"Интервью профессора Успенского Вячеслава Максимилиановича ", напечатанное в декабре 2008 года в нашей газете «Русь Державная», вызвало большой интерес у читателей. Были высказаны пожелания продолжить на страницах газеты разговор об особой роли сердца в духовной жизни человека, о его информационной функции, о которой впервые заявил профессор Вячеслав Максимилианович Успенский. Осознавая актуальность обсуждаемой темы, редакция газеты сочла целесообразным организовать и провести «круглый стол» по этой важнейшей теме.
Андрей Печерский: Я узнал об этом открытии Вячеслава Максимилиановича Успенского около 8 лет тому назад. Мы много раз при встречах обсуждали значение теории информационной функции сердца для научной и практической медицины. Вячеслав Максимилианович демонстрировал мне материалы ранней диагностики на этапе, когда ещё нет жалоб и симптомов, характерных для этих заболеваний. Диагностическая система, разработанная им на основе информационной функции сердца, поражает своей доступностью, простотой и кратковременностью исследования, до 6-12 минут.
В свое время мы вмести ездили в Оптину пустынь, общались с наместником монастыря архимандритом Венедиктом, со старцем Илием, которые поддержали исследования, проводимые Вячеславом Максимилиановичем, и благословили его на их продолжение. Было ясно, что информационная функция сердца и разработанная на её основе диагностическая система помимо медицинского значения, являются современным научным и практическим материалом, свидетельствующим о роли сердца не только как жизненно важного органа, но и как органа, связывающего духовно-нравственное состояние человека с его здоровьем.
Вроде бы простая формула, о которой каждый православный человек знает: «болезни даются по нашим грехам», однако большинство из нас не придают этой истине должного значения.
Много людей у нас остаются за пределами Церкви, а те, которые считают себя воцерковленными, не всегда стремятся эту истину реализовать в практике своей жизни. Создается впечатление, что в основной массе народ «спит», убаюканный средствами массовой информации, и в первую очередь телевидением. Помолиться, заглянуть в свое сердце, оценить состояние своей души, вынести свои грехи на исповедь у кого-то нет времени, а у кого-то нет и желания. Обо всем этом хотелось бы поговорить, затронуть в первую очередь вопросы, которые выходят за рамки медицинского аспекта и касаются духовного возрождения нашего народа.
Вячеслав Успенский: Мне как православному врачу часто приходится встречаться с таким фактом, когда больные, хотя и являются православными, а некоторые из них считают себя воцерковленными, тем не менее совершенно далеки от представлений, что многие болезни действительно могут быть по грехам. Эта формула, всем хорошо известная, тем не менее, многими не осознана и не усвоена душевно. Большинство больных ищут причины заболевания вне себя: в экологической обстановке, в качестве продуктов питания, в неудачах на работе, в семейных отношениях – в общем, в чем угодно только не в самом себе. Редко кто заглядывает в свой духовно-нравственный мир и пытается объяснить свою болезнь с позиций личной духовно-нравственной практики: греховного поведения, дурных привычек, порочных страстей. К сожалению, бытует однозначное мнение о сердце, как об органе, который только качает кровь и обеспечивает жизненно важное кровообращение в нашем организме. Представление о том, что сердце одновременно еще и важнейший духовный орган, существуют только среди православных людей, усвоивших Священное Писание. Теорию информационной функции сердца и опыт медицинской практики на её основе я рассматриваю в качестве научного подтверждения хорошо известной евангельской истины: все идет через сердце, т.е. духовная составляющая человека и его физическая сущность взаимодействуют именно через сердце.
Работа с больными каждый раз подсказывает, что незнание именно этой истины делает многих из них слепыми в оценке своего состояния, в понимании причин болезни и соответственно объясняют одностороннюю практику лечения: ставку делают только на официальную медицину и на предлагаемые ею методы лечения, а духовно-нравственные причины заболевания при этом, как правило, игнорируются.
В качестве примера вспоминается поучительный случай, который произошел прошлой осенью с ребенком в одной семье. Ко мне обратилась молодая пара, их дочь 8 лет страдала от кожных проявлений типа крапивницы. Педиатры заболевание объясняли аллергией, однако все виды лечения, направленные против аллергии, не давали эффекта. Был осуществлен тщательный поиск аллергена, но его не обнаружили. Возникла тупиковая ситуация.
Родители обратились ко мне. При осмотре я обратил внимание на невротическое состояние ребенка. Исследование на диагностической системе, основанной на информационной функции сердца, подтвердило наличие у девочки невротического состояния и не выявило заболеваний, которые могли бы сопровождаться крапивницей. Поэтому я стал изучать микроклимат в семье, в которой живет ребенок. И тут вскрылось, что между родителями часто возникают конфликты, порой даже по пустякам. Эти конфликты со стороны отца и матери сопровождаются раздражением, доходящим до гнева, взаимными оскорблениями и обвинениями. Ребенок, который любит и того, и другого родителя, каждый раз оказывался в тяжелой психо-эмоциональной ситуации. Девочка не знала как себя вести, она металась в слезах между родителями. Именно в эти периоды у нее и возникала тяжелая крапивница. Я пришел к выводу, что в этом и есть главная причина заболевания ребенка.
Родители, хотя и были крещеными людьми, однако в Церковь ходили редко, не исповедовались, ребенка не причащали, их брак был невенчанный. Передо мной был типичный случай, когда крещеные люди, считающие себя православными, жили не по-православному. Совместно с родителями я провел анализ духовно-нравственного микроклимата в семье, подвел их к осознанию причины болезни ребенка. Они поняли, что микроклимат в семье греховный и что ими нарушается главный принцип – все должно решаться в семье по любви, а болезнь ребенка, любящего своих родителей, не что иное, как протест, болезненная реакция на их греховные конфликты, лишенные в эти моменты чувства любви. Я призвал молодых родителей привести семейную жизнь к православным правилам, посоветовал им купить и изучить книгу по православному домострою, обратиться к батюшке за советом, как решать возникающие в семье проблемы. Ну и, конечно, исповедаться и венчаться! По прошествии четырех месяцев, в Рождество Христово этого года, родители девочки звонят и поздравляют меня с праздником. Они сообщают, что у них все хорошо, девочка совершенно здорова, они венчались, на исповедь вынесли все свои греховные взаимоотношения, по воскресным дням посещают Церковь и причащают девочку – стали жить по православному.
Узнав об инициативе проведения «круглого стола» с целью обсудить те проблемы, которые могут решаться через православную медицину в пользу духовного развития, становления или возвращения в духовное лоно людей нашего Отечества, я вспомнил тот обильный материал, который имею как православный врач. Действительно, люди сейчас находятся в какой-то спячке. Суетой современной жизни они настолько закручены и отяжелены проблемами, что им некогда в храм сходить. Люди не молятся дома, не устраивают свою жизнь по-православному, не исполняют евангельские заповеди. Возникающие болезни, к сожалению, не всегда становятся для них сигналом к анализу духовно-нравственной основы своей жизни с целью выявлении тех грехов, которые могли бы стать причиной заболевания.
Медицинская практика православных врачей убеждает в том, что только воцерковление может уберечь человека от греховных соблазнов современной жизни, спасти от многих болезней, возникающих по грехам нашим.
А если болезни все-таки возникают, то, совмещая усилия современной медицины, таинства Церкви и собственные усилия жить по православному, люди могут исцелиться от них.
Участие в «круглом столе» дает мне также возможность выполнить наказ батюшки архимандрита Наума из Троице-Сергиевой Лавры. Мне посчастливилось быть у него, исповедаться, рассказать ему про научные исследования и медицинскую практику. Он поддержал меня и благословил продолжать эту работу, сказав: «Доктор, вы должны заниматься не только лечением больных, но и просветительской деятельностью». С другой стороны, для меня, как православного врача, очень важна православная интерпретация или православный взгляд на информационную функцию сердца, и я надеюсь на помощь в этом от присутствующих служителей Церкви.
Иерей Сергий Фейзулин, священник Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: Вячеслав Максимилианович, а можно я задам вопрос: «Скажите, пожалуйста, вы руководите школой?»
Ответ: Школы нет. Учеников мало. Это ближайшие мои коллеги. Надеюсь, что их круг будет расширяться. Но есть ряд объективных причин, которые сдерживают этот процесс. Во-первых, данное научное направление я развивал в определенной изоляции. Если бы я начал «трубить» о результатах первых исследований, то думаю, что мне не дали бы вовсе развивать это направление, потому что оно доступно пониманию только с позиции православной науки, которая, к сожалению, до сих пор не признается или в лучшем случае игнорируется. Во-вторых, сложившийся стереотип представлений о роли сердца порождает серьезное недоверие к теории информационной функции сердца. Всем известно, что сердце обеспечивает жизненно необходимое кровообращение организма, и закономерно возникает вопрос: при чем тут информационная функция? Когда я доказываю, что импульсы, которые рождаются в сердце во время его сокращений, обладают всеми свойствами сигналов информационных систем, и они свидетельствуют о том, что сердце обладает информационной функцией, которую следует изучать, многие игнорируют данный факт или проявляют сдержанность. Однако есть врачи, в первую очередь православные врачи, которые меня горячо поддерживают. Первыми поддержали мои исследования специалисты, работающие в области радиосвязи и информатики, то есть люди, занимающиеся информационными системами. Один из них даже высказался: «Почему раньше об этом никто не подумал? Это открытие, валяющееся прямо на дороге, оставалось только подобрать!».
Иерей Сергий: В связи с поставленной на обсуждение проблемой возникает вопрос: как формируется личность и как человек воспринимает все, что происходит в его жизни? Вспоминаются слова Священного Писания, еще в Ветхом Завете сказанные: «праведник верою жить будет». Вспоминаются также слова одного французского писателя: «Человек видит в мире то, что уже с собой несет в этот мир». Известны и другие слова: «Каждому воздается по его вере». Поэтому, что касается православных людей, которые обращаются к диагностике и лечению вне православного мировоззрения, уповая только на официальную медицину – это явление нуждается в православной оценке.
С другой стороны, в Библии сказано: «Кому много дано, с того много и спросится». И это, прежде всего, относится к нам, священникам. Именно под этим углом зрения я воспринимаю мою встречу с Вячеславом Максимилиановичем. Я познакомился с трудом, который любезно он мне лично предоставил, мы с ним долго общались по этому поводу. Я разделяю с ним миссионерский и просветительский аспект обсуждаемой проблемы. И раз меня Господь ввел в эту область, то как бывший психолог и человек, интересующийся в какой-то степени информатикой и занимающийся философией, считаю своим долгом привлечь ваше внимание к следующим проблемам. Нашу эпоху философы называют уже не эпохой модерна и даже не эпохой постмодерна, а информационной эпохой. Поясню. Модерн – это когда нет ничего постоянного, нет никакой опоры, все меняется: сегодня – одно, завтра – другое, т.е. почти авангард. Постмордерн – это уже разрушение культуры. Информационная эпоха – это постоянная ложь, то есть информация, ни на чем не основывающаяся, она посылается в мир и управляет им. Если праведник верою жив будет то: какой верой живут люди на самом деле? Во что веруют? Чем будет жить человек, не имеющий веры? Мы живем в эпоху информационных технологий, в эпоху, когда информация начинает управлять нами, осуществлять доминантные функции в мире.
Если во второй половине двадцатого столетия говорили, что мы живем в техногенную эпоху, когда техника нами управляла, то сейчас нами управляет информация. Информация может рождаться из ничего и определять все. Понимаете, какая страшная ложь? Сатанизм уже не демонизм. Демонизм – это когда зло владеет человеком, и он несчастен. Он борется, мучается, страдает. А сатанизм – это наглая, вызывающая ложь.
Открытие Вячеслава Максимилиановича актуально! И мы должны понять, что оно значит для Церкви, что значит для нашей духовной практики.
Пафос этого открытия связан с покаянием. Евангелие начинается со слов: «Покайтесь!» Покайтесь, почему? Покайтесь, ибо приблизилось к вам Царствие Небесное! Войдите! То есть – призыв войти. И далее заповеди. Не только Десять заповедей мы знаем. Мы знаем Откровение Заповедей Блаженства. Вот этой верой мы должны жить. Почему только некоторые – сейчас мы говорим люди-уникумы, феномены духовные, – как отец Кирилл, отец Наум, почему только они имеют постоянную полноту радости? Потому что вера их блаженная. И практикующий человек, и священник, конечно же, знает то, о чем вы говорите. Но вот как это доказать обычным людям?
Осуществить это бывает очень непросто. Вот у меня соседи по лестничной площадке с ребенком мучаются. Каких только диагнозов не ставили ему. В том числе предполагали рак крови. Когда я познакомился с семьей, увидел, что очень хорошие молодые любящие друг друга люди, однако, хотя и крещеные, в Церковь не ходят, отец с утра до вечера на работе.
Я говорю: «Молодые люди, давайте-ка я вас поисповедую». Однако московская специфика такова: люди, живущие на одной лестничной площадке, друг с другом не общаются, к ним еще надо суметь «ворваться». В конечном итоге я их исповедал и обнаружил «корень» болезни ребенка. Сказал отцу: надо тебе пойти и исповедаться в церкви, причаститься и читать Евангелие. Тут он ухмыльнулся и говорит: «Значит, мне нужны духовные костыли?». И тут вот нужно было бы буклетик какой-то ему дать, популярным языком рассказать, что это все не просто, дорогой мой. К сожалению, мы живем в такое время, когда люди меньше верят в Слово Божие, а больше доверяют каким-то аннотациям, инструкциям, буклетам, то есть надо дать им почитать что-нибудь такое…
В тот момент у меня ничего с собой не было. Мне оставалось только убеждать в том, что путь к спасению лежит через Церковь, и другого пути нет. Слава Богу, они прислушались к моему призыву, их ребенок Рома сейчас здоров. По-видимому, духовные вибрации от родителей в какой-то момент вселяли в ребёнка страх. Известно, душа ребенка очень тонко чувствует и воспринимает окружающий мир и особенно душевное состояние родителей. Вероятно, создались какие-то внешние синдромы, набор признаков сходных с патологией, которой, может быть, и не было вовсе. Или была греховная генетическая связь с родителями, что называется Вячеславом Максимилиановичем «информационной сущностью, создающей риск болезни наследственной природы». Поэтому, на мой взгляд, теория и практика профессора Успенского Вячеслава Максимилиановича – это открытие мирового уровня. Я восторженно говорю, прошу прощения, но когда знакомишься с такими людьми, как Вячеслав Максимилианович, прибывает вера, умножается радость, что такие люди есть. И дай Бог вам еще много лет, чтобы вы трудились. Чтобы знали о ваших трудах не только мы, но и общество. Ваши исследования следует популяризировать.
Вячеслав Успенский: Первый опыт популяризации уже получился. Андрей Николаевич, собственно, первый из писательской среды решил организовать интервью «Загляни в свое сердце!» в газете «Русь Державная». И хотя были затронуты самые элементарные вопросы, положительных откликов было много. Люди с интересом читали и хорошо отзывались. Так и говорили: многие простые вещи мы воспринимали не так, как надо. И очень хорошо, что такое интервью состоялось. Этому способствовало также первое интервью, опубликованное на сайте Московского Подворья Троице-Сергиевой Лавры. Позже ряд православных газет местного значения перепечатали его.
Продолжая тему разговора, хочу познакомить наше общество с Николаем Дмитриевичем Гурьевым. Он православный психиатр, много занимался больными, написал замечательную книгу, которая имеет прямое отношение к теме «круглого стола» и называется: «Страсти и воплощение их в психосоматические заболевания». Я много полезного почерпнул из этой книги и использую ее в своей практике. Он, как православный психиатр, в этой книге представил очень интересный материал и дал ему православную интерпретацию. Поэтому очень хотелось бы услышать его мнение по обсуждаемым вопросам.
Николай Гурьев, православный врач-психиатр: Спасибо за внимание. Когда я был в ординатуре медицинского института, меня заинтересовал вопрос соотношения греха и болезни. Какая конкретная болезнь, каким грехом вызывается? Я попытался установить корреляцию. Мне удалось её получить для некоторых заболеваний. В процессе этой работы мне пришлось потратить много времени на то, чтобы любые душевные качества были распознаваемы, чтобы их можно было идентифицировать. К сожалению, среди людей мало кто различает, например: терпение, терпимость, выдержку; печаль, тоску, уныние; упорство, упрямство, настойчивость, постоянство. Как правило, всё путается и сваливается в кучу. Я составил словарь и дал определение этим духовным качествам. Словарь готов к изданию, и он может оказать большую помощь в первую очередь специалистам – психологам, педагогам, врачам, служителям Церкви и всем, кто стремится к образованности.
Всем известно, что состояние души сказывается на физическом теле. Об этом свидетельствует большой фактический материал, полученный Вячеславом Максимилиановичем с помощью диагностической системы, которую он создал на основе теории информационной функции сердца, им же предложенной.
Работая с больными, имеющими расстройства психики, я всегда придавал решающее значение анализу их духовно-нравственного состояния, установлению возможных греховных поступков, ставших причиной расстройств психики. После осознания больным своих грехов начинался этап объяснения ему основ религии, значения исповеди, освоения молитвы, в первую очередь Иисусовой молитвы, и посещения Церкви. В тех случаях, когда удавалось больного вовлечь в активный духовный процесс с отхождением от греховных поступков, лечебный эффект оказывался максимальным при отсутствии или минимальном использовании психотропных лекарств.
К сожалению, среди больных часто наблюдается два совершенно недопустимых и очень вредных для них же варианта отношения к духовной составляющей лечебного процесса. Во-первых, недооценка, а в некоторых случаях недоверие мероприятиям, направленным на духовное исцеление. Например, один больной с тяжелой формой поражения сосудов нижних конечностей (эндартериит с трофическими осложнениями), несмотря на явный положительный эффект в процессе духовной работы, заявил мне: «Спасибо, Николай Дмитриевич, вы мне так старались помочь. Но наконец-то лекарства помогли». Хотя те лекарства, которые он многие месяцы принимал, никакого положительного эффекта не давали, более того, болезнь, несмотря на их применение, продолжала прогрессировать.
Во-вторых, часто люди ко всем нравственным требованиям относятся, как к инструменту исцеления физического тела. Прагматический подход характерен для современного человека, но он совершенно недопустим в практике врача и тем более в духовной составляющей лечебного процесса. Больные пытаются выпросить у Господа Бога исцеление или приходят в Церковь, как в магазин, для удовлетворения своих просьб, при этом продолжая жить в грехах.
А теперь хочу поделиться опытом использования диагностической системы, разработанной Вячеславом Максимилиановичем на основе теории информационной функции сердца. Я встретил старого знакомого, формально верующего человека, т.е. формально посещающего церковь, формально относящегося к исповеди и без внимания к своей душе. Мы давно не виделись, разговорились. Оказалось, что у моего знакомого рак щитовидной железы, перенёс облучение, химиотерапию, но без эффекта. Ситуация фатальная, как он выразился, от стека до стека…
Пять дней у меня ушло на то, чтобы ему объяснить, что такое православная жизнь и какое значение имеет Иисусова молитва. После этого мы пришли к Вячеславу Максимилиановичу. И на обследовании обнаружилась ужасная картина. Я демонстрирую вам заключение, в котором, как вы видите, на первом месте наличие в организме раковой ситуации высокой активности, также подтверждена гипертоническая болезнь и ишемическая болезнь сердца высокой активности. Есть и другие заболевания, но не столь опасные для жизни.
В течение двух недель мой подопечный многократно исповедался и творил Иисусову молитву. Через две недели повторное исследование у Вячеслава Максимилиановича и неожиданный результат: раковой ситуации нет, а те заболевания, которые были, стали значительно менее активными, хотя специального лечения по поводу них не проводилось.
У меня создалось впечатление, что через диагностическую систему удаётся оценить состояние души больного, степень духовного очищения. Причем динамика духовного состояния значительно опережает по времени динамику симптомов болезни.
Тело инертно, но оно постепенно приводится к тому состоянию, в котором находится душа. Доказательством тому – больной, о котором я вам говорю. Клинически сохраняющийся рак на фоне отсутствующей программы раковой болезни постепенно исчез. Мой знакомый здравствует вот уже пятый год.
Я желаю Вячеславу Максимилиановичу упорства и успехов в дальнейшем развитии теории информационной функции сердца и в совершенствовании диагностической системы, на мой взгляд, очень полезной не только для медицинской, но и для духовной практики.
Лев Котюков, секретарь правления Союза писателей России: Дорогие друзья, я, собственно говоря, познакомился с Вячеславом Максимилиановичем как больной. Первое – это то, что он верующий человек. Я в храм хожу с детства – бабушка приучила. Доктор сразу стал меня, так сказать, в грехах изоблачать. Очень даже хорошо у него это сразу получилось. Я, как говорится, придерживаюсь того, что каждый человек есть последний грешник. К сожалению, многие, особенно писатели, в среде которых я вращаюсь, считают, что они не последние, а первые грешники. Это тоже причина гордыни. Я вспоминаю храмы своего детства, количество людей, там пребывающих тогда и сейчас. По моему мнению, количество верующих, что в 50-е годы, что сейчас, мне кажется, остается неизменным. К сожалению, говорить, что верующих заметно прибавляется, очень трудно, особенно среди нашей интеллигенции.
Мы являемся свидетелями разрушения культуры и появления антикультуры – пустоты, причем пустоты воинствующей. Это особенно хорошо видно, когда включим телевизор.
Да, если хотите беса посмотреть, нажимайте на любую кнопку каналов. Вот они, бесы! И переживаем мы времена очень страшные, причем мы их даже оценить не можем. Мы находимся внутри времени и не можем взглянуть на него снаружи. И вот то, казалось бы, возрождение, которое всюду, повсеместно у нас, в Союзе писателей провозглашается, оно иллюзорно. Чудовищные вещи! Вот у меня сейчас один интеллигент – я его в Союз принимал – написал книгу о происхождении Вселенной… Я говорю ему: сходи к священнику. И он пошел в церковь. Он вернулся и говорит: я пришел к нему, у него два высших образования, а он там какие-то псалмы свои поет. Я ждал-ждал… и ушел. Ну как так? Ведь службу же батюшка вел, литургию. А у него к церкви такое отношение.
Когда я прочитал статью в «Руси Державной», вообще-то для меня ничего нового там не было. Я как бы это все с детства знал. Но Вячеслав Максимилианович сумел доходчиво связать медицину и духовность.
А теперь о науке. По моему мнению, истинная наука – это познание Бога и его творения. Говорят, наука этого направления не принимает. Некоторые коллеги нашего дорогого профессора не признают информационную функцию сердца. Действительно, я одному профессору показал интервью, монографию Вячеслава Максимилиановича – он мне говорит: Ты знаешь, Лев Константинович, это интересно. Но это какая-то метафизика. Я его спрашиваю: «Ну а что такое метафизика, ты знаешь?» Он мне отвечает: «Это вроде… Мистика!»
Метафизика – это просто-напросто сверхфизика в известном переводе. Это то, что после физики…Современная физика, по моему мнению, находится в духовном тупике. И из этого тупика, видимо, она уже не выйдет, не придет к Богу. Более или менее умные ученые это прекрасно понимают и с этим соглашаются.
Но вот если взять мою жену – она у меня человек относительно верующий, – купила она обыкновенные иконки. И вдруг они замироточили. И она: «Вот как это нам наука объясняет?» Я говорю: «Да что такое наука? Ну что она может нам объяснить? Наука объясняет то, что есть. Наука не может объяснить того, чего нет. Только и всего».
Я ведь к Вячеславу Максимилиановичу попал не от хорошей жизни – на меня тоже болячки свалились.
Я перехожу к практической стороне открытия, которое совершил профессор. Дело в том, что у нас, к сожалению, с внедрением этой разработки профессора дело идет очень и очень тяжело. Вы знаете, человек он очень скромный. Даже я бы сказал, как говорил Сергей Михалков: скромность украшает скромного человека. Какая-то застенчивость, и так далее. И в то же время, насколько мне известно, дикие деньги тратятся на совершенно шарлатанские вещи в науке, уж не говорю про экстрасенсов… Мне бы хотелось, чтобы мы как-то посильно смогли помочь нашему дорогому профессору в этом плане, да и, может быть, и самим себе в первую очередь. Чего греха таить, все мы страдаем болячками! Все мы заботимся о своем здоровье, держимся за этот мир, хотя прекрасно понимаем, что вечный мир иной – это мир Божий.
Андрей Печерский: Говоря о мироощущении верующего и неверующего человека, я вспомнил одного священника из Псковской епархии. Он очень метко выразил это мироощущение: все мы в Бога верим, только мы Богу не доверяем. Очень глубокое наблюдение. Когда чирей вскочит, не молится человек, а бежит к доктору. И вот этот стереотип существует как в православной среде, так и вне её. И как мне кажется, наша задача в плане продвижении идеи Вячеслава Максимилиановича заключается в том, чтобы найти такой мостик или такую возможность, чтобы его идеи дошли до миллионов. Вспомним Серафима Саровского – под его влиянием рождалась «Русь Державная» – хочу напомнить: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя тысячи спасутся». А многие люди не хотят мирный дух стяжать. Вот я по долгу своей работы открываю православные сайты и вижу, что многие из них напичканы драками, пересудами, рассудами, обвинениями и тому подобным. Я не думаю, что человек, который будет читать такую информацию, якобы подаваемую с православной точки зрения, вылечится от каких-то заболеваний. Скорее всего он еще больше заболеет. И как сделать так, чтобы до людей дошло, что же для них главное, а что второстепенное. Мне кажется, именно эту тему хотелось бы обсудить, как говорится, в мирном духе.
Священник Павел Хондзинский, доцент Православного Свято-Тихоновского Государственного Университета: На мой взгляд, открытие Вячеслава Максимилиановича, безусловно, представляет большую ценность для медицины, однако, кроме этого, имеет апологетическое значение. О медицинской стороне проблемы я не буду говорить, поскольку сам медиком не являюсь. Могу говорить лишь о второй стороне проблемы. К сожалению, в настоящее время усилия так называемой научной апологетики сводятся к тому, чтобы примирить истинную веру и научные знания сегодняшнего уровня. Ведь вполне понятно, что наука очень многого, даже скорее большего, о мире еще не знает. Научные открытия, которые представляют собой общечеловеческую ценность, не ставя перед собой, так скажем, сознательной цели согласования с истинами христианства, рассматриваются как естественнонаучные.
Интерпретация открытия Вячеслава Максимилиановича с позиции апологетики не простая задача, и в этом могут быть допущены серьезные ошибки, особенно в практической реализации. Мне кажется, существует очень большое количество проблем, которые нельзя недооценивать. С одной стороны, в Евангелии, и мы все это знаем, не один раз говорил Спаситель, исцеляя: да, сё здрав, больше не согрешай! И отпускаю грехи твои… Эти примеры излишне продолжать. С другой стороны, он же на вопрос учеников: «Кто согрешил – он или родители?» отвечает: «Не он согрешил и не родители его, а всё для того, чтобы явилась слава Божия».
Уместно вспомнить и слова Апостола Павла: «Дано мне жало в плоть ангелом сатаны. Просил я Господа, трижды попросил, чтобы он избавил меня от него. И он сказал: довлеть ти благодать мою! Он же говорил: телесное наше разлагается, а духовное нет…».
Я это говорю к тому, что, когда уважаемый Николай Дмитриевич встречался со мной, он не помнит уже, наверное, как мы тогда с ним спорили как раз по этому поводу. Мы остались тогда каждый при своем мнении. Что устанавливать однозначно связь между грехом и болезнями нельзя. Человек и его Душа – тайна Божия. И если Николай Дмитриевич жалуется на то, что большинство пациентов используют советы духовной направленности с прагматическим подходом, то я должен заметить, что он сам же закладывает в них этот подход. У меня, например, не знаю, как у присутствующих здесь, сама мысль, что Иисусову молитву можно использовать, так сказать, в научном эксперименте, вызывает ужас, по правде говоря. Поэтому мне кажется, что если мы сейчас просто вот так вывесим списки болезней и соответствующие им грехи, то получится так, как один человек, приходивший однажды ко мне, предложил: я знаю, от какого греха начинается какая болезнь, давайте я буду принимать пациентов и по их болезням определять их грехи, а они будут вам приносить этот список – и вы будете эти грехи отпускать. Такое вот предложил мне творческое сотрудничество! Вполне понятно, что я от него отказался.
И вот здесь, с моей точки зрения, больше вопросов, чем ответов. Я сейчас говорю не об открытии Вячеслава Максимилиановича, а о возможной примитивной его популяризации… Я боюсь, что опять мы получим больше промахов, чем достижений. Поэтому мне хотелось бы призвать к осторожности во всех обсуждаемых проблемах. Безусловно, православный врач должен быть сам носителем православной веры и анализировать болезнь не только с медицинской точки зрения, но и с позиции православной веры. Однако врач, даже православный, никогда не сможет заменить священника! И прав Вячеслав Максимилианович, призывая больных к посещению Церкви, к встрече со священником.
Николай Гурьев: Если будет угодно Богу, все враги отойдут. И все будет, как положено. Кстати, в книге «Страсти и их воплощение в болезнях» у меня написано, что грех необязательно есть причина болезни, могут быть и внешние причины. Но он либо содействует развитию болезни, либо является её причиной. И потом я написал книгу «О временном пути к вечности». Эта книжка для моих больных. В ней я излагаю православный взгляд на все вопросы, связанные с болезнью и лечением. В частности, в книге написано, что исцеляется душа, и как следствие она исцеляет тело, то есть забота о душе – первостепенная задача.
Священник Владимир Петров, настоятель Свято-Покровского храма с. Давыдовского Владимирской обл.: Хотелось бы определить: а что же это такое – наука? Вообще это удивительный случай, наверное, очень редкий: собрались и священники, и ученые, сидят и обсуждают одну и ту же проблему – согласие. Это знамение нового состояния общества. Потому что наука как таковая, если мы на нее посмотрим, противник веры. Наука родилась, противляясь вере. Если я знаю, то я не верю. Каждое открытие говорит: да какой Бог? Вот же, мы всё можем! Понимаете? Так вот, наверное, нам тут хорошо бы вспомнить Писание, когда Отец-Творец говорит своему Сыну: «Сиди одесную меня, покуда положу врагов твоих подножие ног твоих». И эти враги – ученый мир, который все время пытается доказать, что он что-то знает. И сейчас мы подходим к той точке, когда учёный мир уже подошел к тому, что хочет сказать: я знаю, что я ничего не знаю, т.е. к согласию. Что есть Тот, кто сотворил всё, и мне не дано познать всё, потому что я не имею такой возможности. И знаю только то, что мне открывает Творец.
Теперь, если мы посмотрим на сердце. Вчера, когда я узнал тему «круглого стола», открыл «Симфонию», нашёл страницу, посвященную «сердцу» и оказалось, что это слово употребляется в Священном Писании, 596 раз! Все эти изречения я не могу передать, но большинство из них говорят, что сердце – это действительно информационный источник. Сердце – место обитания разума, любви, оно думает, оно мудрое. Человек знал всегда, что сердце – источник разума. Вы знаете такое выражение: «Не иметь царя в голове». Что оно означает? Нет Бога в голове. Это разрыв между умом и сердцем, а это значит и Богом. Сердце есть соединение, это как раз тот путь, через который Бог соединяется с человеком. Когда происходит разрыв между умом и сердцем, наступает утрата совести. Потому что мудрость, исходящая от сердца, божественная мудрость. Если она не оплодотворяет ум – он сам по себе гуляет. И, собственно, Иисусова молитва – это попытка ум соединить с сердцем. Для чего это соединение? А чтоб совесть появилась! И тогда человек уже естественно противляется греху: «Мне стыдно! Я не могу этого делать!». Сегодняшний мир как раз и разрушает эту психологию, разрывает связь ума и сердца.
Приведу пример. Один духовный человек рассказывал мне, как в детстве он, будучи юношей, воспитывался в горах Кавказа, там все-таки более суровые нравы. И вот он вспоминает пионерский лагерь. Приехали однажды в лагерь полячки. А там эта бессовестность уже была. И вот он впервые увидел, как девушка выходит, раздевается догола и моется под душем. И она даже его не стесняется – поворачивается, как ей хочется. Когда я увидел, говорит он, я покраснел весь, сжался, отвернулся – он естественный стыд испытал, т.е. в нем, как вы понимаете, было соединение ума и сердца. Потом он раз посмотрел, два посмотрел, три… и разорвалось это соединение! Так человек становится бессовестным в одном, во втором, в третьем…
Конечно, все, чем занимается наш уважаемый профессор, очень важно, об этом нужно говорить. Человек – Фома неверующий. Ему нужно физическое подтверждение. Как его примут? Кто, как хочет, так и примет, – но большинство, узнав о его исследованиях, побывав у него как у православного врача, задумается и придет в церковь. С чем они придут? Я не знаю. Но они придут в церковь, а не к бабке-колдушке. Придут, а там уж дело священника, как он их направит. Вы знаете, почти большинство паствы приходит через несчастья – физические или духовные. Приходят, чтобы получить облегчение в своих страданиях. А дальше их уже священник направляет, поясняет, как правильно надо жить, разъясняет истинную цель веры. Не все, наверное, священники помогают, но человек находит цель.
Люди никак не хотят понять, что они больны от рождения, что в них уже есть «жало смерти», они не хотят с этим согласиться, они хотят забыть об этом дамокловом мече, который висит над ними. Они ищут временного улучшения своего состояния. Каждый умрет все равно, и весь вопрос только, в каком состоянии. А врачи, конечно, нужны. Потому что есть две составляющих: мы – священники, Богом направляемые, и те, кто лечит людей, они тоже – Божий промысел. Но эти две составляющие должны работать в тандеме именно так, как это делает Вячеслав Максимилианович.
Виктор Саулкин, обозреватель радио «Радонеж»: Несколько десятилетий назад Святой Архиепископ Лука (врач Войно-Ясинецкий) написал небольшую, но очень ценную книгу «Дух, душа и тело». Вячеслав Максимилианович своими открытиями подтверждает выводы этой книги, предлагает теорию информационной функции сердца и на её основе принципиально новую диагностику заболеваний.
Я тоже считаю, что это открытие ученого надо продвигать всеми средствами массовой информации: радио «Радонеж», газеты, журналы. Познакомившись с ним, человек может задуматься над истинными причинами болезни. Но всегда нужно давать духовную оценку и проявлять при этом осторожность, о которой говорил священник Павел. К примеру, все вы знаете, что батюшка Амвросий в 37 лет заболел, но он прожил до 78 лет. Оставаясь инвалидом 1-й группы, он при этом исцелял сотни людей. Известны и другие варианты. Если человек благодушно все воспринимает, кается, болезнь уходит, исчезает полностью. Николай Дмитриевич это подтверждает примером из своей практики. А иногда наоборот: человек умирает от рака. Мы знаем таких людей-подвижников. Им Господь дает эту болезнь, как очищение, и человек через эту скорбь в Царствие Небесное попадает. Промысел Божий разный: одному – исцелиться, а другому – потерпеть.
Исследования Вячеслава Максимилиановича составляют ценный материал, как свидетельство о вере. Мне кажется, сегодня это очень важно, потому что мы говорим последнее время о миссии – вот отец Сергий говорил об антикультуре. Да, сегодня мы столкнулись с антикультурой. Недавно в придворье одного храма эта антикультура была. Три черных доски. Говорят, это не кощунство. А что же это? Три черных доски над пещерной Троицей! Уже само название кощунственно. Или антиевангелиевский проект Дмитрия Врубеля, который был на улицах в Перми, после чего «Хромая лошадь» и сгорела. Понимаете, это кощунство, до которого даже не додумались в 20-е годы. Тогда, кстати, было проще. Ну, ходили бесноватые, кричали «Бога нет!» Народ смотрел на них: «Ну, несчастные!». Помолится. «Что с ними, с одержимыми, делать!»
А сейчас, когда огромные плакаты… Не буду даже говорить, что на них изображено. «Актуальное искусство», так называемое. Например, страшно орущая, диким звериным образом, американская теннисистка Серена Уильямс, а внизу – Богородичное Евангелие. И когда человек идет по улице Перми и первый раз читает строки Евангелие Богородичного о встрече Марии с Елизаветой, а там написано по-русски: «исполнилась Духа Свята Елизавета» – это технология кощунства, технология не демонизма уже, а открытого сатанизма. И самое страшное, что нас заставляют это все видеть. Троицкий замечательно сказал: «Нас заставляют спорить о вещах бесспорных сегодня».
Я считаю, что такие открытия – это подлинная миссия, обращение к народу. Не рокерские и не байкеровские шествия, а от науки к сердцу человека, призыв к любому человеку: «Остановись, подумай! Вот твоя жизнь, вот твои грехи и болезни. связанные с ними!» А главное – дать ему понять: «Господь Бог существует! Вот ты предстоишь Богу». Откликнется человек или нет? Мы знаем, что не все откликнутся. Но кто откликнется – для них это может иметь спасительный характер. И ещё о сердце. Может быть, некоторые знают: когда боевую награду вручают за боевые действия, – мне об этом сказали офицеры, когда прикрепляют орден к груди, то теплота растекается по телу. А где начинается эта теплота? В сердце начинается. Есть такая примета у боевых офицеров, если теплота в сердце возникает – значит, эта награда заслуженная.
Сердце, конечно же, не только орган информации, а как Владыка Святой Лука сказал, орган Богообщения. Конечно, мы общаемся с Богом не печенью, не селезенкой, а сердцем. И не зря говорят в народе: «Сердцу не прикажешь!». «Каменное сердце». Я согласен с Николаем Дмитриевичем, что поражается полностью все тело, вся душа. Но все-таки, как показал Вячеслав Максимилианович, основной орган во взаимодействии души и тела все-таки сердце.
Я хочу привлечь внимание еще к одной проблеме – значению молитвы родственников за болящих. Наш общий друг с Андреем Николаевичем – Виктор Николаев – писатель, знаете, может быть, книгу его «Живый в помощи Вышнего». Он после занятий из академии попал прямо в госпиталь и не приходил в себя несколько дней. Томограф показал, что у него тяжелейшее поражение мозга. И пока шла операция, его жена Катя 8 часов подряд молилась с молитвой «Живый в помощи Вышнего». Виктор выжил и обратился к Богу, стал ходить в церковь, исповедоваться, причащаться, собороваться.
Вячеслав Успенский: Виктор Саулкин затронул очень важную проблему: молитвенная помощь родственников и близких страждущему человеку. Я бы продолжил – исцеляющая роль Церковных таинств. К тому же священник Павел выступил категорично против экспериментов с участием служителей Церкви. На все перечисленные вопросы дает ответы практика православного врача с использованием диагностической системы, разработанной на основе теории информационной функции сердца. Вся врачебная деятельность – это постоянный эксперимент и научный поиск. О некоторых случаях, отвечающих на поставленные вопросы, позвольте Вам рассказать.
Во-первых, было несколько случаев, когда больные приходили на контрольные исследования по случайному совпадению непосредственно после исповеди и причастия. Зная их заболевания по предыдущим исследованиям, приходилось удивляться тому факту, что эти заболевания либо диагностировались в очень низкой активности или не определялись вовсе. Первый случайный опыт таких наблюдений побудил меня к целенаправленным исследованиям в этой области. Я стал приглашать таких больных на повторные исследования в течение ближайшей недели после исповеди и причастия. Оказалось, что обнаруженный эффект у части больных был стойким, но у некоторых все возвращалось к прежним результатам диагностики.
Во-вторых, был случай исследования тяжелого онкологического больного с неоперабельной опухолью головного мозга. Узнав свой «приговор», он отказался от лучевой и химиотерапии. Однако прошел год, он сохранял работоспособность, и фатального исхода не наступало. Он обратился ко мне, сомневаясь в диагнозе.
Диагностическая система подтвердила наличие онкологии. Я решил повторить исследование, что часто делаю с целью изучения специфичности и чувствительности метода. Каково же было мое удивление, когда повторное исследование не подтвердило онкологическую ситуацию у больного. Ещё одно повторное исследование – тот же результат. Оказалось, что присутствующая в это время жена больного, после первого исследования, подтвердившего рак, стала молиться про себя за исцеление мужа. Только молитвой я мог объяснить данный феномен. К тому же жена больного оказалась глубоко верующей, воцерковленной женщиной, и она молится за исцеление мужа с того дня, когда был поставлен роковой диагноз. Все случившееся на неё произвело сильное впечатление. Она реально убедилась в силе молитвы, после чего с еще большим постоянством стала молиться за исцеление мужа. И хотя исцеление не происходит и онкологическая ситуация периодически определяется диагностической системой, опухоль все же перешла в стадию очень медленного роста. Больной чувствует себя удовлетворительно и вот уже пятый год сохраняет работоспособность. Я не склонен делать поспешные выводы и продолжаю исследование подобных случаев.
Эдуард Хандюков, академик Академии медико-технических наук, поэт: В свое время я окончил Высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова, учился на радиофакультете. Поэтому мы с профессором Вячеславом Максимилиановичем Успенским сразу нашли общий язык и взаимопонимание. Теория информационной функции сердца весьма убедительна. Её доказательность представлена результатами многолетней апробации. Высокую точность диагностики я проверил на себе. Тем не менее теория и практика этого совершенно нового направления, не имеющего аналогов в мировой практике, нуждается, как считает и сам автор, в дальнейшем развитии и совершенствовании. Однако, мне кажется, что уже на этом этапе метод диагностики должен внедряться в медицинскую практику.
Иерей Сергий: Я хотел бы вернуться к основополагающему принципу, связанному с открытием Вячеслава Максимилиановича. Это обращение к покаянию. То есть без покаяния ничего невозможно. Однако известны случаи исцеления от рака и без обращения к Церкви. Вячеслав Максимилианович рассказывал мне о таких случаях. Такое явление возникало тогда, когда больные, стремясь к исцелению, меняли свой образ жизни и фактически начинали жить по Евангелию. Хотелось бы просить Вячеслава Максимилиановича поделиться этим опытом.
Вячеслав Успенский: Да, известно, что некоторые люди, несмотря на смертельную болезнь, когда на них уже смотрят, как на людей без шансов на жизнь, тем не менее по непонятным причинам выздоравливают, вызывая недоумение у окружающих. Особенно впечатляют такие случаи в онкологии. Они бывают редко. Онкологи о таких случаях периодически сообщают. В частности, немецкие ученые-онкологи тщательно изучили 50 случаев «самоисцеления» от рака. Причем во всех случаях рак был доказан всесторонне и не вызывал сомнений. Анализ этих случаев осуществлен с немецкой педантичностью, точностью и аккуратностью, поэтому в достоверности выводов сомневаться не приходится. Была установлена общая закономерность – все случаи «самоисцеления» происходили на фоне значимых событий в жизни больных. Они сопровождались значительным, в ряде случаев радикальным изменением доховно-нравственой основы их жизни, которая во многом начинала соответствовать жизни по Евангелию.
Подобный случай имел место и в моей практике. Мужчина в возрасте около 40 лет, обратился за медицинской помощью в состоянии очень запущенного рака желудка. Осознав безнадежность своего положения, больной отказался от предложенной ему химиотерапии и исчез из поля зрения медицины. О том, что он жив, стало известно по прошествии года, что уже вызвало удивление. Но ещё более удивительным было то, что передо мной предстал внешне здоровый, полный жизненных сил человек. Последующее обследование не выявило какой-либо патологии желудка.
Я тщательно проанализировал судьбу пациента. Оказалось, что рак возник у него на фоне печальной и ужасной жизни. Во-первых, он по характеру был человек очень заносчивый, у него ни с кем не складывалась дружба, и поэтому не было друзей. Он чувствовал себя одиноким, переживал, что такая судьба у него. Он не понимал даже, что негативное в его жизни во многом зависит от него самого. У него не получалась и семейная жизнь. Девушки, которые на первых порах начинали с ним дружить, очень скоро уходили от него, и опять-таки из-за заносчивости и других негативных черт характера – в общем, он оставался и в этой сфере жизни одиноким, хотя мечтал создать семью, иметь детей, хотел иметь друзей, но… не получалось. В профессиональной деятельности тоже все складывалось не так, как ему хотелось. Он сделал интересное изобретение, которое, однако, никто не признавал, многие считали его неудачником. Вот и представьте себе, везде минор, везде всё негативно, всюду он в одиночестве. В совокупности все это повергало его в уныние. На таком фоне и возник рак желудка. И когда уже судьба казалась неотвратимой, а заключение врачей было фатальным, он встречает женщину, которая полностью изменяет ему жизнь. Он влюбляется в нее. Отношения с ней у него складывались на почве глубокой, яркой любви. Он отвлекся от болезни: как выразился он сам – «забыл про неё». Меняется его отношение к другим людям. Чувство любви, в котором он пребывал, стало распространяться на всех, с кем ему приходилось сталкиваться по работе и в жизни: исчезает заносчивость, обидчивость, он уже не может злиться, конфликтовать. Появились друзья, обстановка на работе стала приобретать мажорный характер. Он женился на любимой женщине. Появилась надежда иметь ребенка и создать полноценную семью, о которой он давно мечтал.
Когда я проанализировал его судьбу с православной позиции, то понял, что исцеление наступило в тот период жизни, когда он стал жить, по существу, по Евангелию: когда вся жизнь, все отношения с людьми стали строиться им на основе чувства любви. Конфликты, которые возникали, он стал решать не так, как раньше – не через конфликт, не через раздор, злобу и гнев, а по любви. А тут еще один ученый подтвердил изобретение и стал его «поднимать на щит», доказывать полезность его технического изобретения. В период такого вот духовно-нравственного состояния, в котором он оказался, и произошло исчезновение рака.
Не менее значимо и другое событие, которое случилось с недавно смертельно больным пациентом. Он был не крещен и сдержанно относился к религии. Однако все, что с ним произошло, заставило его многое в жизни пересмотреть. Этому способствовала православная любимая жена. В нем возникла тяга к Церкви. Итогом явились крещение, венчание и воцерковление. Я думаю, что больные, испытавшие на себе исцеление от рака без участия медицины и других методов лечения, рано или поздно в большинстве случаев приобщаются к Церкви. Исцеление, которое происходит, оказывает на них сильное эмоциональное и нравственное воздействие, которое способствует осознанию Божьего Промысла и Божьей Благодати.
Иерей Сергий: Вячеслав Максимилианович, мы же с вами понимаем, что, когда Господь призывает и дает человеку возможность и время, он дает это для покаяния и исправления своей жизни. Иначе нет смысла жизни на земле. Значит, Господь дал время этому человеку, чтобы он понял смысл жизни и причины его смертельной болезни, чтобы он осознал, как следует дальше жить. У меня возникает к вам вопрос: «Почему именно этому больному выпал такой счастливый путь исцеления? Ведь онкологических больных очень много, а случаи подобного исцеления крайне редки?».
Вячеслав Успенский: Божий промысел для нас непостижим. Тем не менее некоторые обстоятельства этого случая привлекают внимание. Во-первых, больной очень хотел жить и не просто жить. Он понимал, что живет неправильно, он искал другой путь в жизни, он жаждал любви и дружбы, но не знал, как к ним прийти. По-существу, он активно искал истинный путь в жизни. Во-вторых, женщина, которая встретилась на жизненном пути, вовлекла его не только в счастливую любовь, она, как оказалось, будучи православным человеком, много молилась за него. Видимо, имели значение и другие события его жизни, но то, о чём я говорю, лежало, если можно так сказать, на поверхности судьбы больного.
Андрей Печерский: К сожалению, мир, в котором мы живем, мало дает поводов для состояния любви. Может быть, этим и объясняется, что вместо милицейских сериалов и боевиков мы предпочитаем посмотреть советские фильмы пусть наивные, сказочные, но с естественными добрыми взаимоотношениями между людьми. Удивительные чувства и поразительные события возникают во время крестных ходов, в частности, некоторые участники исцеляются от неизлечимых заболеваний. Между участниками крестного хода возникают добрые отношения, готовность помочь друг другу в преодолении возникающих трудностей. Один батюшка так определил знаменитый Великорецкий Крестный ход: это дело не людей, Бог есть любовь, мы собрались во имя Божие, чтобы через трудности пути постигнуть эту любовь, через самое простое научиться замечать ближнего, помогать друг другу, покрывать всё любовью. С крестного хода многие люди возвращаются другими.
Подводя итог «круглого стола», хочу пожелать, чтобы это открытие имело практическое приложение. Как мне кажется, нужно, чтобы Русская Православная Церковь заметила и постаралась помочь внедрению этого замечательного открытия, в частности, через медицинские пункты при монастырях и храмах тем более, когда большинство их болеющих прихожан не имеют возможности ни лечиться, ни диагностироваться.
Вячеслав Успенский: Книга, в которой изложена теория информационной функции сердца и практика её применения, написана научным языком и предназначена для ученого мира. Что касается православной интерпретации, то этому должна быть посвящена отдельная книга с участием православных врачей, ученых и других специалистов, занимающихся просветительской деятельностью, и, конечно, священников и других представителей церкви. То есть, книга должна носить просветительский характер, и необходимость в этом есть. В медицинской практике я, как православный врач, часто играю двойную роль: кроме роли врача, – роль представителя церкви в медицине. Последнее требует высокой православной эрудиции и грамотности. Поэтому такая книга могла бы быть полезной для меня и православных врачей.
Андрей Печерский: Подготовкой к такой книге может стать публикация материалов сегодняшнего разговора не только в газете «Русь Державная», но и в виде отдельной брошюры. На этом аккорде позвольте завершить «круглый стол», поблагодарить участников за откровенный разговор, пожелать всем крепкого здоровья, а профессору Вячеславу Максимилиановичу Успенскому творческих успехов, терпения, мужества и молитвенной помощи в столь значимом и полезном деле.
Источник: "Русь Державная"
См. также по этой теме:
– "Евангелие сердца"
– "Сердце как связь человека с Богом"
– Монография В.М. Успенского"Информационная функция сердца"