани Плащаницы. Таким образом, на Плащанице запечатлено не только тело Иисуса Христа, распятого и умершего на кресте, но Его Тело по Воскресении», -- считает А.Беляков. Его гипотеза позволяет иначе взглянуть на одну из самых сложных проблем -- датировку Туринской плащаницы: данные радиоуглеродного анализа, показавшие XIV в. для ткани, могут быть пересмотрены, учитывая, что «радиация» «огненного тела» как бы сдвинула основные параметры изотопов, и в том числе – углеродный состав, объяснил физик.
Он подчеркнул, что продолжение исследований требует взаимодействия Католической и Русской Православной Церквей (РПЦ), а также РПЦ и государственных структур в России. «Результаты зависят от того, насколько мы сможем консолидироваться и довести исследование до конца», -- сказал А.Беляков, отметив, что инициатива нового подхода к радиоуглеродному анализу исходит из РПЦ. В заключение он призвал ученых различных специальностей объединить свои усилия, подключившись к этому новому типу исследования, основанному на «уникальном взаимодействии богословия и науки». «Это исследование – образец дальнейшего взаимодействия научного и богословского метода…, который покажет путь из кризиса западной цивилизации, произошедшего из конфликта научного мировоззрения и веры», -- считает ученый.
Диалог ученых разных специальностей начался прямо на церемонии открытия выставки. Кандидат биологических наук протоиерей Александр Борисов отметил, что метод идентификации Туринской плащаницы по пыльце растений не потерял своей актуальности. Мельчайшие частички пыльцы, застрявшие в волокнах ткани, позволяют проследить и подтвердить известный по письменным источникам исторический путь Туринской реликвии.
Искусствовед Ирина Языкова, со своей стороны, обосновала предположение, что известный на Востоке и на Западе образ Нерукотворного Спаса (Мандилион –греч.) воспроизводит не что иное, как верхнюю часть изображения на сложенной вчетверо Туринской плащанице (в таком состоянии она действительно хранилась столетиями). Однако даже если допустить, что легенда о чудесном исцелении царя Авгаря при созерцании Нерукотворного Образа все же имеет историческую основу, это также свидетельствует об особом восприятии первой иконы Спасителя как созданной не человеческой рукой, а также о том, что этот образ несет исцеление в самом широком смысле. «Исцеление человека через свидетельство о Воскресении, о чем говорит Туринская плащаница, -- это церковное свидетельство должно быть принято наукой во внимание», -- подчеркнула Ирина Языкова.
Известно, что Плащаницу в Турине открывают для обозрения паломников раз в четверть века. Среди присутствующих на открытии выставки были два человека, которым посчастливилось увидеть подлинную Плащаницу. Сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) священник Игорь Выжанов засвидетельствовал, что созерцание Туринской плащаницы «потрясает». Он говорил о реликвии в контексте православно-католических отношений, что входит в его компетенцию в ОВЦС МП. По словам о.Игоря, визит большой делегации РПЦ в Турин в 2000 г. стал проявлением «добрых отношений с Туринской епархией». Эти отношения, в свою очередь, получили новый импульс во время поездки Туринского епископа в Россию в конце II тысячелетия, когда на него сильное впечатление произвело возрождение православия в России. В совместном осмыслении и почитании общих христианских святынь, в сотрудничестве по их изучению о.Игорь видит «большой потенциал для развития добрых отношений с Римско-Католической Церковью и, в частности, с Туринской епархией».
Организатор выставки Андрей Черняк тоже видел Плащаницу в Туринском соборе. «Самое важное и первое впечатление – немедленное внутреннее ощущение подлинности», -- рассказал он. Кроме того, определенным «доказательством» подлинности Туринской реликвии для него является «своевременность» ее появления: «В конце XIX.в., когда человечество стало обожествлять науку, Туринская плащаница вновь обнаружилась (имеется в виду впервые сделанная в 1898 г. фотография полотнища, что положило начало ее научному исследованию – прим. ред.) – Господь заговорил с людьми на том языке, который теперь стал им близок». Важная «заслуга» Плащаницы в наше время состоит также в том, что в нашу «информационную эпоху, когда все меньше места остается для сопереживания», эта святыня «включает в переживание многих людей», что позволяет им заново открыть для себя Христа, Евангелие, Церковь.
Во второй половине вечера Александр Беляков показал слайд-фильм, посвященный Туринской плащанице. Он выразил надежду, что российские исследования этой святыни будут продолжены, а специалисты возглавляемого им исследовательского центра получат доступ к подлинной Плащанице.
Выставка будет работать с 10 по 20 марта, ежедневно с 14:00 до 19:00 по адресу: Дербеневская ул., д.14 корп.3.
Справка. Материалы о Туринской плащанице можно прочитать на сайте Сретенского монастыря в Москве, при котором работает Российский центр Туринской плащаницы, а также в журнале «Нескучный сад».
Молодежный христианский клуб «Осанна» – региональная молодежная общественная организация, созданная в 1991 г. как объединение молодежи, занимающейся христианской культурно-образовательной работой, в первую очередь, в среде своих сверстников.
Христианский культурный центр «Встреча» создан в 2006 г. как площадка для деятельности Клуба «Осанна». При центре существуют библиотека, литературная студия, киноклуб и киностудия, лекторий «Христианство и культура», а также группы изучения Священного Писания и др.
Юлия Зайцева
Источник: "Благовест-Инфо"