В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Опыт посюстороннего

По сообщениям прессы, “Кафедра пасторального богословия философско-богословского факультета Украинского Католического Университета проведет конференцию, посвященную Богу на Майдане. Мероприятие пройдет 15 декабря.

Верующие хотят провести научную дискуссию об "ощущении потусторонности участников Революции достоинства 2013-2014 гг", а также проанализировать "уникальный феномен опыта Бога на Майдане".

Майдан как религиозный опыт – тема, действительно очень важная и интересная с точки зрения религиоведения и антропологии и еще ожидающая своих исследователей. Человек, который подошел бы к произошедшему с деликатной отстраненностью ученого, мог бы обнаружить очень интересную проблему соотношения светского и духовного опыта, глубоких эмоциональных переживаний, которые имеют светские источники, и, с другой стороны, веры.

Интернет полон свидетельств людей, которые принимали участие в Майдане – записи в социальных сетях, живые голоса и лица на роликах в ютубе, все это составляет богатейший материал для исследования.

Конечно, очень сложно абстрагироваться от текущей политической ситуации, но если попробовать это сделать, и выслушать свидетельства самих участников, то нельзя не заметить, что Майдан был для них глубочайшим переживанием, которое действительно, напоминает религиозное. Участие в массовых движениях, переживание общей борьбы, солидарности и опасности, это экстатический, резко выводящий за рамки обыденности опыт, “священный” в том смысле, о котором говорит Мирча Элиаде в своей книге “Священное и мирское” – “священное – это реальное в его совершенстве, это одновременно и могущество, и действенность, и источник жизни, и плодородие”.

Это то, что можно назвать “предельным опытом”, потрясение, которое напоминает первую любовь или религиозное обращение, которое глубочайшим образом меняет человека и то, как он видит мир. Как и любовь, это переживание говорит “со властью” претендуя на абсолютный, неоспоримый авторитет в жизни человека. Поступки, которые были бы сочтены неуместными, глупыми или даже безнравственными в обычном состоянии, становятся совершенно приемлемыми. Опыт является человеку с непреодолимой мощью абсолютной подлинности.

Отсюда то, что постоянно говорили – и говорят – участники майдана. “Вас там не было!”. С одной стороны, это не совсем так – море информации в интернете, слова, звук и картинки, позволяют человеку за монитором своего компьютера услышать и увидеть даже больше, чем непосредственному участнику событий. Но это верно в том смысле, что посторонние непричастны таинству, не дышали этим воздухом, не подвергались опасности, не принимали решений, не стояли плечом к плечу. У посторонних нет этого опыта – о котором говорят участники.

Я их отчасти понимаю – в 1991 году я принимал участие в “защите Белого Дома”. В итоге на него никто так и не напал, но само переживание общей опасности, солидарности с людьми вокруг, “роковых минут” в которые творится история, я хорошо помню.

Майдан воспринимался его участниками как предельный опыт, в котором проявилась – и в котором оказалось укоренено – их переживание своего достоинства и своей идентичности. Сам термин “Революция Достоинства” за прошедшие три года приобрел оттенок жестокой иронии, но он вполне отражал переживание участников.

Когда это переживание накрывает человека религиозно индифферентного, оно просто захватывает его целиком без каких-либо внутренних конфликтов. Но когда оно накрывает христианина, он сталкиваться с необходимостью как-то согласовать свою веру с тем, что он переживает сейчас.

Если вернуться к аналогии с влюбленностью, это можно сравнить с ситуацией женатого христианина, который переживает сокрушительную влюбленность в другую женщину. Влюбленность повелительно зовет его к новому браку – который, конечно, будет бесконечно счастливым, и грозит ему, что он упускает нечто самое важное в своей жизни и обрекает себя на пустоту, горечь и уныние, если скажет “нет”. Закон Божий говорит нечто обратное – “не прелюбодействуй”.

Как поведет себя этот человек? Он может покориться Богу и последовать заповеди – а искушение, поскребшись в дверь и найдя ее запертой, отправится искать других жертв. Он может утратить веру – так тоже бывает. Он может выстроить себе систему самооправданий, так, что он будет поступать так, как велит страсть, и считать себя добрым христианином. Он скажет, что новый брак – это “Божий план для его жизни” или что-нибудь в этом роде.

Так и соблазн принять участие в массовых антиправительственных выступлениях – кто-то покорится слову Божию “с мятежниками не сообщайся” (Прит.24:21), кто-то выстроит систему оправданий – и именно это и можно наблюдать чаще всего.

Например, весьма изощренным перетолкованиям подверглись известные слова Апостола Павла в Рим 13. “Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь” (Рим.13:1-7)

Одни писали о том, что, согласно конституции, высшей властью является народ, а не Янукович, и выступления против последнего от имени “народа” превосходно согласны со словами Апостола. Другие – что Апостол имел виду не то, что “всякая власть от Бога”, а что “только та власть, которая исполняет свою миссию наказывать злодеев и поощрять делающих добро – от Бога”, и, таким образом, здесь никак не может идти речи о злодейской власти Януковича. В самом деле, не может же Апостол требовать от нас покоряться Гитлеру или Сталину? А Янукович – это такой же Гитлер. Ну почти. По его приказу были зверски избиты студенты. Насилие “Беркута” против протестующих вызвало крайнее негодование – и сильное повышение эмоциональной температуры.

Конечно, сторонние наблюдатели через какое-то время стали указывать на вопиющую бессвязность поведения сторонников Майдана. Очень скоро оказалось, что когда на востоке страны стали делать то же самое, что и в Киеве – захватывать административные здания – тот же текст Рим.13 приобрел самое прямое и буквальное значение, и Александр Турчинов, охотно снимавшийся то с автоматом, то за крупнокалиберным пулеметом, оказался начальствующим, который имеет полное право носить меч – и пускать его в ход.

Призывы во имя совести и правды восстать против власти, которая поливала протестующих холодной водой, сменились призывами полностью поддержать власть, которая обстреливала жилые кварталы из орудий – убивая обывателей, которые просто сидели в своих домах.

Конечно, это алогично – но опыт Майдана внерационален; это переживание “безусловной подлинности” не имеет отношения к логике или последовательности. Человек в таком состоянии обладает сознанием безусловной правоты – он “знает”, что поступает правильно, находится на правильной стороне истории. Это ощущение невозможно перебить доводами.

Но – перейдем к вопросу, который, кажется, собирается поставить упомянутая в начале статьи конференция – как этот опыт соотносится с Богом? Субъективно, для самих участников Майдана, они “стояли за Божью правду”, “исполняли Божью волю”, следовали Его замыслу об Украине. Но есть ли какие-то объективные критерии? Принесло ли происшедшее благословение Украине? Каковы оказались плоды майдана?

81,9% опрошенных центром социальных исследований "София" констатируют ухудшение своей жизни после Евромайдана. 4,9% респондентов ответили, что их жизнь улучшилась. Перечислять все в деталях излишне – они хорошо известны. Но, допустим, речь идет не о благословении миром, достатком и порядком – хотя люди, вышедшие на Майдан, искали именно такого благословения – а о чисто духовных плодах. Критерий подлинности духовного опыта – нравственные изменения в жизни человека или сообщества. Улучшились ли нравы? Ушла ли коррупция? Снизилась ли преступность? Увы, по всем данным, которые доступны в этом отношении, положение дел сильно ухудшилось. Похоже ли это на Божие благословение? Выглядит ли это, как результат благодетельного Божьего присутствия на Майдане?

Из всех крупных религиозных общин только Украинская Православная Церковь уклонилась от однозначной поддержки Майдана – и три года достаточный срок, чтобы понять, кто с самого начала обладал достаточной мудростью. Впрочем, мудрость – это дело наживное. Ее не поздно приобрести.

Эмоциональный же опыт участников Майдана еще ждет своего беспристрастного исследователя; пока же отметим, что переживание может говорить с огромной властью – как влюбленность или политическое воодушевление – и не быть связанным с Богом.


Сергей Львович Худиев
Источник: "Радонеж"


 Тематики 
  1. Религия и государство   (560)
  2. Религия и общество   (748)