ИЕРУСАЛИМ, 6 декабря. Премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт, выступая на торжественной церемонии, посвященной 40-летию начала борьбы евреев СССР за право выезда в Израиль, заявил, что победа, одержанная ими в этой борьбе, стала одной из причин распада Советского Союза. Как передает O-Media, Ольмерт сослался на советского диссидента и израильского экс-министра Натана Щаранского, сказавшего, что победа, одержанная советскими евреями в борьбе за право на выезд, «существенно подтолкнула Советский Союз к распаду и, тем самым, изменила мировой порядок».
Сам Щаранский заявил на церемонии, что победа не могла бы быть одержана без «узников Сиона» (так в Израиле называют отказников, страдавших в СССР за желание выехать в Израиль в эпоху Брежнева), которые ходили на демонстрации, требуя отпустить их, и обучали своих детей ивриту. Щаранский отметил, что первыми в борьбе были 18 грузинских евреев, написавших письмо Генсеку ООН, требуя добиться осуществления их права на отъезд на историческую родину.
Источник: "РОСБАЛТ"
* * *
Весьма необычный подарок преподнес российским евреям премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт. Пока в Москве высокие лица Российского государства зажигали с лидерами иудейской общины ханукальные свечи и с обоих сторон говорилось немало слов о конструктивном сотрудничестве, о необходимости борьбы с проявлениями антисемитизма и ксенофобии, израильский лидер подложил российским евреям если и не свинью, то уж точно какое-то животное у которого копыта не раздвоены.
5 декабря в Иерусалиме состоялась праздничная церемония, посвященная 40-летию начала борьбы за репатриацию евреев из СССР в Израиль, сообщает The Jerusalem Post. В мероприятии принял участие Эхуд Ольмерт, чьи родители в свое время тоже эмигрировали из советского государства. Выступая перед ветеранами движения и бывшими "отказниками", Ольмерт заявил, что репатрианты, добившиеся права на выезд, внесли значимый вклад в развал СССР. Ольмерт сослался на советского диссидента и израильского экс-министра Натана Щаранского, сказавшего, что победа, одержанная советскими евреями в борьбе за право на выезд, «существенно подтолкнула Советский Союз к распаду и, тем самым, изменила мировой порядок».
Вот так вот, не больше и не меньше. Крупные деятели современного Израиля считают достижением эмигрировавших евреев
не падение коммунистического режима, в оценке которого в России еще есть определенные разночтения, а именно
распад СССР, официально, на высшем уровне, признанный у нас «крупнейшей геополитической катастрофой XX века». То, что принесло неисчислимые страдания 300 миллионам человек на одной шестой части суши — вооруженные конфликты, геноцид, депортации, нищета, голод, разделенные семьи, разорванные культурные связи, нарастание межнациональной ненависти — всё это, оказывается, для кого-то радостное событие.
Причем смыслом всех этих страданий была возможность нескольким тысячам «отщепенцев» (как любила выражаться советская пропаганда) покинуть пределы нашей страны. Трудно было бы сделать этой пропаганде более вкусный подарок, будь она жива. Ведь Ольмерт своими словами подтвердил все то, что десятилетиями писали советские авторы обличители — смысл еврейской эмиграции из СССР не в осуществлении евреями права на историческую родину, а в нанесении прямого ущерба СССР, а эмигранты и отказники — изменники Родине, заслуживающие лишь суровых репрессий. В 1990-е годы нас почти удалось убедить в том, что ничего подобного, что антисемитское сталинское и послесталинское руководство мешало евреям уехать исключительно по амалекитянской злобе своей. И вдруг — такое признание, причем не от кого-нибудь, а от самого лидера Израиля.
На самом деле, скандальное заявление Ольмерта ставит очень важный и болезненный вопрос о причинах возникновения антисемитизма. Эти причины не сводятся к дикости, непросвещенности и разным низким умонастроениям. Напротив, антисемитизм очень часто бывает связан с конфликтом двух высоких настроений — любви евреев к своей Родине и нации и любви к Родине и нации живущих рядом с евреями народов. Любовь к своей Родине, стремление поставить её интересы выше любых других, естественное свойство развитого, цивилизованного человека. Именно патриотизм является формой того организующего начала, которое превращает нас из животных в людей. И когда в определенном сообществе обнаруживаются люди или группа людей для которых наша Родина не на первом месте, а в лучшем случае на втором и для которых на первом месте стоит некая другая Родина, то возникновение к этой группе негативных чувств вполне логично, хотя и деградирует очень быстро в чудовищные, низкие и позорные формы.
Именно такое объяснение природы антисемитизма дает выдающийся отечественный ученый-историк Соломон Яковлевич Лурье в работе «Антисемитизм в древнем мире»:
«Постоянной причиной, вызывавшей антисемитизм, по нашему мнению, была та особенность еврейского народа, вследствие которой он, не имея ни своей территории, ни своего языка, и будучи разбросанным по всему миру, тем не менее (принимая живейшее участие в жизни новой родины и отнюдь ни от кого не обособляясь) оставался национально-государственным организмом.
В этом отношении показательно следующее. Во время европейской войны, когда, с одной стороны, расцветали махровым цветом возникшие уже в средние века легенды о еврейском шпионаже, сжигании евреями хлеба на корню, собирании золота в гробы для отправки неприятелю и т. д., а с другой стороны, еврейская пресса (""Восход"") из кожи вон лезла, чтобы доказать несуществующий патриотизм евреев и печатала портреты евреев – георгиевских кавалеров – в еврейской массе был особенно популярен трогательный рассказ. Во время панического бегства австрийцев в Карпатах какой-то еврей – унтер-офицер, грубый и малограмотный человек, но неоднократно отличившийся и имевший георгиевские кресты, – бросился в атаку одним из первых и, настигнув ближайшего австрийского солдата пронзил его штыком. Несчастный успел только воскликнуть: ""Шма, Исраэль!"" (еврейская повседневная молитва) и упал мертвым. С злополучным же героем произошла резкая перемена. Он забился в угол, целых три дня ничего не ел и на четвертый день зарезался бритвой. Если мы вдумаемся в этот рассказ, то увидим, что психологические переживания унтер-офицера до и после убийства соплеменника вполне однородны, разница лишь в том, что до убийства объектом его национально-государственного чувства была Россия, а после убийства обнаружилось, что это чувство было поверхностным, наносным, и что в душе унтер-офицера гораздо глубже сидело другое национально-государственное чувство, объектом которого был еврейский народ».
И Эхуд Ольмерт блестяще подтвердил справедливость этого вывода. Неясность, двусмысленность лояльности евреев вне пределов своего государства всегда будет порождать опасение, что «получится как с СССР», а это в свою очередь будет провоцировать антисемитизм, который очень быстро принимает дикие и грязные формы гитлеровского расизма и тому подобного. Причем лидеры Израиля и вожди сионистского движения отчасти провоцировали это явление вполне сознательно, подчас даже преувеличивая нелояльность евреев странам, в которых они живут.
И выступление Ольмерта, прозвучавшее в столь резком диссонансе с ханукальными объятиями официальных лиц и лидеров еврейской общины России, возможно и имело эту провокационную цель. Российские евреи в общем и целом склонны к достаточно высокому уровню абсорбции и втягиванию в интересы нашей страны как государства и как империи и объективно способны выступать в качестве ценных агентов российского влияния по всему миру. И политика разумной интеграции и диалога направлена в данном случае именно на такое развитие событий в интересах российской внешней политики.
Но подобная двойная лояльность российских евреев в Израиле не нравится очень и очень многим. Руководство этой страны предпочло бы, чтобы они составляли однозначно ориентированное израильское лобби в России, и преследовали по всему миру именно израильские интересы. А для этого, подчас, бывают хороши и такие сомнительные средства, как провокационное выступление Ольмерта, которое вызовет в России понятный резонанс и упадет еще одной капелькой на весы антисемитской пропаганды.
Впрочем, Ольмерту в этом смысле далеко и до многих российских «антифашистов», и до американской студентки-еврейки Сары Маршак, совершившей едва ли не самое необычное hate-crime в истории США. Она сама наносила краской свастики и расистские надписи на стены своей двери в общежитии Университета Джорджа Вашингтона и сама же их разоблачала, пока не была поймана за руку после того, как полиция установила в общежитии камеры видеонаблюдения.
Высказывания Ольмерта ставят перед евреями в России и тем более перед русскими в России непростую проблему. Жить в условиях, когда живущие с тобой в одном доме неровен час сыграют решающую роль в его обрушении весьма тяжело. Неприятно думать, что лет через двадцать какой-нибудь новый Ольмерт будет благодарить нынешних российских евреев за их роль в распаде России. И перед российской политикой рано или поздно встанет вопрос либо о нахождении средств, которые исключили бы, или существенно ограничили фактор двойной лояльности в жизни российских евреев (впрочем, ту же проблему пытаются спровоцировать некоторые экстремисты и в отношении российских мусульман), либо о форме фиксации лояльности к Израилю, как основной для еврейских жителей России, в форме предоставления им гражданства государства Израиль, что устранило бы массу неясностей.
Источник: "Русский проект"
* * *
Премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт поблагодарил советских евреев за развал СССР и за то, что они сделали Израиль более богатым и преуспевающим. Это довольно циничное выступление израильского лидера прозвучало на торжественной церемонии, посвященной 40-летию начала борьбы советских евреев за право эмиграции в Израиль.
«Это не пустое бахвальство, — распространялся Ольмерт. — Советский режим не смог устоять перед мужественными евреями, борющимися за свое основное право — жить в стране своих предков». По его мнению, на требование выезда в Израиль советских евреев вдохновила «великая победа» Израиля в Шестидневной войне 1967 года против арабских стран, «снабженных лучшим советским оружием».
«Наша страна вдохновила их: великая победа в Шестидневной войне, освобождение Иерусалима и Стены Плача, победа израильских солдат в войне с враждебными армиями, снабженными лучшим советским оружием — привели к подъему национальной гордости среди советских евреев, чью национальную самоидентификацию безуспешно пытался стереть тоталитарный режим», — цитирует выступление Ольмерта Интернет-портал Cursorinfo.co.il.
Кроме того, заметил премьер, советские евреи значительно изменили и сам Израиль, сделав страну богаче, разнообразнее и более преуспевающей.
Далее израильский премьер объяснил, что именно борьба евреев против СССР и стала «главным элементом развала советского режима». Такого циничного плевка в нашу историю и прошлое нашей страны мы давно уже не слышали.
«Деятельность борцов за выезд в Израиль в Советском Союзе и их героическое противостояние попыткам властей заставить их замолчать вызвали широкий резонанс в еврейских общинах по всему миру», — провозгласил Ольмерт. «Многочисленные демонстрации, прошедшие в разных странах, а также протесты, заявленные многими правительствами на Западе, оказали давление на советский режим и принудили его облегчить процесс получения разрешений на выезд, — продолжал свою мысль израильский премьер. «Это облегчение доказало активистам-правозащитникам и другим противникам режима в Советском Союзе, что даже если невозможно победить систему на этом этапе, можно ее расшатать и приблизить ее конец. Таким образом, борьба за выезд в Израиль стала главным элементом развала советского режима», — подвел он итог своему выступлению.
«Операция по открытию запертых ворот СССР доказала, что ничто не может устоять перед мощью нашего единства, — провозгласил Ольмерт. — Все, что нам нужно сделать сейчас, — это направить громадную силу, заложенную в этом народе, в будущее — для достижения важных и не менее достойных, чем свободная репатриация в Израиль, целей и бороться за них так же непримиримо», — призвал премьер-министр Израиля.
Что это за цели и с кем дальше намерены непримиримо бороться евреи, он не уточнил. Хотя можно предположить, что под этими целями подразумевается «окончательное решение» палестинской проблемы, уничтожение тех группировок, которые Израиль считает террористическими («Хамас» и «Хезболла») и свержение ненавистного для израильтян иранского режима.
Правда, на практике Израилю сегодня все больше приходится бороться за выживание. Своей политикой еврейское государство настроило против себя практически весь исламский мир. Многие силы в нем до сих пор открыто или тайно стремятся к ликвидации Израиля. Даже сами евреи в последнее время скептически смотрят в будущее своего государства. В этой ситуации руководители Израиля рассчитывают в т. ч. на новую волну миграции из стран бывшего СССР и не скрывают того факта, что хотели бы принять у себя всех русскоговорящих евреев.
Ну и, конечно, Израиль надеется на безграничную помощь своего «старшего брата» — Вашингтона. Впрочем, несмотря на свою силу и влияние, Соединенные Штаты тоже не всемогущи и отнюдь не вечны. В этой связи постоянная демонстрация лояльности к американцам и их геополитическим проектам со стороны руководства Израиля может в будущем больно аукнуться всему еврейскому народу. Не слишком дальновидно со стороны Ольмерта столь нагло плевать в наше советское прошлое и выставлять на свой счет сомнительную заслугу развала великой страны, в которой, кстати, и евреи являлись такими же полноправными гражданами, как и все остальные.
Источник: "КМ.Ru"