В штате Арканзас в один день казнили двух заключенных-смертников после того, как Верховный суд США отклонил их просьбу о помиловании. Некие Джек Джонс и Марсель Уильямс были приговорены к смертной казни за изнасилования и убийства, совершенные ими в 1990-х. Как сообщает BBC, решение властей Арканзаса о приведении приговора в исполнение было вызвано тем, что "к концу апреля истекает срок годности" одного из трех смертельных медикаментов, которые поочередно вводят приговоренному в вену.
По этой же причине власти Арканзаса запланировали привести в исполнение в общей сложности восемь смертных приговоров до конца апреля. Ничего не скажешь, вполне прагматичное решение рачительных хозяев: не выбрасывать же медикаменты на помойку. Первым по плану, 20 апреля, казнили некоего Леделла Ли. Следующая казнь назначена на 27 апреля. Четверым приговоренным пока удалось добиться отсрочки.
Лучше на всякий случай казнить
В течение последних десяти лет в США количество ежегодно приводимых в исполнение смертных приговоров неуклонно падает. В 2006 году было 53 казни, в 2010-м — уже 46, в 2015-м — 28, а в 2016-м — 20. Притом что в 19 из 50 штатов смертные приговоры вообще не выносятся.
Однако, если кто-то из-за этой статистики думает, что в штатах, где применяется смертная казнь, власти стали гуманнее, то он ошибается. Применение смертной казни в США сократилось в последние годы отчасти потому, что закупки препаратов для смертельных инъекций, обставленные множеством законодательных стандартов, стали более сложной процедурой для властей штатов.
Потому-то губернатор Арканзаса Аса Хатчинсон и торопится использовать имеющийся в штате запас смертоносных инъекций, пока формально не истек срок их годности. Бюрократ? Да. Но Хатчинсон сам нарушит закон, если даст команду казнить преступника с помощью просроченного яда, например, в мае. А вдруг просроченный препарат не подействует на смертника с должной эффективностью?
Тогда губернатору придется отвечать. Так что от греха подальше — лучше казнить сейчас, пока срок годности не истек. Железная логика.
Гуманисты из Евросоюза протестуют
За неделю до первой из запланированных в Арканзасе казней Евросоюз выступил с резким протестом против решения властей Арканзаса лишить жизни сразу столько людей.
В заявлении, распространенном канцелярией верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, говорится, что Евросоюз "выступает против смертной казни, которая не способна воздействовать на преступность в качестве сдерживающего фактора, представляет собой неприемлемое отрицание человеческого достоинства и целостности и не может быть оправдана ни при каких обстоятельствах".
В заявлении ЕС также указывается: "В случае если казни в Арканзасе будут осуществлены, как планируется, это будет серьезным регрессом общего развития". Пафосно, согласимся. Но есть один нюанс.
Слегка приоткрыть дверь
Трогательная забота чиновников из Евросоюза и в целом коллективного Запада о сохранении человеческой жизни существует параллельно с активной защитой, если не пропагандой, эвтаназии в странах Евросоюза. Особенно апологетика добровольного ухода из жизни заметна в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге. Из стран, в ЕС не входящих — в нейтральной Швейцарии и Канаде. Во всех этих странах эвтаназия официально разрешена и широко практикуется.
Более того: налицо расширение прав самоубийц. Стоило в Европе только чуть-чуть законодательно приоткрыть дверь для легализации эвтаназии, как речь зашла уже о "добровольном" самоубийстве для всех, кто хочет. В Нидерландах в октябре 2016 года правительство предложило узаконить "добровольный уход из жизни" всех желающих. В совместном письме министра здравоохранения Эдит Шипперс и министра юстиции Арда ван дер Стеура в национальный парламент говорилось, что все пожилые люди, находящиеся в добром здравии, но считающие свою жизнь "завершенной", должны получить законную возможность умереть "под присмотром врача, который будет ассистировать им, следуя строгим и осторожным правилам".
За этой законодательной инициативой правительства Нидерландов стояла "Нидерландская ассоциация за право умереть", которая пыталась узаконить такую идею еще с 2010 года.
Возможно, лишь вопрос времени, когда самое либеральное в мире нидерландское законодательство станет моделью для прочих передовых стран. В соседней Бельгии, как мы помним, относительно недавно в судебном порядке совершенно здоровой 24-летней девушке, находящейся в состоянии депрессии, было разрешено использовать эвтаназию для ухода из жизни. Гуманисты из Евросоюза молчали.
Кстати, когда девушка в итоге в последний момент отказалась от самоубийства и сообщила, что передумала (хотя жить не хочет, но и умереть пока не хочет тоже), разочарованные активисты "добровольного ухода" постарались этот инцидент замять.
Эвтаназия и рынок донорских органов
Если бы речь просто шла об эвтаназии как таковой, то о ней не стоило бы, возможно, вспоминать. Мало ли на Западе того, что в голове у россиян не укладывается.
Однако проблема глубже. Дело, как обычно, в деньгах. С эвтаназией на Западе тесно связан рынок донорских органов. Группа врачей из Нидерландов и Бельгии опубликовала в широко известном американском журнале Journal of the American Medical Association статью, в которой с "научной обоснованностью" рассказывают, что "изъятие органов у человека после эвтаназии может облегчить сохранность органов для дальнейшей пересадки".
Канадская газета National Post пишет, что "врачи уже собрали целый урожай органов, изъятых у десятков канадцев, которые подверглись эвтаназии".
Дешевле умертвить, чем лечить
В США пока охотнее казнят, а вот с легализацией самоубийств слабовато. Сейчас эвтаназия разрешена в пяти из пятидесяти североамериканских штатов — Орегоне, Калифорнии, Вермонте, Вашингтоне (не путать с городом Вашингтон) и Монтане.
А вот в соседней Канаде все сильно продвинуто. В январе нынешнего 2017 года в Канаде, где эвтаназия узаконена два года назад, опубликованы "исследования", согласно которым правительство Канады будет экономить 139 миллионов долларов, если будет широко применять эвтаназию. Параллельный эффект от этого — получение органов.
Канадская "Коалиция по предотвращению эвтаназии" заявила, что государственная пропаганда "донорства после эвтаназии" буквально давит на людей, чтобы те выбирали эвтаназию, которая преподносится как социальное благо.
В Голландии тем временем растет число добровольно утилизирующихся: в 2016 году с помощью эвтаназии было отправлено в лучший мир 6091 человек. Рост за десять лет — в три раза. Стало ли голландцам настолько хуже жить? Едва ли. Или это все же спрос на тела, обернутый в гуманистический свободолюбивый маркетинг?
В Бельгии, по данным канадского журнала New England Journal of Medicine, 1000 человек в 2015 году были подвергнуты эвтаназии, "не подав запроса" об этом (очевидно, речь идет о людях в коме или без сознания, но цифра все равно впечатляет).
Как пишет уже упомянутая группа врачей из Бельгии и Нидерландов, в 2015 году в Бельгии подверглись эвтаназии 2023 человека, 10% из которых "были не настолько стары и не настолько больны, чтобы не забрать у них хотя бы один орган". Хладнокровно и откровенно. При этом в Бельгии в 2015 году в списке ожидания донорских органов было 1288 пациентов, готовых платить за это.
…Гримасы этого передового гуманизма Россию пока обходят. У нас нет ни смертной казни, ни легальной эвтаназии.
Мы, к счастью, отсталые.
Игорь Пшеничников
Источник:РИА «Новости»