Тридцать с чем-то лет – это большой срок или нет?
Наверное, не очень, учитывая, что нормальная человеческая жизнь не так уж и коротка, и тридцать лет – это лишь время становления зрелого человека. По сути, начало по-настоящему самостоятельной жизни.
Казалось бы, 70-е годы были совсем недавно. Но мы – такова уж особенность нашей национальной памяти – уже успели прочно их забыть. Когда смотришь фильмы семидесятых годов, испытываешь странное чувство. Да – дежа вю. Да, с тобой это когда-то было. Битва за расклешенные брюки в школах (линеечками учителя замеряли, не больше 20 сантиметров может быть клеш, а если больше, то это уже – вызов, это уже такое школьное "диссидентство"). А длинные волосы у юношей, "под Биттлов"? Вы будете смеяться, но ведь тоже линеечкой замеряли. Не помню уже, сколько там было положено. А "Бони М"? А "народные дружины"? А строго отпущенное количество "медленных танцев" на дискотеках в пионерских лагерях? А насколько близко во время танца можно было приближаться к девочке? А "белые танцы" – этот невозможный "момент истины": кто тебя выберет и выберет ли вообще?
Мы слишком затаскали и истрепали слово "империя". Но жизнь любой империи складывается из повседневных мелочей. И это особенно проявляется на закате империи, когда ее идеологическая мощь ослабевает, государственное тело дряхлеет, а вот жизненнный, как сказали бы сейчас, формат остается и даже, как ни странно, расцветает. Так было, например, с поздним Римом. Так было и с поздним Советским Союзом.
Фильм Карена Шахназарова о 70-х годах называется очень точно "Исчезнувшая империя". Не "Крушение империи", не "Гибель империи". В 70-е годы советская империя именно исчезала, утекала сквозь пальцы, а мы даже не пытались этот процесс фиксировать. Какая мощная литература была в послевоенное время и в 60-е годы! А в 70-е? Почти не помним ничего. Своим фильмом Карен Шахназаров, режиссер вообще отчетливо ностальгического жанра (вспомните его дивный "Зимний вечер в Гаграх"), отдает дань нашему, может, и не лучшему, но нашему родному прошлому.
Действие фильма разворачивается в 70-е годы прошлого века в Москве. В центре сюжета классический любовный треугольник – два парня и девушка. Они учатся в одном институте, ссорятся, мирятся, испытывают первые разочарования, одерживают первые победы, даже не догадываясь о том, что уже очень скоро страна, в которой они родились и живут, исчезнет со всех карт мира.
"Исчезнувшая империя" – попытка на примере частной истории любви двух молодых людей рассказать о важнейшей эпохе в жизни нашей страны. Современных фильмов, которые отражали бы период так называемого "застоя", практически нет.
"Исчезнувшая империя" – еще и сознательная реплика в сторону большого советского кинематографа, который с каждым годом становится все востребованнее и любимее зрителями разных возрастов и социальных групп.
Вспоминать свое прошлое без злобы и пены на губах, без саркастической ухмылки, но с доброй улыбкой и пониманием – это то, чего нам сегодня катастрофически не хватает.
Источник: "РГ"