"Известия" продолжают обсуждение темы "Русский проект: каким ему быть". В дискуссию об исторической судьбе России, ее месте в современном мире, путях развития, традициях и корнях наших проблем впервые вступает представитель естественных наук профессор Сергей Капица, который беседует с обозревателем Сергеем Лесковым.
вопрос: Сергей Петрович, мы с вами беседуем на Николиной Горе. Скажите, здесь устроил домашнюю лабораторию ваш отец Петр Капица после того, как отказался сотрудничать с Берией по атомному проекту? Отсюда он писал письма Сталину, полные откровений, на которые не решался никто из современников?
ответ: Дом отца по соседству, там живут дети брата, известного полярного географа, а это наша дача с Таней, моей женой, с которой мы живем почти 60 лет. На Николиной Горе отец не только писал Сталину, но и беседовал с Кремлем. Однажды к нему прибежал комендант поселка и дрожащими руками передал записку с номером "вертушки". Отец сказал, что теперь, после отставки, у него нет такого телефона. Комендант отвел его к себе и вышел из кабинета. Трубку взял Маленков и уважительно попросил отца продолжать писать Сталину. Это кажется странным, но это факт: Сталин поощрял полные критики письма Капицы. Кстати, они никогда не встречались.
в: И письма эти никто, кроме Сталина, не читал. Необъяснимый для меня парадокс: в тот период, когда власть волчьей хваткой держала нашу интеллигенцию за горло, создавались великие произведения и совершались великие открытия, но когда пришла свобода, вроде бы необходимая для творческого полета, результативность науки и культуры значительно потускнела. Упадок начался в поздний советский период, не говоря уже о постсоветском...
о: За 20 лет у нас ни одного нового института не построено. Когда Сталин в 1930-х годах запретил отцу возвращаться в Англию к Резерфорду, то за два года построил для него институт, где были сделаны открытия и изобретения, отмеченные Нобелевской и Государственными премиями, внесшие большой вклад в атомный проект и в промышленность.
Свобода и ответственность – сопряженные, как говорят в физике, величины. У Пушкина есть рассуждение о воздействии цензуры на литературу, которая вынуждена ей противостоять и идти на ухищрения. В советское время давление власти на науку и культуру было и сильным и своеобразным. Моделью нашего развития может служить скороварка. Процессы внутри кастрюли шли интенсивные, но когда крышку снесло, продукты оказались разбросанными по всей кухне, то есть по всему миру. Произошла вторая в ХХ веке волна эмиграции умов из нашей страны. В начале века Россию покинуло множество выдающихся ученых – Сикорский, Зворыкин, Тимошенко, Гамов, Струве, Добржанский, Прокофьев-Северский, которые заложили фундамент американской науки. Это очень интересный вопрос – влияние советской и российской науки и культуры на мировые процессы. Влияние огромное, и уже только по одной этой причине нам нельзя впадать в ничтожество. Я обсуждал эту тему с Ростроповичем, и он заметил, со свойственным ему преувеличением, что если бы всех уехавших из России музыкантов вернуть домой, то мировая музыкальная культура наверняка бы рухнула. Подобная картина в науке. По собственным впечатлениям могу сказать, что половина руководства "Майкрософта" – наши люди. Недавно на юбилей академика Абелева приезжали его ученики – цвет мировой молекулярной биологии.
в: Не создается ли на основании ваших размышлений впечатление, что демократия противопоказана русскому человеку, который творит и эффективно работает лишь в условиях гнета, а предоставленный сам себе лишь самозабвенно разрушает созданное прежде?
о: Демократия не цель, а политический инструмент управления обществом. Запад учился пользоваться демократией несколько столетий и научился сравнительно недавно. К сожалению, в России не без помощи интеллигенции, которая показала свою безответственность, идеи демократии в 1990-х годах оказались подорванными.
в: К слову, какая у общества цель?
о: Цель – развитие. Сама по себе демократия счастья не приносит. В годы моей юности была популярной песенка: "Я по радио влюбилась, я по радио женилась, а потом по радио дочка родилась". Тогда казалось, что радио перевернет мир. По этому поводу Илья Ильф написал: "Вот радио есть, а счастья нет". Демократия, как и радио, и рынок, и даже деньги, – не больше чем инструменты.
в: Этих инструментов у человека уже целый воз, но все настойчивее разговоры о том, что цивилизация погружается в глобальный кризис. В советское время вы были одним из немногих советских ученых, кто стал членом знаменитого Римского клуба, который занимался футурологией. Куда движется человечество? И движется ли неповторимая и непостижимая Россия общим курсом?
о: Я совершенно убежден, что все человечество и Россия вместе с ним вступили в глубочайший кризис. Этот кризис с полной очевидностью виден в развитых странах во всех сферах – в образовании, культуре, науке, идеологии. Через некоторое время в кризис войдут и другие страны. Кризис выражается во все более остром несоответствии между механизмами управления и фундаментальными целями общества, иначе говоря, между базисом и надстройкой. Это несоответствие возникло впервые за миллион лет существования гомо и 50 тысяч лет существования цивилизации. Этот кризис представляется много тревожнее энергетической, экологической или климатической ситуации.
В животном мире информация в виде наследованных признаков изменяется и передается очень неторопливо – эволюционным путем. Сколько ни руби хвост собаке – щенки будут хвостатые, сколько ни делай обрезание – опять придется. Если бы человек оставался животным, нас было бы сто тысяч – такова численность медведей или волков на территории России и столько же крупных обезьян в тропических странах. Теперь нас в сто тысяч раз больше, чем сравнимых с нами по размеру животных. И жили бы мы в ареалах, а не расселились по планете. Человек пробился умом, и все наше отличие от животного – в сознании, во второй, по Павлову, сигнальной системе. Сделать ребенка, как и всякому животному, несложно, но потом его надо 20 лет, а теперь и 30 лет воспитывать, на что никто из наших братьев меньших неспособен. Так у человека, как у компьютера, программное обеспечение, наш нейронный software обеспечил доминирующее положение на планете и невиданные для млекопитающих нашего размера темпы размножения благодаря наследованию культуры.
С помощью методов теоретической физики мы построили модель развития человечества, в которой скорость роста пропорциональна квадрату численности населения Земли. За миллион лет на каждом историческом интервале – от Нижнего палеолита, Неолита к Древнему миру, Средним векам, Новой и Новейшей истории жило по 9 миллиардов человек. Историки обратили внимание на уплотнение времени: каждый период в 2-3 раза короче предыдущего. Но теперь мы уперлись в потолок скорости, в предел, поскольку длительность последнего цикла совпадает с активной продолжительностью жизни человека и не может быть короче. Человечество вступило в качественно новый период, приведший к самому серьезному кризису за всю историю. Для простого поддержания численности населения необходимо, чтобы на каждую женщину в среднем приходилось 2,15 ребенка. В России этот показатель 1,3, в Испании – 1,2, в Германии – 1,4.
в: Иными словами, на протяжении жизни одного человека происходит кардинальное изменение общества, и человек вынужден переваривать эту информацию в себе, а не передавать по наследству. В итоге образование оказывается лучшим противозачаточным средством...
о: Шутки шутками, но человек вынужден учиться до 30 лет, вместе с этим происходит распад семьи, которая всегда была институтом, охраняющим общество. Наступил общий кризис моральных ценностей, которыми человек жил тысячелетиями. Проблемы, которые переживает Россия, мало чем отличаются от тех проблем, которые характерны для всех развитых стран. То, что мы обратили внимание на демографию всего два года назад, не означает, что эта проблема возникла недавно. И преодолеть ее одними лишь премиями за рождение ребенка невозможно. Может быть, с учетом наших ценностей стоит женщине за одного ребенка давать диплом, за двух присваивать степень кандидата материнства. А за трех детей – даже докторскую. Думаю, резкое падение рождаемости есть реакция на кризис развития, когда стремительный рост внезапно и за ничтожный срок сменяется стабилизацией населения всего мира.
в: Есть немало фантастических произведений, где описывается мир, которым управляют дети. Реальность, похоже, будет выглядеть иначе: миром будут управлять старики, а дети перейдут в разряд малых народностей. Процесс идет по многим фронтам. В Англии 200 лет назад спиртные напитки в пабах подавали с 13 лет, а теперь 18-летних дочек Буша за пиво судят. Как изменятся на новом демографическом фоне ценности общества?
о: Самые ожесточенные войны и революции в истории человечества разгорались на фоне быстрого роста численности населения и быстрого экономического роста. В России в начале ХХ века эти показатели достигли рекордного уровня – 2 и 10% соответственно. Произошла потеря устойчивости системы, что отвечает теории русского математика Ляпунова. Примерно такие же диспропорции были во Франции накануне Великой революции. Быстрый экономический и демографический рост Китая и Индии с учетом опыта мировой истории не может не вызывать опасений.
Но через несколько десятилетий развивающиеся страны неизбежно придут к тому же положению, в котором пребывает сейчас Запад. К 2100 году население стабилизируется на уровне 10-11 млрд человек, треть населения будет старше 65 лет, 8% – старше 80 лет. По моему глубокому убеждению, это слом всей парадигмы развития человечества, этот качественно иной путь развития повлияет на цивилизацию сильнее, чем любая чума или мировая война. В России, к примеру, через десяток лет стариков будет больше, чем молодежи. Генералов станет больше, чем солдат. Не исключено, их придется покупать в Китае.
в: А профессоров станет больше, чем студентов. Наверное, общество будущего потеряет агрессивность, упадут амбиции, пропадет стимул для развития...
о: Агрессивность и воинственность погаснут. Но неизмеримо вырастет роль интеллекта. Человек станет больше внимания уделять образованию, науке, культуре, а с кризисом рождаемости общество, я надеюсь, справится естественным путем. Как говорил итальянский экономист и мыслитель Вильфредо Парето, человечеством можно управлять только следуя природе человека.
в: Все-таки вы как ученый взираете на человечество с высоты орлиного полета. Не может быть, чтобы у России не было национальных отличий. Как вы относитесь к поиску национальной идеи, которая долго занимала наши лучшие умы?
о: В давно минувшие времена я в ЦК КПСС уже предлагал национальную идею, которая сплотила бы народ: поднять всенародное движение за освобождение Аляски от Америки. Тем более что юридически права США на эти земли не закреплены. А если с Испанией объединиться, можно еще за Калифорнию побороться. В ЦК КПСС только посмеялись. Но некоторые идеи нынешних политиков чем-то сродни той старой шутке. С другой стороны, Россия благодаря географии, истории, культуре во многом отражает в своем развитии глобальные проблемы человечества. Поэтому для нас эти вопросы имеют весьма конкретное значение, чего нельзя сказать о мононациональных странах.
в: Вы говорите о росте влияния науки, но пока процветает лженаука. И не только в нашей стране. Уфологи вообще пришли с Запада. Как и экстрасенсы. Может быть, в будущем наступит некий симбиоз научного прогресса и иррационального знания?
о: Это не произойдет, потому что это только симптомы кризиса. Картина действительно повсеместная, и объясняется она быстрым переходом к информационному обществу, когда человек не успевает переварить чудовищно возросшие потоки информации. Мне на телевидении настойчиво рекомендовали делать сюжеты про ясновидящих и экстрасенсов, но я наотрез отказывался, из-за чего на "Первом канале" программу сняли из эфира.
Когда-то в моде был так называемый феномен Кулешовой – тактильное ясновидение, и мы с приятелями в шутку написали в научную комиссию про человека, который обладает даром "членовидения". Нам поверили! Между прочим, я однажды проявил малодушие, выступив вместе с знаменитой Джуной в штабе Варшавского договора. Джуна мгновенно овладела залом, а один полковник под влиянием ее чар свалился со стула. Джуна долго уговаривала меня, чтобы я пригласил ее в передачу "Очевидное – невероятное", но я устоял. Потом написал маршалу Куликову о том, что очень странно высшему генералитету под маской науки демонстрировать эту белиберду. Ответа не получил, а через три месяца Варшавский пакт распался.
в: Сергей Петрович, хотя быть знаменитым некрасиво, но надо прямо признать, что из российских ученых вы известны больше всех. Как живется человеку от науки, ведь вы не шоумен, с этим ощущением?
о: К популярности надо относиться как к року и с юмором. Помню, одна журналистка сказала отцу: "Смотрите, какой у вас сын знаменитый". Отец ответил: "Это я знаменит, а он просто известен". Когда я делал первые шаги на телевидении, академик Арцимович предрек: "Этим ты ставишь крест на академической карьере". Мне сто раз намекали: популярность вызывает недовольство, академику не положено высовываться, даже если он занимается просветительской деятельностью. Лучше читать лекции 20 студентам, чем по ТВ обращаться к 20 миллионам. В Академию наук меня не пустили, но могу утешиться тем, что я член Европейской академии наук, куда из России избрали всего около пятидесяти ученых. Знаменитого американского астронома Карла Сагана, который занимался популяризацией науки, тоже не избрали в Национальную академию наук США.
в: Слава, как говорили древние, – это не только любовь, но и зависть. Сергей Петрович, вам исполняется 80 лет. Разрешите от имени редакции и всех читателей "Известий" поздравить вас с юбилеем. Какое у вас настроение в этот день?
о: Когда одного из деятелей Французской революции аббата Сийеса спросили, как он прошел все эти десятилетия, он ответил: "Я выжил". Мне про юбилей хочется сказать такие же слова. Очень уж все это шумно, а мне интереснее всего говорить с друзьями и сидеть за письменным столом, как раньше я работал в лаборатории.
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
Родился 14 февраля 1928 года в Кембридже (Англия), где в знаменитой лаборатории Резерфорда работал его отец Петр Капица, лауреат Нобелевской премии. С 1935 года живет в СССР. Закончил МАИ. Работал в ЦАГИ, Институте геофизики, Институте физических проблем РАН. 35 лет заведовал крупнейшей в стране кафедрой физики в Московском физико-техническом институте. Член Римского клуба и президент Никитского клуба, проректор Российского нового университета. С 1973 года ведет на телевидении передачу "Очевидное – невероятное". Профессор Сергей Капица – лучший ученый из телеведущих и лучший телеведущий из ученых. Лауреат Государственной премии СССР, премии Правительства России, премии КАЛИНГИ ЮНЕСКО и Российской академии наук за популяризацию науки.
Брат Андрей – известный географ, исследователь Антарктиды, основатель Дальневосточного отделения РАН, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой МГУ. Сын Федор – филолог, работает в Институте мировой литературы, дочь Марья – психолог, работает в МГУ, дочь Варвара занимается организационной работой и воспитывает двух внуков, из которых старший окончил ВМК МГУ. Старшая внучка Вера завершает аспирантуру, а младшая Саша окончила психфак МГУ и работает в консалтинговой фирме.
Сергей Лесков
Источник: "Известия"