Сегодня верующему человеку иметь "оскорблённые чувства" стало как-то даже неприлично. Посмел признаться в том, что чья-то псевдохудожественная выходка на религиозную тему тебя задевает? Осмелился публично протестовать против глумливой картинки над твоей святыней? Неизбежно прилетит "ответочка" – в виде насмешек, стёба и пародий в твой адрес. Так что сиди, мил человек, в своём клерикальном углу и молча дуй на свои оскорблённые чувства – а то как бы хуже не стало.
Примерно такая ситуация царит у нас сегодня в медийном поле. Причин тому несколько. Одна из очевидных – в том, что громче и азартнее всего свой протест против, в частности, кощунства в искусстве выражают различные маргинальные группы. То отряды боевых молодцев с татуировками на бицепсах в духе "Православие или смерть" *, то группы бледноликих длиннобородых суровых мужчин с хоругвями. Их активность играет им в плюс – всё общественное внимание они перетягивают на свою сторону. И в результате становятся основными выразителями мнения православной общественности в пространстве публичной дискуссии.
Свой личный репутационный капитал такие группы наращивают достаточно успешно – но вот образу той самой православной общественности наносится значительный урон. Практически не имея перед глазами альтернатив, светское общество, глядя на вышеупомянутых бойцов и суровых мужичков, в результате лепит из православных образ эдаких "лапотников", полуграмотных сумрачных граждан, способных только "креститься-молиться-слушать радио "Радонеж". Опосредованно делается вывод и о том, что православные люди в большинстве своём любят лубок и благостные завитушки – то есть художественного вкуса им категорически недостаёт. Ну и, конечно, таких за версту нельзя подпускать к разговорам о современном искусстве – что эти зазомбированные "церковники" могут понять в прогрессивном креативном продукте?!
Ситуация, ничего не скажешь, довольно тоскливая. Ибо куда в ней податься бедному среднестатистическому верующему христианину, который совсем не рад непристойному образу любимого святого на киноэкране. С одной стороны – хочется что-то делать, а не глотать молча поношения в адрес твоей веры. Ибо вот оно – пресловутое чувство гражданской ответственности, в данном случае – за сохранность собственной святыни и ее достойный статус в обществе. Но с другой стороны – не примыкать же к невесть откуда взявшимся экстремистам с их угрозами залить бензином все кинотеатры страны?
Что делать? И главное – какими средствами объяснить снобистски настроенным деятелям искусства, что пресловутые "чувства верующих" – это не пустой пафос, не манипулятивный инструмент для безудержной клерикализации общества и отвоевания себе места под солнцем? Но эти задетые чувства – настоящая боль.
Мне всегда хотелось напрямую спросить у современных художников, совершающих, например, непристойные "инсталляции" с иконами: если портрет вашей матери вымажут грязью и помётом и повесят в галерее как арт-объект – вы также проявите толерантность? Согласитесь с таким проявлением авторской творческой свободы в отношении своей матери?
А ведь для верующего человека насмешка над его святыней часто – болезненнее насмешки над кровными родителями.
Так называемая православная аудитория сегодня достаточно велика, отнести к ней можно всех, кто так или иначе симпатизирует православной культуре, идентифицируя себя с православием. От 50% до 80% россиян, по данным разных опросов (не путать с количеством активных воцерковлённых верующих, которых насчитывается на порядок меньше). Эта аудитория нуждается в соответствующем контенте – являясь на самом деле глубоким, серьезным и взыскательным зрителем. Люди хотят информации о православии – облечённой в адекватную, не извращённую, эстетически высокую форму. Пресловутые чувства верующих должны находить в современном искусстве радость и удовлетворение.
Что же делать? На мой взгляд, необходимы две вещи:
Во-первых, выработка адекватных цивилизованных механизмов реакции на "кощунство в искусстве". Как уже было сказано, люди хотят выражать протест против безобразия – но не хотят идти за "поджигателями кинотеатров".
А за кем идти? За влиятельными творческими общественными группами со стороны гражданского общества, в том числе православного, и художественной среды. Группами, состоящими из художников, под чьим творчеством – и чьим мнением – добровольно захочет подписаться большинство.
Такие творческие союзы могут инициировать множество важных и нужных мер по оздоровлению коммуникации между обществом, современным искусством, Церковью. Прежде всего, это экспертиза, которой так не хватает сегодня. Это конференции и круглые столы, за которыми вырабатываются конструктивные решения. Это продюсирование и производство достойных продуктов – произведений искусства, возвышающих эстетические и религиозные чувства. А это исторически доказанная гарантия того, что все другие аудитории тоже "воспрянут духом". Наконец, это медиа, тиражирование и популяризация, умножение искусства – совершенно не обязательно церковного, но просто хорошего, психологически здорового.
Подобная культурная политика "снизу", возникающая естественным путём, вне бюрократических директив, – это soft power, "мягкий лоббизм", наиболее органичный чаяниям общества. Это и называется – дать людям, в том числе и верующим, возможность эстетического выбора. Защитить право на прекрасное. В каком-то смысле эту функцию сегодня берет на себя Русский художественный союз, созданный полгода назад как добровольное объединение людей различных сфер искусства на платформе традиционных ценностей.
Во-вторых, в пространство взаимоотношений Церкви и культуры сегодня необходимо привнести позитивную повестку, конструктив, альтернативный творческий продукт. Отвечать на хамство надо отнюдь не только протестом – но ответной позитивной творческой активностью, на фоне которой хамство съёжится и померкнет.
Нужны креативные продукты, которые ярко транслировали бы красоту и достоинство национальной культуры и заложенных в ней ценностей – но от которых не разило бы ретроградностью, замшелостью и безнадёжной аляповатой провинциальностью. Это непростой вызов – сегодня выработался уже некий культурно-чиновничий официозный стиль разговора о традиционном в формате "разлюли-малина". Но эту тенденцию нужно менять. Художественный вкус общественности, в том числе и православной, тоже нуждается в воспитании. Надо развивать чувство вкуса у аудитории, лояльной к православию, – предлагая достойные образцы, высокий и тонкий стиль.
И как бы современные художники ни отмахивались от принятия на себя ответственности за состояние масс, но это она и есть.
Елена Жосул
Источник: "Свободная Пресса "
*Лозунг некоторой части православных христиан в Греции. В Российской Федерации признан экстремистским и включён в Федеральный список экстремистских материалов под номером 865 по решению Черёмушкинского районного суда города Москвы.