В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Между гонимыми и гонителями

События, которые разворачиваются вокруг готовящегося “объединительного собора”, делают выбор, стоящий перед всеми, кто так или иначе вовлечен в происходящее – в качестве участника, комментатора или наблюдателя – все более ясным.

От всего проекта по созданию “Единой Поместной Церкви” трудно было ожидать большого благообразия; за ним с самого начала стояли чисто политические, а не религиозные мотивы, а созидать Церковь не ради угождения Богу, а ради оживления семью смертями умершего рейтинга одного политика или ради показания еще одной бессмысленной дули Москве, значит созидать, в итоге, что-то совсем другое.

Национализм это вообще не религия любви, а совсем даже наоборот, а когда за дело устроения Церкви берутся люди, благочестивые, как Байден, сведущие в Писаниях, как Порошенко, благоговейные, как Парубий, мудрые, как Зорян Шкиряк, и смиренные, как Филарет, результат достаточно предсказуем.

У наших отечественных либералов, которые выражали надежды, что новосоздаваемая структура “будет свободна от пороков РПЦ” есть возможность оценить состоятельность своих прогнозов уже сейчас – когда структура, как таковая, еще не создана, а атмосфера вокруг ее создания сложилась насыщенная – и насыщенная отнюдь не ладаном.

Обыски в церквях и в домах священнослужителей, вызовы на допросы в СБУ по обвинениям в государственной измене, кампания клеветы и запугивания в медиа, сайт “Миротворец”, глумящийся и ерничающий над “попами” в духе комсомольцев 20-тых, требования со стороны светских властей к епископам ехать на “объединительный собор” – все эти попытки загнать хоть кого-то из канонической Церкви на созываемое патриархом Варфоломеем собрание характеризуют все мероприятие совершенно определенным образом.

Давление на украинскую Церковь по масштабам и уровню насилия, конечно, еще очень далеко не достигает 1937 года, но реакция на него помогает понять – и увидеть своими глазами – как были возможны и 1937 год, и Kristallnacht, и многие другие явления в истории ХХ века.
Правительство объявляет какую-то группу своих граждан отравителями колодцев, щупальцами врага, вредителями и шпионами. Являются громогласные патриоты, восклицающие – точно! Вот они, отравители! Вот почему у нас социализм не строится, не растет кокос, валюта обесценивается и Первую Мировую мы проиграли! К ногтю их, гадов, особенно в этой сложной международной обстановке, когда над дорогим отечеством сгустились тучи! Так их, агентов японского империализма!
И мирные обыватели тоже смотрят на это и говорят – ну, наверное, нет дыма без огня, откуда вы так точно знаете, что они не отравляли колодцев и не шпионили в пользу панской Польши? И друзья Великого Проекта, совесть человечества и заступники всех обиженных тут успокаивают смутившихся – во-первых, никаких преследований не происходит, и все это вражеская клевета, во-вторых, эти меры оправданы и необходимы, в-третьих, обратите внимание на вопиющие безобразия в других странах, что вы прицепились к нашим друзьям, которые в нелегкой обстановке...

При нынешних украинских событиях две группы людей оказываются перед необходимостью что-то делать со своими принципами и убеждениями. Первую группу составляют люди, заявляющие о своей приверженности принципам демократии и прав человека, идеалам гражданских свобод и личного достоинства. То, что происходит – государство выстраивает под себя церковную структуру, загоняя в нее при помощи давления со стороны спецслужб – яркий пример попрания всех этих высоких принципов, особенно принципов свободы вероисповедания и отделения церкви от государства.

То, что Госдеп и все его посланники по правам человека хранят многозначительное молчание – понятно и не должно вызывать сильных эмоций. Люди являются государственными служащими, государства отстаивают свои интересы, и если вы принимаете их громогласное провозглашение принципов всерьез – то в вашей наивности не виноват никто кроме вас. Как заметил сумрачный германский гений, “Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно”.

Но есть еще и частные лица, которые не на работе, которые претендуют на то, что у них есть личные принципиальные убеждения – и тут можно наблюдать зрелище неоднозначное и поучительное. Есть люди, которые, действительно, проявляют принципиальность, и, непрестанно браня ФСБ, и для СБУ находят слова порицания. Говорить о том, что все наши либералы и западники горячо поддержали устроение церковного собора при помощи спецслужб, было бы несправедливо.

Но это – скорее достойные исключения из того правила, что люди обычно ориентируются не на принципы, а центры силы – и те, кто привык видеть маяк свободы в Госдепе, будут возмущаться нарушениями прав, когда ими возмущается Госдеп, а если Госдеп деликатно молчит – или неделикатно одобряет – то и они будут молчать или одобрять.

Но оставим их разбираться с их политическими идеалами и обратимся к другой группе – к людям, у которых есть идеалы религиозные. Упреки что патриарх Варфоломей – как и его сторонники – выступают на стороне мирских политиков против православных верующих, высказывались и раньше, учитывая речи ненависти, с которыми высокопоставленные чиновники – включая президента – выступали в отношении Украинской Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Онуфрием.

Но в ходе подготовки к собору к этим упрекам появились очень яркие иллюстрации – фотография священников, столпившихся в СБУ в ожидании допроса, разошедшаяся по сетям, очень впечатляюще смотрится в ленте рядом с фотографиями, на которых патриарх Варфоломей запечатлен вместе с президентом Порошенко.

Приглашения на “объединительный собор” приходят почти одновременно с повестками в СБУ, возвышенные речи о “Константинопольской Матери-Церкви” смешиваются с яростной кампанией клеветы, оскорблений и угроз по адресу “московских попов”, замысловатые доводы высокоученых канонистов, желающих обосновать притязания Константинополя, сливаются с криками громил “Комуняцького попа — на гілляку, як москаляку!”.

Поддержать собор, который созывается такими методами – и в такой атмосфере – значит совершить не только политический, но и религиозный выбор. Встать на сторону тех, кто кричит “попа — на гілляку”. Предать своих недавних собратьев и сослужителей перед лицом воздвигнутых на них гонений. Конечно, как и в ситуации с политическими принципами, люди могут больше ориентироваться на центры силы, чем на принципы – но в данном случае им стоит ясно отдавать себе отчет, что тот центр силы, на который они ориентируются – это не Христос и не Церковь.


СЕРГЕЙ ЛЬВОВИЧ ХУДИЕВ
Источник: "Радонеж"


 Тематики 
  1. Православие   (766)
  2. Русский мир   (167)