В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Совет национальной безопасности созывает "Всеукраинский собор" евангеликов

Александр Турчинов задумал объединить украинских протестантов ради интересов национальной безопасности.

В Киеве с размахом прошло празднование Дня благодарения, ставшего государственным праздником в прошлом году в связи с 500-летием Реформации. Его главными организаторами и участниками стали украинские евангельские христиане. На пресс-конференции, которой завершились официальные торжества, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов заявил о создании структуры украинских протестантских церквей и общественных организаций «Всеукраинский собор» под его собственным руководством. Об этом он рассказал журналистам в Киеве 23 сентября на пресс-конференции. В ней приняли участие старший епископ Украинской церкви христиан веры евангельской (УЦ ХВЕ) Михаил Паночко и глава Всеукраинского союза церквей евангельских христиан-баптистов (ВСЦ ЕХБ) Валерий Антонюк. Поток новостей о предоставлении автокефалии православной церкви заставляет представленные в стране христианские конфессии задуматься о судьбах родины – и о том, какая из них в будущем станет восприниматься в качестве национальной религии Украины.

«Всеукраинский собор» должен, по замыслу организаторов, объединить не только лидеров протестантских деноминаций Украины, но и все поддерживающие украинский вариант консервативной и государственнической позиции религиозные организации. «Мы все уверены, что только на фундаменте вечных евангельских ценностей можно построить величие и могущество нашей державы, величие нашей Украины. Мы верим, что путь к этому лежит только через Иисуса Христа. И в то же время сегодня стоит достаточно духовных вызовов: война, агрессия Российской Федерации и вместе с этим – наступление агрессивной аморальности на наше сообщество», – сказал на пресс-конференции Турчинов. По его мнению, серьезнейшим вопросом повестки дня, наряду с борьбой с наркоманией и алкоголизмом среди молодежи, предстает защита семейных ценностей от враждебной пропаганды, обеспечивающая независимость, единство и духовность державы. «Речь идет не только об объединении протестантских церквей, религиозных и общественных организаций, которые поддерживают наши позиции, но и о более широком христианском объединении. В него мы пригласим и наших братьев-православных, католиков и грекокатоликов. У нас одна страна, одна цель и один Бог», – подытожил секретарь СНБО. Об этом же он говорил и с кафедры проповедника на Крещатике во время празднования Дня благодарения.

Депутат Верховной рады от партии «Народный фронт» Павел Унгурян на пресс-конференции обозначил исток угрозы «агрессивной аморальности»: по его мнению, это лобби европейских леволиберальных сил, пытающихся обязать Украину ввести квоты в различных сферах для представителей ЛГБТ. «Лобби пытается внести изменения в Уголовный кодекс Украины, введя такое понятие, как «язык ненависти», – один из таких законопроектов пытались провести потихоньку. В нем утверждалось, что если христианин заявляет, что он против гомосексуализма, то это следует считать дискриминацией. И согласно этому закону, он может о своих убеждениях говорить только на территории культовых сооружений. А где же тогда окажется свобода слова?» – заявил он.

Консервативная повестка близка украинским евангеликам, считает пастор «Церкви добрых перемен» в Мариуполе Геннадий Мохненко. «Безусловно, евангельское христианство в Украине достаточно консервативно, фундаментально, и в отношении семейных ценностей мы находимся в одной колее с тем же Киевским патриархатом и другими церквами – у нас общая повестка дня. Мы не готовы вместе с такими понятиями, как демократия, свобода, западный образ жизни, принимать все подряд – мы будем отстаивать свои консервативные ценности. Как это удается и многим в Европе: есть прекрасные примеры стран, которые, вступив в Евросоюз, отстаивают свои консервативные позиции. Эта повестка дня актуальна и для Украины. Но нам, конечно же, нужно держаться подальше от московских скреп – они для нас как занозы», – сказал он «НГР».

Однако заявления о возможном объединении украинских протестантов в рамках единой организации вызывают ряд вопросов о том, какими будут отношения «Украинского собора» с его российскими и крымскими единоверцами. В 2015 году Российский объединенный союз христиан веры евангельской (РОСХВЕ) учредил управление по Республике Крым и городу Севастополю. В настоящее время сайт РОСХВЕ насчитывает 12 принадлежащих к союзу общин, работающих на территории Крыма.

Формирование фактически огосударствленного через руководство объединения, полагает председатель РОСХВЕ Сергей Ряховский, – это результат глобальных процессов в украинском обществе, затрагивающих и сообщество украинских евангельских христиан.

«Конечно, украинские протестанты идут своим путем начиная с момента евромайдана, и это путь, который они выбрали сами. Их повели по этому пути национальное самосознание, идентичность. Возможно, они чуть-чуть и заигрались в политику, в несвойственные для церкви дела», – сказал он «НГР». В последние годы, считает Ряховский, у украинских протестантов сложилось понимание того, что они – украинцы, и провозглашение определенных ценностей в ключе их национального, культурного и религиозного самосознания – это тот способ, которым они представляют себя в мире. Российскому же протестантизму это чуждо: «В Евангелии, в Деяниях Апостолов, все это разрушалось в пользу наднациональной евангельской церкви. Я не называю себя «русский протестант», я прежде всего христианин, над государством и над политикой. Для меня это важно, потому что христианство зародилось вне политики и государственности».

С точки зрения Ряховского, на русских протестантах происходящее в Украине не отразится: «Александр Турчинов, в прошлом дьякон баптистской церкви, сохранивший определенные связи с евангельскими христианами-баптистами, наверное, является авторитетом для определенной части украинских протестантов. Возможно, он вправе призывать к чему-то лидеров евангельской церкви. Это их внутренняя позиция, их право. В Украине происходят определенные процессы, которые я не могу ни осудить, ни поддержать – я ведь не живу в Украине, так как в последние годы невъездной в силу моей позиции их неприятия. Но моя позиция понятна – я за евангельские ценности и евангельские подходы, и не более того. Политики приходят и уходят, а церковь останется – она пережила тысячелетия политик».

«К великому сожалению, в России протестантская церковь воспринимается так же, как она не так давно воспринималась и в Украине – как маргинальные прозападные сектанты, американцы и тому подобное, – говорит Мохненко. – И я думаю о том, что им стоит беспокоиться не о том, будет ли хуже, а о том, чтобы говорить правду, чтобы не перестать быть церковью, даже если это будет связано с преследованиями. А когда церковь боится властей больше, чем Бога, это большая трагедия. Сегодня в Украине выравнивается баланс, и я как протестантский пастор не скрываю удовольствия от того, что христиане, не повинующиеся царю-батюшке или патриарху всея Руси с погонами под рясой, больше не являются маргиналами».

Попытки выставить российских евангеликов как лоббистов чуждых им прозападных либеральных позиций – это нечистоплотный политический подход, сказал «НГР» Ряховский. И в этом позиции российских и украинских евангеликов, похоже, принципиально не различаются. Но, хотя тенденции «национализации» российскому протестантизму, по мнению Ряховского, чужды, общая платформа для диалога с государством имеется – это созданный по инициативе крупнейших протестантских объединений в 2002 году Консультативный совет глав протестантских церквей, координирующий их правовую защиту, представительство и совместные проекты – например, празднование 500-летия Реформации. Еще одним важным органом Сергей Ряховский считает Христианский межконфессиональный консультативный комитет, сопредседателями которого избираются представители РПЦ, католической архиепархии Божьей Матери в Москве и Российского союза евангельских христиан-баптистов. Возможно, украинские протестанты имеют больше возможностей заявить о себе – на фоне связанных с автокефалией событий стало модно говорить и о едином протестантском пространстве Украины. «Могу только сказать – дай Бог, чтобы было так. Мы поддерживаем отношения с украинскими протестантами, и наши связи не зависят от политики. Да, мы не приемлем переключения на национальность, на политику, но духовные связи мы сохранили», – заключает Ряховский.

«Опасность, что церковь снова станет на колени перед государством, конечно, есть. Но надеюсь, что мы будем бодрствовать и не доведем протестантизм до позорного состояния большинства протестантских церквей в России, которые поют хвалебные песни российской власти. Надеюсь, что в эту сторону украинский протестантизм не скатится», – убежден Мохненко.


Павел Скрыльников
Источник: "НГ-Религии"


 Тематики 
  1. Религия как инструмент политики   (163)
  2. Украина   (616)