В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Общество

  << Пред   След >>

Приют Пресвятой Богородицы

Господь видел в детях нечто особенное: "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3). Дети есть образ той душевной чистоты и безгрешности, что потеряна взрослыми, порабощенными страстями падшего мира. И в общении с детьми взрослый как бы возвращается в то время, когда мир воспринимался им с детской ясностью и непосредственностью, когда душа еще не знала и не видела греха.

Об этом много писал Ф.М. Достоевский. Не случайно любовь к детям стала одной из важнейших черт характера старца Зосимы, героя романа "Братья Карамазовы», образ которого создан писателем под впечатлением от общения с преподобным Амвросием Оптинским. Вспоминая свою молодость, старец Зосима рассказывает, как он, тогда офицер, по воскресным дням собирал деток из бедных семей, покупал им нехитрые угощения, нанимал лошадку и отправлялся с ними в лес или на берег реки, тогда как его друзья из военных проводили это время в кутежах и развлечениях. Записи о подобных историях, уже из своей жизни, есть в дневниках и преподобного Варсонофия Оптинского, оставившего блестящую военную карьеру и ушедшего в монастырь "в чине полковника».

Забота и попечительство о детях, особенно бедных и сиротах, испокон веков была важным слагаемым жизни православной Руси. Понятно, что этим занимались не просто любившие детей люди, но обладавшие определенными благодатными дарами и способностью влиять на своих воспитанников таким образом, чтобы духовные ценности становились доминирующими в жизни последних, помогали преодолевать часто дурную наследственность, немощи родителей, а подчас и тяжелые физические недуги.

Духовными качествами сполна одарены и те, кто опекает воспитанников Мольницкого приюта, что на украинской Буковине.

Первые впечатления

При въезде в село Банчены, расположенное в 25-ти километрах от Черновцов, вас встречает новый архитектурный комплекс, с храмом и нарядными разноцветными корпусами, с зелеными стрижеными газонами и аккуратными аллеями. Далее, к оврагу, за мастерскими, котельной и строящимся плавательным бассейном, простирается пахотная земля, молодой фруктовый сад. Это Мольницкий детский приют Вознесенского Банченского мужского монастыря.

Этот детский дом на западе Украины, у самой румынской границы, на синем фоне далеких Карпат выглядит как сказочный городок. Сюда не докатываются волны житейского моря, и кажется, что время имеет здесь иное движение, иную ценность. Здесь царит атмосфера благодати Божией. Лица детишек светятся радостью и любовью. А ведь многие из них уже хлебнули горя сполна, с раннего детства столкнувшись с недетскими драмами и трагедиями – драмами и трагедиями их родителей: пьянством, наркотиками, бродяжничеством, а иногда и с преступлениями, тюрьмой…

Однажды в холодном декабре в приют подбросили грудного ребенка в… картонной коробке. Девочку нашли замершей и посиневшей, и надежды на то, что она выживет, не было. Но случилось чудо, и девочка выжила. Нарекли ее Катериной, а фамилию дали – Счастливая. Об этой истории рассказала журналистка одной солидной столичной газеты. Журналистка задумалась о матери этого брошенного младенца: сама ли несла младенца в приют, или кто-то отвез его туда, и болело ли материнское сердце, или, пропитанное алкоголем, оно лишь желало избавиться от родившегося малыша навсегда? И все же не бросила его на вокзале, но повезла туда, где надеялась найти покров для младенца…

Здесь живут и дети, пожизненно скованные недугом, некоторые, по мнению медиков, обречены. Но по вере воспитателей приюта – помилованы Богом: многие тяжелобольные выздоравливают, вопреки самым неутешительным медицинским прогнозам.

В прошлом году медицинский мир облетело известие о том, что здесь, в Мольницком приюте, необъяснимым образом трое малолетних ВИЧ-инфицированных детей исцелились. Малыши находились в карантине приюта, изолированные от остальных детей. Первый ребенок спустя год, двое других – через меньший промежуток времени – сдали очередной анализ крови. Смертоносный вирус не был обнаружен. Черновицкие и киевские врачи, наблюдавшие за детьми, признали, что подобное исцеление выходит за рамки научно-медицинской компетенции. Сегодня все дети – Филатея, Михаил и Лаврентий – здоровы.

Те, кто трудится здесь, заботясь о детях, уверены, что Сама Матерь Божия взяла под Свой омофор этих мальчиков и девочек.

А устроился приют старанием скромного священника отца Михаила Жара, служившего в 1990-годы в храме в румыноязычном селе Бояны Новоселицкого района Черновицкой области.

Явление чудотворной иконы

Вечерняя служба накануне праздника святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, 18 декабря 1993 года для отца Михаила – самая памятная в его жизни. Во время полиелея, когда в храме звучало песнопение "Хвалите имя Господне!» и отец Михаил затем совершал каждение храма и алтаря, он заметил, что на иконостасном лике Богородицы глаза Матери Божией наполнились слезами, которые вдруг обильно потекли по иконе. В страхе и трепете священник смотрел на лик. Он было подумал, что на иконе собрался конденсат от дыхания людей, переполнивших храм. Но отчетливо было видно, что слезы источали глаза Богородицы. Это заметили и все присутствующие. Пораженные увиденным, они опустились на колени пред иконой, не зная, как понимать происшедшее. О таких явлениях можно было читать лишь в книгах, но чтобы увидеть воочию…

По завершении службы отец Михаил обратился к прихожанам с просьбой сохранять внутренний мир, благодарить Бога и молиться. Затворившись в храме, он положил кусочки ваты к основанию плачущего лика, чтоб собрать чудесную влагу. Затем закрыл и опечатал храм, сообщил по телефону о случившемся правящему архиерею архиепископу (ныне – митрополиту) Онуфрию (Березовскому). Владыка на следующий же день посетил храм, убедился в явлении чудотворной иконы. Выяснилось, что икона была написана двумя годами раньше по просьбе отца Михаила. Написана специально для этого храма Рождества Богородицы в с. Бояны.

Весть о чудотворной иконе с быстротой молнии облетела округу. Вскоре у иконы произошло первое исцеление. Молодая мать из Хмельницкой области, прослышав о явленной чудотворной иконе, привезла в Бояны своего тяжелобольного, по определению медиков – неизлечимого, малолетнего сына Георгия. У мальчика была злокачественная опухоль мозга 4-й степени. Молилась мать в последней надежде, молились прихожане, молился с духовенством отец Михаил. Скорбящая мать с больным сыном прожила в Боянах некоторое время, а затем снова повезла маленького Георгия к врачам. В это трудно было поверить, но опухоль исчезла.

Второе чудесное исцеление у иконы произошло вскоре, в том же 1993 году, когда весть о явленной иконе разнеслась уже далеко за пределы Буковинского края. Тяжелобольной (все той же онкологией) польский священник Игорь приехал в Бояны вымолить у Матери Божией терпение и силы в болезни, чтобы достойно перенести неизлечимый недуг и по-христиански принять кончину. Но Господь судил иначе. Отец Игорь исцелился.

Мы не знаем, какие духовные переживания посетили верующее сердце отца Михаила, его благочестивую матушку, многих односельчан и многочисленных приезжих молитвенников. По благословению архиерея, из Черновцов в Бояны стали проводиться пешие крестные ходы. Вскоре из числа наиболее ревностных паломниц и прихожан при храме образовалось сестричество, затем преобразованное в монастырь Боянской иконы Божией Матери. Священным Синодом УПЦ икона признана чудотворной. Отец Михаил принял монашество в Банченском мужском монастыре (им же образованном), вблизи которого и возник Мольницкий детский приют. Матушка отца Михаила также стала монахиней, продолжая воспитание троих детей в Боянском монастыре. Сестры монастыря стали воспитателями детского приюта.

Необычная экскурсия

Началась она с приютского храма в честь иконы "Всех скорбящих Радость». Удивительно нарядный, украшенный яркими росписями в румынской традиции, напоминающими детские рисунки, с резным, заказанным в Румынии иконостасом. Сюда приходят на молитву дети, мальчики прислуживают в алтаре, девочки поют на клиросе. В тишине и благодати храма наш гид монахиня Елисавета, педагог по образованию, рассказала об истории создании приюта, о деятельности отца Михаила Жара. О том, что пожертвования поступают со всей Украины и из-за рубежа, что многие местные жители стали крестными ребят и взяли над ними попечение. Создание приюта, храма, как и двух монастырей – дело рук отца Михаила. Увидеть батюшку не удалось: в те дни он находился в паломничестве по Святой Земле.

В приюте около 150 воспитанников. Дети живут в двух нарядных корпусах, по четыре–пять человек в комнате, к каждой комнате прикреплена монахиня-воспитатель. Мы видели этих тихих и кротких матушек, многие из которых совсем еще юны, с ангельским терпением и любовью опекающих своих подопечных. Сама мать Елисавета заботиться о самых маленьких. Возраст воспитанников приюта – от грудных младенцев до старшеклассников. 90 мальчиков в одном корпусе, 60 девочек – в другом. Ребята учатся в местной средней школе, а дети-инвалиды занимаются здесь же, в приюте, с приходящими учителями и воспитателями. Четыре девочки в прошлом году стали студентками медицинского училища. Дети ничем не отличаются от своих сверстников, живущих за пределами приюта в нормальных семьях. Также любят игры, в том числе и спортивные, животных и природу. Но еще они любят Бога. И во взгляде многих ребят светиться эта благодатная любовь.

Здесь же мастерские, музыкальные классы, компьютерный зал, библиотека, множество кружков. Ребята не обременены строгим распорядком дня. Обстановка совершенно семейная. Однако труд является слагаемой частью воспитательного процесса. Трудятся на приусадебном участке, в саду, на кухне.

Конечно, не обходится без проблем, нередко весьма серьезных с педагогической точки зрения. Некоторые дети страдают умственной отсталостью и психическими отклонениями, имеют тяжелую наследственность. Но воспитатели приюта уверены: благодать в состоянии влиять даже на генетический код ребенка, обновлять и изменять его психофизическую природу, ибо "Бог идеже хощет, побеждается естества чин».

Малыши выбегали из комнат к нам навстречу, доверчиво, как старых знакомых, брали за руки, вели в свои нарядные благоустроенные чистые комнаты, показывали игрушки, книги, читали стихи и пели песни.

Особенно впечатлило посещение комнат, где жили мальчики, пораженные церебральным параличом. Восемнадцатилетний Стефан, с обездвиженными усохшими ногами, сидел за электроорганом и пел для нас песню, посвященную Матери Божией. В ней звучали слова покаяния и благодарности, и было невыразимо тяжело смотреть на этого скованного болезнью ребенка, страдающего, возможно, за чьи-то грехи, и молящего о своем прощении. Так же, как слушать стихи маленького Марка, родившегося без рук: он прославлял свою родину Украину поэтическими строками Тараса Шевченко.

Вспомнился чудотворный лик Боянской иконы Божией Матери. И подумалось тогда: о ком Она плачет?


Сергей Герук, Киев–Черновцы–Банчены
Источник: "Православие.Ru"


 Тематики 
  1. Религия и общество   (748)