Сегодня автономный край Косово может объявить о своей независимости. Не дождавшись решения Генассамблеи ООН. И уж тем более без оглядки на Белград и Москву. В преддверии этого события многие вновь заговорили о том, что косовский прецедент станет спусковым механизмом и для непризнанных государств на территории бывшего СССР. Наш обозреватель Юрий Снегирев вернулся из одной такой республики — Абхазии.
Все вокруг российское, все вокруг мое?
Так уж повелось, что когда мы говорим "мандарин", подразумеваем не только Новый год, но и Абхазию. Есть, конечно, и марокканские, и даже турецкие мандарины, но абхазский — самый натуральный (без удобрений растет!) и сладкий, к тому же поспевает аккурат к новогоднему столу. Мандарины эти сейчас в мешках и коробках на огромных тачках движутся со скоростью пешехода через российско-абхазскую границу. Оранжевый поток не прекращается ни днем ни ночью. Тачки полностью блокировали все проходы к России, так что пробираться приходится по встречной. Это оранжевое золото — главное богатство республики. Есть еще грецкий орех, вино, красное дерево и знаменитая природа. Но если перекрыть мандариновый поток хотя бы на неделю — тысячи абхазов останутся без куска хлеба на зиму.
От границы ведет новенькая шоссейная дорога. Эвкалипты и пальмы защищают от тусклого декабрьского солнца. Такое ощущение, что едешь не по республике, которая пережила кровавую войну и многолетнюю блокаду, а по Лазурному Берегу. Да и машины все больше попадаются соответствующие — "Лексусы" да "Мерседесы".
Водитель оказался словоохотливым.
— Кто дорогу построил? — спрашиваю.
— Как кто? Россия!
— А это что за санаторий такой красивый?
— "Москва"! Раньше "Украина" назывался. Лужков его купил и отремонтировал!
Наша поездка напоминала сказку "Кот в сапогах". Что бы я ни спросил — везде чувствовалась "рука Москвы". Чайные плантации — один российский бизнесмен возрождает чаеводство. Супермаркет? Краснодарский предприниматель открыл. Бензоколонка? И здесь не обошлось без российских денег. Ну, а про частную недвижимость можно было и не спрашивать. В Гаграх есть целые улицы, где домовладельцев-россиян даже больше, чем местных жителей. Москвичи, петербуржцы и тюменцы приезжают сюда в отпуск. А в остальное время года поручают за необременительную плату следить за домом соседям. Правда, в этом году абхазские дома и квартиры подорожали вдвое. Вот что значит сочинская Олимпиада! Ведь от абхазской границы до Олимпийской деревни всего 3 километра.
— А когда Абхазия станет независимой? — спрашиваю таксиста напоследок.
— А мы и так уже 15 лет независимы! Разве не видишь? — ответил таксист, пересчитывая плату за проезд — российские рубли. В Абхазии ходит только наша валюта.
Война и независимость
Абхазия ждет перемен. Отделение Косово от Сербии уж больно напоминает абхазскую ситуацию. Если можно одним, то почему нельзя другим? Сразу после наших выборов в Госдуму со стороны вновь избранных депутатов посыпались довольно смелые заявления о независимости Абхазии и присоединении ее к России. На что тогда грузинский спикер Нино Бурджанадзе тут же отреагировала в том смысле, что сразу за признанием Россией Абхазии Грузия вправе ввести войска в мятежную республику. Как оказалось, угроза эта реальна.
— Ситуация в нашей зоне ответственности стабильно напряженная, — официально прокомментировал "Известиям" положение на абхазско-грузинской границе помощник командующего коллективными силами по поддержанию мира СНГ в зоне конфликта Абхазия, Грузия по информационному обеспечению полковник Александр Диордиев.
Ну а потом без диктофона объяснил мне, что все-таки означает практически медицинский диагноз "стабильно напряженная". Не проходит и недели, чтобы не обстреливали посты миротворцев. Зона ответственности наших военных — 12 километров до реки Ингури, разделяющей воюющие стороны, и 12 километров за ней. В этой зоне Абхазия имеет право держать не более 650 вооруженных милиционеров. Грузия — 750 полицейских. На деле с грузинской стороны находятся 2500 вооруженных до зубов военнослужащих. И еще 2000 человек засели в Верхнем Кодори и не собираются оттуда выходить. В лагерях замечены инструкторы из Франции и США. Если посмотреть на оперативную карту района, то столицу Абхазии — город Сухуми можно взять "в клещи" меньше чем за сутки. Безусловно, миротворцы будут сражаться до последнего. Но силы неравны...
На экране президент Грузии Михаил Саакашвили. Оперативная съемка сделана 30 октября этого года. Тогда миротворческий патруль по ту сторону Ингури задержал и разоружил пять вооруженных грузин во главе с Тамазом Хурцией. Он уже много лет совершает бандвылазки в Гальский район Абхазии. Тамаз на этот раз был вооружен гранатометом. И пообещал сжечь БТР миротворцев. Наши на следующий день в присутствии ооновцев собирались передать арестованных грузинской стороне. Но та затягивала "мероприятие". И только когда прилетел Саакашвили, передача состоялась.
...На экране разгоряченная толпа грузин во главе с президентом. Все машут руками. Отчетливо слышен мат по-грузински и по-русски. Наши солдатики еле сдерживаются, чтобы не открыть автоматную стрельбу. И пятятся, пятятся... Дула направлены в землю. Разгоряченная толпа готова разорвать миротворцев.
— Если бы у кого-то из наших не выдержали нервы, то началась бы война, — комментирует происходящее на экране полковник Диордиев. — Потом грузины из пулемета обстреляли нашу "вертушку". Пуля прошла в миллиметре от головы бортмеханика.
По последним оперативным данным, на той стороне заметно выросла военная активность. Такое ощущение, что обещание Нино Бурджанадзе — не просто слова. Как только Абхазию кто-нибудь признает независимой, начнется новая война. Абхазы тоже не сидят сложа руки. К Гальскому району стянуты дополнительные армейские подразделения. Все лето вооруженные силы республики проводили военные учения. Абхазия готовится не только к независимости, но и к войне.
Граница или прифронтовая полоса?
От Сухуми до границы с Грузией чуть больше ста километров. Ехать по раздолбанной дороге — сущая пытка. Туристы сюда не заглядывают, так зачем тратиться на асфальт? Военная техника и так пройдет. Фактически здесь прифронтовая полоса в период перемирия. На границе работают четыре пропускных пункта. Есть и таможня, и даже пункт санобработки. Летом со стороны Грузии в Гальский район пришла калифорнийская свиная чума. Почти все поголовье хрюшек пришлось расстрелять и сжечь. Но сейчас Ингури обмелела. Можно запросто пройти границу в любом месте. Этим каждый год пользуются боевики из диверсионного грузинского отряда "Белый легион". Перейдут под покровом ночи реку. Подожгут несколько домов, захватят заложников — и за реку. Таким образом они не только отпугивают российских туристов от Абхазии, но и запугивают местное население.
— В Гальский район уже вернулось более 65 тысяч грузинских беженцев, — рассказывает "Известиям" полномочный представитель президента Абхазии в Гальском районе Руслан Кишмария. — Это те, кто не воевал с абхазами. Те, кто намерен мирно жить вместе с абхазами. А диверсанты специально запугивают население. Или вот еще — в последнее время по домам грузин стали ходить люди с той стороны. Заполняют бумаги под видом учета беженцев. На самом деле идет подпольное голосование за президента Саакашвили. Почти 70 тысяч голосов у него уже есть.
Вопрос о грузинских беженцах грузинская сторона напрямую связывает с независимостью Абхазии. Референдум, на котором абхазы заявили решительное "да!" своей независимости, Тбилиси считает недействительным на том основании, что не были учтены голоса почти 300 тысяч грузинских беженцев, ранее проживавших на территории республики. Дескать, когда они вернутся, то пусть еще раз все проголосуют. Только грузинских беженцев сейчас почти в два раза больше, чем абхазских граждан. Исход голосования очевиден. Да и не собирается Абхазия голосовать дважды по одному и тому же вопросу!
— Грузины даже не извинились за причиненные страдания! — возмущается Руслан Кишмария. — О каком мире может идти речь? Абхазия никогда не войдет в Грузию! Так и запишите!
Мы и так сами по себе!
Министерство иностранных дел Абхазии занимает второй этаж самого обыкновенного офисного здания в центре Сухуми. Министр Сергей Шамба принимал меня в своем уютном кабинете. На стене картины абхазских художников. Пришлось даже выстоять небольшую очередь — в эти дни к министру выстроились журналисты из Румынии, Франции и Германии. Всем интересно: как Абхазия среагирует на отделение Косово?
— Абхазия уже 14 лет независима! — уверяет меня министр. — За эти годы построено государство с эффективным управлением. — Сформированы все атрибуты власти. Введены национальные паспорта!
— А валюту свою вводить будете?
— Валюту — не будем! Нас вполне устраивает российский рубль.
— Так Абхазия присоединится к России или нет?
— Заявляю официально: нет, не присоединится. Зачем? Мы ведь сражались именно за независимость. Мы готовы разместить у себя российские военные базы. Готовы развивать инвестиционные проекты. Вот Олимпиада. Щебень можно брать для строительства спортивных объектов с берегов реки Бзыбь. Там же можно построить цементные заводы. Готовы разместить у себя часть туристов. А если запустить аэропорт Сухуми, то олимпийских самолетов можно принимать вдвое больше!
Непростой выбор
Выборы президента Абхазии в 2004 году стали отправной точкой нынешней внешней политики Абхазии. На финишную прямую вышли два кандидата — Рауль Хаджимба и Сергей Багапш. По всей республике были расклеены плакаты, где Хаджимба стоит под руку с Владимиром Путиным. Именно Хаджимба накануне выборов добился, чтобы всем абхазам, принявшим российское гражданство, платили российскую же пенсию. 2,5 тысячи рублей против абхазских 300—400 — серьезная прибавка. И народ пошел голосовать за Рауля. Но Хаджимба был ставленником первого президента Абхазии Владислава Ардзинбы. А народ жаждал перемен. Поэтому голоса избирателей поделились примерно поровну. Что творилось в Сухуми в те осенние деньки! В столицу прибыли вооруженные сторонники кандидатов. Даже захватывали республиканское телевидение, чтобы пустить в эфир компромат. Дело доходило до драк! Кулаками махали даже в Конституционном суде! Хаджимба шел по пути соединения с Россией. Багапш был за независимость, но при этом за ассоциированные отношения с "большим братом". В самый разгар предвыборного скандала в конфликт вмешалась Россия. Достаточно было перекрыть по санитарным соображениям границу на недельку, как все тут же успокоилось. Было достигнуто соглашение между Хаджимбой и Багапшем. После многонедельного противостояния уже в 2005-м Багапш стал президентом Абхазии. Хаджимба — вице-президентом. И Абхазия взяла курс на независимость. Но на такую, чтобы получать помощь от России. Через границу между Абхазией и Россией, несмотря на все атрибуты, колючую проволоку и даже магазин дьюти-фри, пускают по внутренним российским паспортам.
Договор дороже денег
По словам главного дипломата Абхазии Сергея Шамбы, в непризнанной республике ждут только одного — подписания договора о дружбе и сотрудничестве между Россией и Абхазией. Проект такого договора уже поступил в нашу Государственную думу. Более того — он одобрен. Сергей Миронович показывает бумаги с многочисленными подписями. Теперь дело за российской государственной машиной.
— Подписание такого договора станет фактическим признанием нашей республики, — рассказывает министр. — Остальные страны нас не так волнуют. Россия для Абхазии — как целая вселенная! Вы только подумайте — выросло целое поколение абхазов, которое, кроме своего дома, ничего не видело! Не было паспортов! Сейчас с приобретением российского гражданства молодежь может выезжать в любую точку мира (около 90 процентов абхазов имеют российское гражданство. — Ю.С.). Ну, а вслед за Россией, вероятно, потянутся и другие страны. Так, шаг за шагом, мы утвердимся в мире как самостоятельный субъект. Хотя повторюсь — мы и так независимы! Даже если Россия под давлением обстоятельств нас и не признает...
Путешествуя по Абхазии я заметил одну особенность. Простые люди в частных беседах ратовали за присоединение Абхазии к России. Аргументы их были просты как наш общий рубль. Российские зарплаты пересиливали любые рассуждения о патриотизме. Кроме этого присоединение давало твердую гарантию от агрессии со стороны Грузии. После вхождения Абхазии в Российскую Федерацию новый толчок получит экономика. Ну а инвестиции просто потекут рекой! В соседнем Сочи просто негде строить новые отели. А на просторах Абхазии места сколько угодно!
Но чем более высокий пост занимал мой собеседник, тем больше патриотизма чувствовалось в его речах. Начиная от "пролитой за независимость крови" и заканчивая рассуждениями о банальном предательстве интересов нации. И мне стало совершенно понятно, что чиновники ни за что не отдадут Абхазию России. Представьте себе: весь абхазский истеблишмент поменяется на российских управленцев. Теплые насиженные места придется уступить менеджерам-профессионалам. Подумать только: выбранного с таким трудом президента могут снять одним росчерком пера из Москвы! Республике придется отсчитываться перед Сергеем Степашиным и перед его Счетной палатой. А кому нужна эта головная боль?
Да и так ли нужна Абхазия России? Разве у нас у самих мало депрессивных в экономическом плане регионов на том же Кавказе? Разве некуда вкладывать деньги? Одно восстановление Чечни чего стоит бюджету! Подписав договор с Абхазией, Россия не только потеряет лицо (вспомните, как мы протестуем против отделения Косово. — Ю.С.), но и наживет себе новые проблемы. Тогда уж точно станет неизбежна война с Грузией и ее союзниками. А с Олимпиадой придется проститься — вряд ли кто-нибудь поедет в пылающий регион.
Но в Сухуми все еще надеются, что Россия после признания Косово все же подпишет договор с Абхазией. И при этом войны не будет. Прецедент с Косово дает слабую надежду на это...
Юрий Снегирев
Источник: "Известия"