В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Итоги «Собора»

«Объединительный Собор» в Киеве состоялся. Новая Церковь создана. Что дальше?

Итог первый. Триумф Президента

Президент получил то, что хотел. Во всяком случае, пока все идет по его плану. Для Петра Алексеевича программа минимум совпадает с программой максимум. В результате всех интриг, секретных переговоров и действий правоохранительных органов ему нужна самая малость. Первое – это религиозная (на самом деле – политическая) организация ПЦвУ, которая будет называться «автокефальной». И второе – документ под названием Томос, выданный Его Всесвятейшеством этой организации. Все остальное, в том числе содержание Томоса и Устава, многочисленность ПЦвУ, реальная степень ее зависимости от Фанара, кадровый состав, включая «предстоятеля», каноничность в глазах Поместных Церквей и так далее – это второстепенные детали, на которые никто не будет обращать внимания.

И вот 15 декабря самым главным для Президента было то, что участники «Собора» не разругались друг с другом и не сорвали со скандалом мероприятие. Это самый жирный плюс, который перевешивает все минусы, с точки зрения Президента и его Администрации. Президент получил почти красивую картинку: в Святой Софии «архиереи» создают «церковь», которую, якобы наш народ ждал 1000 лет, на Софийской площади этот самый народ ждет результата, внимание всех СМИ приковано в этому событию, везде – онлайн трансляция. И кого за все это поблагодарить надо? Ну конечно же его, Президента Петра!

То, что все это – самое грубое и ярко выраженное нарушение Конституционного принципа отделения церкви от государства – в сторону! То, что такое поведение для «просвещенной» Европы – ужасный моветон (дурной тон) – в сторону! Победителей не судят. Минуточку, не будем говорить: гоп, пока Томос не получим.

Ремарка

В который раз было наглядно доказано, что ПЦвУ – это не церковь, а политическая организация православного обряда. Из всех «архиереев» прибывших на «Собор» только Петра Алексеевича встречали колокольным звоном. Ни «Филарет» ни «Макарий», ни остальные не удостоились такой чести. Все телеканалы показали картинку: под перезвон колоколов Софии Киевской, отец-основатель ПЦвУ шествует на «Собор». Вот он – триумф! Вот он – миг славы! Да, ладно, скажут обыватели, ну звонили в колокола, ну и что? Может просто совпало. Нет, не совпало. Как не совпало и то, что Президент восседал на «Соборе» не в «ложе для почетных гостей», а в самом президиуме. Не совпало и то, что именно Президент выступал перед участниками мероприятия и давал им напутствие как и что решать. Не совпало и то, что для массовки на Софийской площади народ свозили целенаправленно по разнарядке «сверху». Чиновников, бюджетников, в общем тех, кто так или иначе не мог отказаться. Админресурс, одним словом. Ну, что еще надо людям, чтобы они наконец-то поняли, что ПЦвУ – это чисто политический проект, ни чего общего с христианством не имеющий.

Итог второй. Триумф Филарета

Господин Денисенко также может записать очко в свою пользу. Несмотря на то, что с точки зрения Фанара УПЦ КП просто не существует, Киевский патриархат вынудил «объединительный Собор» под главенством митрополита Галльского Эммануила признать итоги своего «архиерейского» собора 13 декабря. Напомним, что главным его итогом было выдвижение единого кандидата от УПЦ КП, «митрополита Епифания», полностью подконтрольного господину Денисенко. С помощью этого 39-летнего «иерарха» господин Денисенко надеется не только фактически управлять ПЦвУ, но и сохранить свое «патриаршество» пусть и с приставкой «почетное».

И как тут не вспомнить события 25-летней давности, когда после Харьковского Собора, на котором господин Денисенко был отстранен с поста Предстоятеля УПЦ и запрещен в священнослужении, он создал свою УПЦ КП. Тогда, также понимая, что его кандидатура на пост «патриарха» УПЦ КП является персоной нон грата, он поставил на эту должность ничего не смыслившего в церковных делах Владимира Романюка, а себя «всего лишь» его «заместителем». Однако всем было понятно, кто фактически управляет УПЦ КП. Владимир Романюк скончался в 1995 г. при весьма загадочных обстоятельствах, а перед своей смертью обратился в Управление по борьбе с организованной преступностью с заявлением, в котором просил защиты от своего «заместителя».

Ремарка

«Предстоятелем» ПЦвУ избран Сергей Петрович Думенко, он же «митрополит Епифаний». В 39 лет стать «митрополитом Киевским» это завидный карьерный взлет. Еще похлеще чем у высокопреосвященнейшего Александра (Драбинко). Но тот хотя бы стал в свое время, законным каноничным архиереем, а этот как был никем, так никем и остался. И это не оскорбление новоявленного «митрополита Киевского», а только лишь констатация факта. Его «архиерейская хиротония» была совершена в 2009 г. анафематствованным «Филаретом» и еще семью «архиереями», из которых никто не получил свое епископство в каноничной церкви. В общем как в известной комедии «Иван Васильевич меняет профессию»: «Одевай шмотки царские – царем будешь». Не известно только одно – кто с таким царем…, простите «предстоятелем», будет служить Божественную Литургию Его Всесвятейшество Вселенский патриарх Варфоломей Первый? Но это уже следующий итог «объединительного Собора».

Итог третий. Катастрофа патр. Варфоломея

Патриарха Варфоломея «Собор» поставил в очень интересную ситуацию. Мнение о том, что по замыслу Фанара во главе ПЦвУ должен был оказаться кто-то с настоящей, а не бутафорской архиерейской хиротонией выражалось очень многими богословами и публицистами. В противном случае все действия патриарха Варфоломея приобретают ярко выраженный раскольнический характер. Ему могли бы простить «воссоединение» раскольников с Константинопольской Церковью, но ему вряд ли простят сослужение с мирянином в епископском облачении, коим является по факту господин Думенко.

Возможно патриарх Варфоломей уговорит Сергея Петровича перерукоположиться на Фанаре, но это представляется чем-то невероятным. Конечно патриарх Варфоломей очень рассчитывал на то, что на «объединительном Соборе» изберут или кого-то из самих фанариотов, или протеже Президента, митрополита Симеона, но этого не произошло. «Патриарх» Филарет переиграл патриарха Варфоломея. По крайней мере, по результатам первого дня «объединительного Собора». И теперь у Его Всесвятейшества жуткая проблема – ему надо как-то объяснить Поместным Православным Церквям, почему он приемлет в качестве «предстоятеля» ПЦвУ «епископа», который на самом деле никакой не епископ.

И вариантов у Его Всесвятейшества немного. О первом сказано выше – попытаться уговорить Думенко перерукоположиться в срочном порядке. Однако это равносильно признанию очевидного факта: раскольники все же есть раскольники и любые их «священнодействия» недействительны. Вряд ли Думенко согласиться на такое, а если и согласится, то начальник (в смысле «почетный патриарх») не позволит. Второй вариант – отказать Сергею Петровичу в совместном служении Литургии и соответственно не дать Томос. Скандал, «зрада» и срыв всех договоренностей (и явных, и засекреченных) с Петром Алексеевичем. Чем на это ответит Гарант украинской Конституции? Андреевскую церковь – назад, экзархов – вон! Невероятно? Да, пожалуй. Вариант третий – признать свое полное поражение, принять господина Думенко «в сущем сане», выдать ему искомый Томос и попытаться сделать хорошую мину при плохой игре. Вариант самый вероятный, но чреватый обвинениями Его Всесвятейшества в расколе, вопиющем беззаконии и, как следствие – полная утрата авторитета и среди Поместных Церквей и среди собственного епископата. Позорная отставка с очень большой долей вероятности. В общем ситуация безвыходная, но патриарх Варфоломей сам себя загнал в этот угол – сам пусть и ищет выход. Хотя выйти из этого тупика самый простой – покаяться перед всем миром за свое беззаконие и удалиться в один из афонских монастырей. Очень достойный поступок, многие Константинопольские патриархи именно так и делали.

Итог четвертый. Катастрофа митр. Симеона

«Объединительный Собор» объединяет только лишь раскольников. Украинская Православная Церковь на приманку не клюнула. Два архиерея на «Соборе» – это ничто. Несмотря на колоссальное давление государственных (а главное – правоохранительных) органов, епископы УПЦ остались верны Церкви Христовой. Процент ренегатов – 2,2. Даже среди апостолов Христовых этот процент был почти в четыре раза больше. Не помогла ни раздача орденов (митрополиту Сарненскому Анатолию), ни привоз в Киев в сопровождении сотрудников спецслужб (митрополит Агапит), ни многочисленные случаи вызовов в СБУ, ни другие способы давления.

Епископы УПЦ не пришли на заседания «Собора» в первый день, а с избранием господина Думенко «предстоятелем» – уже не придут и в последующие дни. Можно лишь посочувствовать ренегатам, бывшим митрополитам УПЦ Александру (Драбинко) и Симеону (Шостацкому). Служить под началом Сергея Петровича Думенко, а главное «почетного патриарха» – участь незавидная. Но что ж поделать, они ее сами выбрали. Хотя покаяние и возвращение в отчий дом доступно всем и всегда.

Ремарка

С высокопреосвященнейшим Александром (Драбинко) все было ясно с самого начала. Его ренегатству никто не удивился, а то, что он покинул УПЦ, многие восприняли с облегчением. А вот митрополит Симеон – самый главный проигравший в сегодняшней «игре предстоятелей». Ведь он не просто пришел на «объединительный Собор», он пришел туда ценой публичной лжи перед всеми людьми, и конкретно перед духовенством своей епархии. Ценой потери всякого уважения к себе, и со стороны своих бывших собратьев, архиереев УПЦ, и со стороны церковного народа, и со стороны своих нынешних коллег и начальников.

Предателей не любит никто. А ведь кто мешал митрополиту Симеону быть последовательным в своих взглядах? Ведь он был единственным епископом, который не согласился с мнением Архиерейского Собора УПЦ 13.11.2018 г. и не подписал его решения. Что мешало ему и дальше последовательно отстаивать свою позицию? В этом случае он бы выглядел как идейный сторонник автокефалии. Герой, можно сказать. Но нет, владыка Симеон стал юлить, заявлять о своем намерении поехать на «объединительный Собор» и одновременно говорить, что решения Архиерейского Собора УПЦ 13.11.2018 г. обязательны для всех и для него в том числе. А вскоре и вообще однозначно заявил клирикам своей епархии, что на «объединительный Собор» не поедет. И вот поехал.

Выставил себя перед всем миром лжецом, лишился своей Винницкой епархии, которая высказала однозначную поддержку Блаженнейшему митрополиту Онуфрию, стал «иудушкой» в глазах епископата УПЦ. И ради чего все это? Вот подумаем, ради чего мог пойти на все это высокопреосвященнейший митрополит Симеон? Правильно! Только ради «предстоятельства» в ПЦвУ. И ведь по ходу «Собора» появилась информация, что Президент и фанариоты изо всех сил давят на участников «собора», чтобы они проголосовали за владыку Симеона. Не хочется вспоминать тридцать сребреников в виде места в президиуме «объединительного Собора», но аналогия напрашивается сама собой.

Итог пятый. Церковь осталась Церковью!

Можно уже сказать с уверенностью, что Украинская Православная Церковь сплотилась вокруг своего Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Онуфрия и готова к любым испытаниям, несмотря на отчаянные попытки превратить ее в политическую организацию по обслуживанию государственных интересов. После вручения Томоса (это пока что еще не факт) репрессии против УПЦ возрастут многократно. Римские императоры – гонители Церкви заявляли христианам: «Вас не должно быть!». Президент заявил Украинской Православной Церкви: «Вам нечего делать в Украине!».

Но апостол Павел сказал: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание». Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 35-39).

Кому-то дано просто прочитать эти слова, а нам верным чадам Украинской Православной Церкви, по-видимому, будет дано их прожить. И слава Богу!


Кирилл Александров
Источник: "Союз Православных Журналистов "


 Тематики 
  1. Религия как инструмент политики   (163)
  2. Православие   (769)
  3. Украина   (616)