Разговор о событиях 1917 года и их последствиях в виде раскола русского народа на "белых" и "красных" и последующих гонениях на верующих, конечно, очень важен. Я полностью разделяю мнение Синода Русской Зарубежной Церкви о подлинных истоках русской Смуты 1917 года, высказанное в марте 2017 года в "Послании Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви по случаю 100-летней годовщины трагических событий, связанных с революцией в России и началом эпохи безбожных гонений": "Образованные сословия в России, воспитанные в традициях так называемого западничества, едва ли не с самоубийственным упорством толкали Россию в пропасть, всячески склоняя русский народ к отказу от своей веры, своего Царя и своего Отечества".
Вне всякого сомнения, позиция наших братьев, лишь волею обстоятельств находящихся за границами Отечества, очень важна для нас. РПЦЗ, являясь частью Русской Православной Церкви, имеет свои традиции и собственное мнение по целому ряду вопросов.
Я также очень хорошо понимаю желание говорить о первопричинах трагедии и о главных поджигателях смуты – антигосударственных и антинациональных силах, испытывавших влияние внешних противников России и выступивших на политическую арену в начале 1917 года. Когда государство рухнуло, и произошел раскол внутри народа, Октябрь и большевизм стали практически неизбежным продолжением смуты. И, безусловно, осуждая это явление, следует понимать, где первопричины и где последствия. Кроме того, необходимо понимать, что за братоубийственную гражданскую войну несут ответственность обе стороны, поскольку за каждой из них стояла часть русского народа. Наша задача – преодолеть раскол, собрать народ воедино. И этой цели мы не сможем достичь, признав историческую правоту только одной из сторон гражданской войны. Завершение этой войны в умах и сердцах людей возможно только тогда, когда мы перестанем искать в ней победителей и поймем, что обе стороны исторически проиграли.
Также необходимо сказать, что сегодня наш народ вновь находится в тяжелой ситуации. Можно даже сказать, что он находится в состоянии вялотекущей гибридной войны с антироссийскими и антирусскими глобальными политическими элитами. И в этой войне нашими противниками делается всё для того, чтобы вновь расколоть наше единство, растащить людей по "историческим квартирам". Если поддадимся на это – вновь проиграем.
Мы видим, как тема декоммунизации используется нашими ближайшими соседями в целях дерусификации. Можем ли мы лить воду на эту идеологическую мельницу? Разумеется, нет, не можем. Поэтому мне кажется естественным принять временный мораторий на любую войну с политическими символами в России, какое бы происхождение они ни имели. Это крайне несвоевременное занятие. Конечно, это не значит, что улицам и городам не надо возвращать исконные русские названия. Это необходимо, но исключительно из исторических, а не политических соображений. Не следует заниматься политическими кампаниями, связанными с политическими символами. Это крайне разрушительное занятие. По той же самой причине считаю несвоевременной постановку вопроса о захоронении тела Ленина с явно политической мотивировкой. Мы прекрасно понимаем, что его присутствие на Красной площади не имеет ничего общего с христианскими традициями. Но мы можем ставить вопрос о перезахоронении не ранее, чем прекратится кампания по декоммунизации и десоветизации на постсоветском пространстве. И впоследствии, ставя этот вопрос, мы обязаны исходить исключительно из религиозных, а не политических соображений.
Все мы свободны в своих мнениях и оценках. Но все мы не хотим новой катастрофы и возобновления гражданской войны, которая едва успела завершиться Крымским консенсусом, объединившим бывших белых и бывших красных. Только такая взвешенная позиция позволит нам вернуть наш народ к столь естественному, желанному всеми и столь необходимому нам единству.
Александр Щипков
Источник: "Интерфакс "