Беседа с профессором МГИМО Катасоновым В.Ю.
Многим православным патриотам, интересующимся проблемами глобализации и геополитики, знакомо имя В.Ю. Катасонова – авторитетного ученого, доктора экономических наук, профессора кафедры международных финансов МГИМО, автора ряда книг и огромного количества публикаций в СМИ, участника различных конференций, презентаций, круглых столов и т. п. мероприятий.
Давно наблюдая за общественной деятельностью Валентина Юрьевича, мы прониклись симпатией к широкой эрудированности, большому трудолюбию и разумной смелости автора, раскрывающего тонкости мировой экономической кухни и объясняющего многие ее процессы с патриотических позиций.
Милостью Божией в святочные дни нам удалось встретиться и побеседовать с известным экономистом, который к нашему удивлению и еще большему к нему расположению раскрылся в непосредственном общении как человек простой, доступный, чуткий и глубоко верующий.
Валентин Юрьевич рассказал об идеале христианской экономики и необходимости противостояния нынешнему экономическому либерализму, воспитывающему поколение рабов мамоны с апостасийным религиозным сознанием.
– Валентин Юрьевич, для начала попрошу Вас объяснить мне как неспециалисту значение термина «экономика».
– Дело в том, что греческое «ойкономиа», дословно – «домашнее устроение» – породило множество понятий. В самом высоком смысле существует понятие Икономии как Божиего управления. Когда мы говорим о Божественном Домостроительстве, под этим подразумевается не только физическая среда обитания, включая землю и вселенную, но собственно Божественный замысел как таковой. Здесь акцент делается не на физической или онтологической стороне вопроса, а именно на том, что задумал Бог, выстраивая проекты под названием «мир», «вселенная», «человек».
Есть также икономия как род отношений внутри христианского сообщества. Кроме того существует семейная экономика, в прямом значении греческого слова означающая «домостроительство», домострой. Даже книга такая была у нас на Руси. В некоем более широком социальном плане экономика понимается как отрасль, занимающаяся возведением разных объектов, включая жилые дома, городское обустройство и проч. А в самом широком социальном, общественном смысле экономика – это, собственно говоря, устроение всего нашего общего дома, всей нашей среды обитания (сродни однокоренному слову «экология»).
Но говоря об экономике государства, хочу отметить, что она не ограничивается материальной стороной. У нас совсем забыли о том, ради чего она, экономика, существует – как в широком, так и в узком смыслах. Например, меня журналисты часто мучают вопросами, касающимися цифр и темпов роста-снижения: вот, мол, премьер-министр Медведев или председатель Центробанка Набиуллина говорят, что в этом году мы достигли такого-то значения инфляции. Я отвечаю: знаете, этот показатель совершенно нейтральный. Целью экономики не является инфляция – ни высокая, ни низкая, никакая. А у нас сейчас на этих цифрах зациклились все.
Хотя для начала нам следовало бы понять простые азбучные истины. Что такое экономика сегодняшнего дня? Сейчас самое «тупое» ее понимание, самое примитивное представление о ней, которым потчуют наших студентов, – что это наука о распределении ограниченных ресурсов. Ну, извините, если это так, то это просто математическая оптимизация, а не наука. Тогда здесь экономика вообще исчезает как таковая.
Поэтому если мы не изменим к ней сугубо рационалистический подход, то в будущем лишь продолжим безцельный путь по колее неправильных понятий. Здесь нужен верный, надежный фундамент. Экономика – это домостроительство. Возникает вопрос: что является целью экономической деятельности? Именно целью, поскольку в наше время мало кто думает о целеполагании, зато все очень любят порассуждать о средствах. Основания сегодняшней экономики – цифры и формулы. Так сказать, буква дисциплины, но не ее суть. А ведь: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1, 1). Вот к чему мы должны вернуться! И для того чтобы нам ответить на 99 из 100 вопросов, нужно понимать не букву экономики, а ее смысл.
Если экономика есть домостроительство, то что составляет ее смысл и цель? Одни говорят: увеличение богатства; другие более конкретно: для России это увеличение производства зерна, добычи нефти и проч.; в лучшем случае скажут: ну, это все частности, а в общем – это увеличение ВВП! Это совершенно неверная установка.
Потому что целью экономики является человек! Если это понять, тогда все возвращается на свои места. Открывается, что человек – существо сложное, многоплановое, это не только потребитель, но и производитель, созидатель. Человек создан по образу и подобию Божию, а одна из важнейших характеристик Бога – Творец. Соответственно, чтобы человек уподобился Богу, мы должны что-то созидать – умственно, физически, как угодно, но именно творить. Если человек перестает созидать, он по всем законам переходит в положение разрушителя.
– Или потребителя?
– Да, который, потребляя, разрушает. И прежде всего себя – вот что самое страшное. Меня еще часто спрашивают: улучшилась ли у нас экономика за год? При этом ссылаются на какие-нибудь показатели – например, реального дохода на душу населения. Объясняю им: ну, реальный доход на душу населения в любой стране – это как средняя температура по больнице, а тем более в России, где уровень социально-имущественной поляризации просто зашкаливает.
Поэтому я и говорю: нельзя от чисел отталкиваться. Целью экономики должен быть человек – как существо не только потребляющее, но и созидающее. А выключенный из производственного и трудового процесса он становится неполноценным и начинает деградировать. Труд – это ведь не столько обязанность, сколько первая жизненная необходимость, даже физиологическая. В Америке мне довелось это увидеть воочию. Когда в 90-м году я ходил по Гарлему (негритянский квартал Нью-Йорка, – примеч. ред.), встречал людей, уже в третьем поколении живущих на пособия («велфер»), – жалкие, до предела опустившиеся существа. Они просто не понимают, что такое трудиться. И таких примеров в мире – не счесть.
А в нашей стране, с горечью приходится констатировать, потребность граждан в труде государством не удовлетворена. Хотя, например, справочники Росстата пытаются убедить в обратном (официально у нас лишь 5% безработицы). Но мы же понимаем, какая это натяжка. Могу рассказать, как рисуют статистику, но это и так уже давно всем понятно. В России проживает почти 145 млн человек, из которых около половины – дети и старики, но 70–80 млн – это экономически активное, «самодеятельное», как говорят, население.
Так вот, по данным моих проверенных источников (НИИ статистики), менее его половины – 30–35 млн – участвует в каком-либо производстве. И надо понимать, что порой их работа не представляет собой никакого созидания – те же «службы безопасности», ЧОПы, в которых задействовано множество наших здоровых мужчин, ничего не создают; или в торговле сколько рабочих – а ведь это все по сути скрытая безработица! Потому что мужики-охранники и женщины-продавцы, имея реальную возможность, вероятно, предпочли бы заняться каким-нибудь более осмысленным делом.
– А была ли, по Вашему мнению, в нашей истории адекватная экономическая модель?
– Россия, наряду с политическими, пережила и несколько экономических этапов или фаз...
Давайте условимся, что я не буду оперировать привычными сейчас понятиями, которые мы взяли еще с советского периода: капитализм, феодализм, социализм, коммунизм, – это ведь фактически деление общественно-экономических формаций по Марксу. Как православному человеку мне ближе другая схема. Я не беру всю мировую историю, но вот, например, последние две тысячи лет…
– Но тоже немало...
– Да, но так наглядней – «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии»! Так вот, первую тысячу лет Европа жила в условиях, скажем так, власти Слова. Это То Самое Слово, Которое с большой буквы, Одна из Ипостасей Бога, Бог-Слово, Бог-Логос. Это была настоящая Словократия, потому что западное Христианство еще не заразилось папизмом и прочими ересями, приведшими католиков к отпадению от Церкви в 1054 году. В этом примерно тысячелетнем отрезке, эпохе Словократии, и можно и нужно искать образчики христианской православной экономики. И особенно, конечно, – в Византии. Дальше – Русь, которая продолжила эту линию. С крещением князем Владимиром Руси мы как бы перехватили эстафету Словократии.
– Основой Русской цивилизации было Слово?
– Да, потому что ядром всякого суверенитета является язык. А единица языка – слово. А любое конкретное слово производно от Того большого Слова, Бога-Логоса. Об этом хорошо писал А.С. Шишков – был такой русский адмирал, президент Академии наук и, как он сам себя называл, словесник (а не литератор, потому что в корне последнего термина, опять же, «литера» – буква, а у нас на Руси в корне «слово»!). Он предупреждал: редуцируя до буквы, вы разрушаете цивилизацию!
– Надо же, как тонко! Но немного неожиданно слышать рассуждения о словесности из уст экономиста…
– Однако они не случайны. Потому что с окончанием власти Слова образовалась некая пародия, даже карикатура на экономику. Эпоха лжеслова продолжалась весь советский период, 70 лет. Нагляднее всего ее суть можно показать на примере «Морального кодекса строителя коммунизма». Что это, как не перелицованная Нагорная проповедь Спасителя?! Я даже раскопал в архивах, откуда появился сей манифест. В 1961 году в Подмосковье собрались консультанты ЦК КПСС. Неожиданно звонок из Москвы: тут М. Суслову пришла идея, нам нужен манифест, чтобы, как говорится, человеческий фактор заработал. И вот, опуская подробности, через несколько часов и был состряпан «Моральный кодекс…».
– Но ведь знали, от чего отталкиваться, т. е. видели в Христианстве основой основ, силу!
– Знали совершенно точно. Понимаете, диавол – это же «обезьяна Бога», по выражению Святых Отцов. И Отцы наставляют, что самый главный дар – даже не чудотворения или исцеления, а рассуждение, различение духов – где от Бога, а где от диавола. А русские люди за 200 лет «усеченного Слова», к сожалению, такое понимание в большинстве своем утратили. На эту тему писали многие духовные авторы, в том числе священномученик Иларион Верейский. Он очень смело говорил, что XVIII–XIX века были тяжелейшими для Церкви – из-за целенаправленной разрушительной деятельности иезуитов она понесла большие потери. И еще он указывал на то, что в начале XX века, со времени прихода к власти Николая II появились первые признаки некоего возвращения к истокам...
– Уточните, пожалуйста.
– Например, уже витала в воздухе идея восстановления Патриаршества, от чего враги фактически расползались по щелям…
– Но с другой стороны – революция…
– И это парадоксально, как и многое в нашей истории… Как говорится, умом Россию не понять… Но таков был, очевидно, замысел, опять же, Домостроительства Божия.
– А что вообще Вы думаете о Патриаршестве в контексте обозначенной связи небесного и земного?
– Здесь я как профессор позволю себе, с Вашего разрешения, небольшое отступление. Когда я учился, 50 лет назад, нам преподавали «Капитал» и все время цитировали Маркса, который говорил, что клеточкой капиталистической экономики служит товар. Глупость полная! Клеточка экономики, как мы выяснили, – человек. Экономика – это организм со своим метаболизмом (обменом веществ), т. е. в данном случае движением каких-то ресурсов, денежной системой как кровяным обращением и т. д. И понятно же, если клетка болеет, то как может быть здоровым организм?!..
А что происходило с «клетками»? Люди начали воспринимать Христианство не как главный смысл, а как некий ритуал. И Бога перестали бояться, и потеряли веру в безсмертие… Т. е., утратив домоуправление церковное, загубили домоуправление и обычное, земное. И началось это именно с Церкви. Так, митрополит Вениамин (Федченков) откровенно писал, что половина революционеров были выпускниками семинарий. Поэтому правильное иерархическое управление в Православии крайне важно – чтобы в церковном лоне вызревали нормальные, здоровые «клетки»!.. Обратите внимание, в России до середины XIX века никто специально не изучал экономику в университетах – ее просто не было. Это «дохлая кошка», которую нам подбросили с Запада!
– А что тогда было – хозяйствование? Откуда люди черпали познания в этой области?
– Был «Домострой»! Там все прописано – и как детей воспитывать…
– Т. е. ничего нового изобретать не следовало?
– Конечно, это все от лукавого! Наш русский человек доверчив. Он думает: если что-то непонятно, значит, очень умно, а если очень умно, то, наверное, нельзя упустить, надо послушать... Помните, как в Евангелии после исцеления слепорожденного юноши фарисеи возмутились его простым ответом и сказали: «Да ты невежда в законе!» Понимаете, вот эта «наука», т. е. псевдонаука, именуемая современной экономикой, – это в целом способ возвыситься над людьми и управлять ими.
А люди дают возможность управлять собой потому, что забыли главную истину – над ними есть Бог, и только Ему можно подчиняться, а не «премудрым» самозванцам. И человек, который перестает доверять Богу, сразу попадает под контроль таких самозванцев. А их тьма-тьмущая, это лжепророки наших времен. У меня сейчас даже книга об этом готовится к выходу – о науке и дарвинизме как религии. Т. е. нам навязывают эрзац-религию и эрзац-науку, и всеми этими подменами заправляет «обезьяна Бога». Но люди стали слепы, поэтому клюют на такие удочки.
Однако не исключаю, что за последнюю четверть века все уже наелись этой числократии и опять хотят Слова. Но вместо Слова нам вновь попытаются подсунуть лжеслово. Поэтому сегодняшняя миссия Церкви судьбоносна. Но, к сожалению, как Вы понимаете, в ее лоне тоже присутствуют…
– Да, и в Церковь проникают силы, не заинтересованные в раскрытии той правды, о которой Вы говорите.
– Совершенно верно!
– Та же «Экономика в условиях глобализации» – документ, который Вы анализировали, – яркое тому подтверждение.
– В истории с этой «Экономикой…» интересна одна деталь. Вы, наверное, слышали о том, что папа римский Франциск обнародовал некий документ, распиаренный СМИ, правда, надо отдать должное, с негативным оттенком. Так вот, папа предложил создать Всемирный центральный банк! Я нашел этот циркуляр на итальянском, французском, английском; прочитал его ночью, а утром меня осенило – где-то нечто подобное уже встречалось… Да это же документ РПЦ «Экономика в условиях глобализации»!..
– Скажите, вот Вы обличили экономику, которую нам «подбросили с Запада»…
– Да, но речь шла о т. н. экономической науке. Я говорил о таком немецком, рационально-протестантском понимании – деятельность, основанная на расчетах для выгоды, когда все предельно логично и цинично. А сама по себе экономика – это творчество, которое выше любой науки.
– И как же Вы пришли к пониманию экономики в возвышенном смысле?
– Я крестился только в 40 лет – пути Господни неисповедимы. Но я всю жизнь старался до всего докапываться. Как говорят: полузнание удаляет от Бога, а глубокое знание приближает к Нему. У ребенка обыкновенно живо заложенное Богом желание дойти до первопричины, а взрослым свойственно всячески приспосабливаться и останавливаться. Они зачастую перестают проявлять любознательность, любопытство в хорошем смысле слова. Но у меня как-то сохранилось это стремление углубляться до сути, и оно постоянно подталкивало к поискам. В советское время я преподавал в достаточно серьезных структурах.
Там получали второе высшее образование люди, которые планировали затем ехать за границу – решать важные задачи. И, тем не менее, я уже тогда им многие вещи объяснял смело, что отчасти позволялось руководством, понимавшим, что моим слушателям предстоит работать в суровых условиях. Например, я говорил им, в том числе партийным работникам: все-таки в экономике материя вторична, а первичен дух!..
– А чьи труды для Вас послужили духовными ориентирами? Читали ли Вы, допустим, митрополита Иоанна (Снычева)?
– Конечно, да, «Русская Симфония» – очень ценная историософия. Но таких авторов, к сожалению, не много. Я даже издал книгу «Метафизика истории», где попытался собрать воедино все источники – по той причине, что не нашел ответы на многие исторические вопросы. Классиком в данной области считаю Льва Тихомирова. Его «Религиозно-философские основы истории» – моя настольная книга, некогда вдохновившая к написанию «Религиозно-философских основ экономики»…
Источник: "III Рим"