В украинский церковно-политический раздрай вступили католики. Националисты пригрозили высылкой из страны фактическому главе католиков Украины архиепископу-митрополиту Львовскому Мечиславу Мокшицкому. Тот в интервью польскому еженедельнику Niedziela потребовал от украинцев извиниться за события 1943-1945 годов. На Украине их назвали "Волынской резней", но западный сосед поправил: не резня, а "геноцид, совершенный украинскими националистами против жителей II Польской Республики".
В последнее время недовольство ситуацией на Украине со стороны католического духовенства слышится все чаще. О том, что возмущает верующих и почему они готовятся к настоящей резне, — в материале РИА Новости.
"Вы мне еще за Севастополь ответите!"
Эту фразу героя Виктора Сухорукова из фильма "Брат 2" цитировали все кому не лень — в свете событий Крымской весны. Но архиепископ Мечислав Мокшицкий придал ей другой смысл, глубоко религиозный. Он заявил, что Крым и Донбасс стали следствием того, что украинцы не принесли покаяние за Волынь и не извинились перед поляками.
"Я убежден, что до тех пор, пока эта страна не признает свою вину (за геноцид поляков. — Прим. ред.), <…> она не будет в состоянии наслаждаться благоденствием", — уверяет священнослужитель.
Именно за эти слова на епископа ополчилась Украинская галицкая партия (УГП), действующая как раз в западных регионах страны, где сосредоточена основная часть 1,5-миллионной паствы Римско-католической церкви на Украине. "Если духовное лицо позволяет себе под видом моральных поучений делать политические заявления, то тем самым теряет иммунитет на критику, так как становится политиком. Если политик, живя в чужой стране, делает враждебные заявления по отношению к ней и страданиям ее народа, то может полноправно стать персоной нон грата в этом государстве", — делает вывод УГП.
Само собой, националисты в присущем им духе стали требовать не только экстрадиции католика, но и "надлежащей богословской оценки" словам Мокшицкого со стороны церковного руководства. Но куда более важные слова, по сути, отражающие настроение украинской католической общины, они проигнорировали.
"Вся община зависит от войны не только в материальном и экономическом плане, но и в духовном. Многие молодые люди из Западной Украины уходят на фронт и очень часто, к сожалению, там их жизнь заканчивается. А мы, полные боли, хороним их. Многие люди, вернувшиеся обратно, искалечены физически и морально. Разрушено много церквей, домов и квартир. На мой взгляд, Украина нуждается в рефлексии и ответе на вопрос, почему это происходит", — полагает архиепископ.
"Православные отнимут храм"
Католики устали не только от войны на Донбассе, но и от выходок украинских политиков. Депутаты Рады поставили на уши весь мир законопроектами № 4511 и № 4128. Первый вынуждает Украинскую православную церковь Московского патриархата (УПЦ МП) полностью согласовывать свою деятельность с властями, второй узаконивает право прихожан менять юрисдикцию своих общин.
В тот день, 18 мая, когда за эти документы должны были голосовать, стало известно, что посла Украины при Святом престоле вызвали на ковер и "выразили беспокойство рассматриваемыми законопроектами". Переводя с языка дипломатии — Ватикан сильно недоволен, ведь он редко высказывает кому-либо претензии на таком уровне.
Обольщаться не стоит: жест Ватикана продиктован не только беспокойством о братьях-христианах из УПЦ МП, хотя это хорошо ложится в объявленный папой Франциском курс на сближение с инославными церквами. Град святого Петра опасается и за свои приходы на Украине.
"Представим себе небольшую церковь католиков на Востоке Украины. Представим, что к нам в приход начнут ходить много православных, а потом они решат, что обряд их не устраивает, переголосуют, — и что тогда? Имущество Римско-католической церкви по закону должно будет отойти православным. Это будет очень несправедливым, поскольку небольшая община или приход вынуждены будут уйти", — такую картину рисует католический епископ Харьковско-Запорожской диоцезии Ян Собило. То есть если законопроект № 4128 все же примут (его рассмотрение пока что отложено), то католики в одной только Львовской области потеряют 300 храмов.
"Может начаться религиозная война. Христиане пойдут друг на друга с ножами!" — опасается епископ Ян Собило.
Неуправляемые овечки
Ватикан "делит" украинскую территорию с униатами, совершающими богослужения по православному обряду, которые подчиняются папе римскому лишь формально. На деле Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) давно стоит на националистических позициях. Более того, в начале 90-х она конкурировала с Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ), созданной в 30-е годы при поддержке НКВД с целью стравить верующих друг с другом. Противостояние УГКЦ с УАПЦ порой доходило тогда до взаимных захватов храмов.
После Евромайдана стало окончательно ясно, что в этой схватке победила УГКЦ. Она очень активно стала поддерживать новую власть. Паства униатов составляет 4,5 миллиона украинцев при 42,4-миллионном населении страны (данные Госстата Украины на 1 апреля 2017 года).
Лидер УГКЦ архиепископ Святослав Шевчук не стесняется критиковать Ватикан. Он, например, осудил папу Франциска за встречу с патриархом Кириллом. Он же постоянно подвергает нападкам верующих УПЦ МП.
Кроме того, УГКЦ активно поддерживает так называемую антитеррористическую операцию на юго-востоке Украины. И это происходит на фоне гуманитарных проектов Ватикана, в рамках которых адресную помощь получили 200 тысяч жителей Донбасса. К тому же в декабре прошлого года самопровозглашенную Луганскую народную республику посетил посол Ватикана архиепископ Клаудио Гуджеротти, пообещавший, что папа Франциск обязательно найдет время, чтобы приехать в этот регион.
Неуправляемая УГКЦ не является огромной проблемой папы лишь потому, что украинская повестка его вообще особо не интересует.
"Наверное, папа будет стараться дистанцироваться от всего, что связано с Украиной. У меня такое впечатление, что он выступает за мир, но пытается высказываться таким образом, чтобы никто не воспринял его поддерживающим ту или иную сторону", — считает церковный историк Владислав Петрушко.
Майдан разъединил
"Эти противоречия не столько связаны с каким-то церковным моментом, сколько с чисто национальным противостоянием поляков и католиков на Западной Украине. Естественно, Мокшицкий, будучи этническим поляком и гражданином Польши, отражает настроения польского народа, и это, в общем-то, прорвалось — не вполне дипломатично. Но очевидно, что те события, которые происходят на Украине, они уже и римско-католическую иерархию доводят до точки кипения", — добавляет он.
В то же время вопрос о судьбе католической паствы Украины остается открытым. Ярое стремление униатов показать свою приверженность национальным идеалам, действующее в противоречии с многолетним стремлением Ватикана быть общемировым примирителем, рано или поздно может привести к вопросу окончательной "незалежности" УГКЦ от понтифика. Сейчас непонятно одно: что делать церквам со своей неуправляемой паствой.
В прошлом году в Киеве состоялась конференция с примечательным названием "Бог на Майдане". Ее проводила УГКЦ.
"Майдан был тем местом, где верующие люди поняли, что вместе они могут сделать больше, чем по отдельности. Поэтому возникает важный вопрос: насколько христиане готовы браться за трансформацию этого общества, искоренять все то, что является багажом постсоветской эпохи, дабы творить новую Украину", — сказал тогда диакон Роман Завийский.
Но сейчас все больше религиозных деятелей Украины начинают отчетливо понимать, что верующие при нынешней ситуации возьмутся вовсе не за изменение общества. Они в первую очередь возьмутся "за ножи".
Антон Скрипунов
Источник: "РИА-Новости "