В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Исаакий – иголка в сердце

Александр Щипков, писатель, политолог, социолог религии

– Известие о передаче Исаакиевского собора в пользование Православной церкви я воспринял с радостью как восстановление исторической справедливости. Помимо юридической стороны вопроса – а у нас существует обязательный к исполнению закон 2010 года № 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" – я бы хотел отметить главную смысловую составляющую этого события. В любом городе есть места, которые являются сакральными для его жителей. Они таковыми становятся не по указке сверху, а по факту народного почитания. И в силу этого они сплачивают, объединяют нацию. Из подобных мест складывается своеобразная сакральная география России. Например, Соловки, Мамаев курган, Херсонес, Бородино. Исаакий – это одно из таких мест. И предназначение этого строения обозначено на его фронтоне: "Храм мой храм молитвы наречется". Там не написано, что храм музеем наречется. В первую очередь Исаакиевский собор – это место для собрания верующих. Во вторую – произведение искусства, которое должно быть доступно абсолютно всем желающим. Унизительная ситуация, когда верующих как граждан второго сорта пускают с бокового входа с 9:00 до 10:30 ровно на 1,5 часа, а потом храм закрывается, и дальше, извините, приходите молиться за деньги, – недопустима и незаконна.

– Главная претензия противников передачи собора – экономическая. Якобы у Церкви не будет хватать денег на дорогостоящую реконструкцию Исаакия, и средства придется выделять из бюджета. Что вы думаете по поводу таких опасений?

– Это абсолютно нормальное явление, когда Российское государство, созданное российским народом для упорядочивания течения его жизни, обеспечивает сохранение памятников, созданных этим народом. И ненормальное явление, когда государство отбирает или разрушает эти памятники.

Мотивации у противников придания собору религиозной функции разные. Представители музейного сообщества, которые сегодня являются распорядителями имущества, обеспокоены экономической составляющей. Интересы депутатов ЗакСа находятся в поле политики. Их политическое будущее зависит от умения вести "уличную борьбу", выводить людей на мостовую. Про механизмы создания конфликтных ситуаций и управления ими вы можете прочитать в любом учебнике по политологии. Национальный, религиозный и социальный факторы легче всего использовать для возбуждения масс. Они заинтересованы в переводе ситуации в политическую плоскость, однако им мешает упомянутый закон № 327, который однозначно требует передачи собора. Поэтому они предлагают изменить его.

С геополитической точки зрения действия обеих оппозиционных групп направлены на то, чтобы лишить Исаакий самой важной функции сакрального места, которая, повторю, объединяет нацию.


Александр Щипков
Источник: "МК Санкт-Петербург "


 Тематики 
  1. Православие   (769)