Архиепископ Нью-Йорка, кардинал Тимоти Долан, пригласивший на традиционный благотворительный обед и Хиллари Клинтон, и Дональда Трампа, отметил, что за кулисами оба кандидата в президенты вели себя достаточно дружелюбно. Трамп якобы даже сделал Клинтон комплимент, отметив ее бойцовские качества. Кардинал Долан попытался обыграть то обстоятельство, что оба кандидата – протестанты, а их дочери вышли замуж за евреев. По его словам, Клинтон и Трамп «приятно пообщались» на эту тему.
Все это не помешало Дональду Трампу, получив слово в ходе мероприятия, заявить: «А теперь она (Клинтон. – «НГР») здесь и притворяется, будто не испытывает ненависти к католикам». Зал недовольно загудел, шутка мало кому понравилась. Удивляться ей, впрочем, не приходилось. Президентская гонка выдалась очень тяжелой, обе стороны играют на грани, а порой и за гранью фола. Голоса религиозных групп, в свою очередь, могут решить исход выборов 8 ноября.
Религиозная социология
Масштабные опросы Pew Research Center (июль) и Public Religion Research Institute (PRRI,октябрь) не выявили сенсаций в настроениях верующих избирателей. Барак Обама дважды завоевывал голоса большинства темнокожих протестантов, католиков-латиноамериканцев и граждан, не принадлежащих ни к одной из религий (в том числе атеистов и агностиков). Они же намерены голосовать за Клинтон. Белые протестанты-евангелики (преимущественно пятидесятники и баптисты) традиционно поддерживают республиканцев. И сейчас они также в большинстве своем проголосуют за Трампа.
Единственной интригой остаются, пожалуй, предпочтения белых католиков. Согласно данным PRRI, в этом сегменте 48% поддерживают Трампа, а 41% – Клинтон, остальные пока не определились. Четыре года назад за республиканского кандидата Митта Ромни голосовали 59% белых католиков. Не похоже, чтобы Трамп смог повторить этот результат.
Пятую часть зарегистрированных американских избирателей составляют белые евангелики. По данным Pew Research Center, большая их часть (55%) недовольна тем, что кандидатом от Республиканской партии стал Дональд Трамп. Они предпочли бы Теда Круза или Марка Рубио. Голосовать они будут скорее не за Трампа, а против Клинтон: женщина-демократ, поддерживающая практику абортов, однополые браки и иммиграцию, для них абсолютно неприемлема. Впрочем, мормон Ромни тоже не вызывал у них энтузиазма. 44% белых евангеликов четыре года назад голосовали не за него, а против Обамы.
Противовесом для этой религиозной группы становятся так называемые religious nones, то есть люди, считающие себя верующими, но не принадлежащие ни к одной из существующих религий, а также атеисты и агностики. Они также составляют пятую часть всех избирателей, это стремительно растущий сегмент населения США. Совершенно очевидно, что Трамп – не их герой. Но и Хиллари Клинтон многие из них поддержат скорее по необходимости, а не из симпатии. Большинство nones в ходе праймериз у демократов выступали за Берни Сандерса.
Исследование Pew Research Center также показало, что фактор личной религиозности президента США становится все менее значимым. В 2008 году его считали таковым 72% опрошенных. Спустя четыре года – 67%, а сейчас и вовсе 62%. Это по-прежнему значительный показатель, но и тенденция очевидна. Ее прекрасно иллюстрирует выдвижение Дональда Трампа. Мягко говоря, он скорее известен своими предпринимательским и шоуменским талантами, нежели набожностью. Тем не менее Трамп победил своих соперников на праймериз.
Верующие американцы, опрошенные PRRI, в большинстве своем (76%) говорили, что священнослужители или пасторы во время проповедей не касались темы выборов. Это едва ли свидетельствует о том, что духовенство в США проявляет сознательность и не хочет вмешиваться в волеизъявление граждан. В конце концов, в Америке это не считается чем-то зазорным: политики, в том числе и кандидаты в президенты, очень часто проводят встречи с электоратом в церквах. Скорее оба кандидата считаются «плохими», не заслуживающими того, чтобы инвестировать в них какие-либо ресурсы.
Соблазнитель дочери проповедника
Многие известные баптистские и пятидесятнические пасторы высказались против кандидатуры Дональда Трампа. Один из самых последовательных и авторитетных его критиков – президент Южной баптистской конвенции Рассел Мур. Он видит в кампании Трампа и поведении его сторонников опасные заигрывания с расизмом. По мнению Мура, в прошлом белые протестанты в южных штатах совершили роковую ошибку, игнорируя, а подчас и вовсе поддерживая преследования темнокожих. Сейчас же этническая картина США существенно изменилась, и это обстоятельство, как считает пастор, нужно принимать как данность. «На небесном троне, – написал он в своей колонке в New York Times, – сидит человек со смуглой кожей. Он говорит по-арамейски, у нас его вообще назвали бы «чужаком». И вряд ли его впечатляют лозунги вроде «Сделаем Америку снова великой!».
Профессор Баптистского университета Оклахомы Алан Ноубл назвал Трампа «лживым, инфантильным расистом-демагогом, у которого нет других политических принципов, кроме собственных интересов». Профессор баптистского Колледжа Бойса Денни Бёрк считает республиканского выдвиженца «потенциальным Муссолини». Бёрк полагает, что Трамп в действительности не разделяет консервативную точку зрения в отношении абортов, а всего лишь пытается понравиться традиционному республиканскому электорату. Это распространенное мнение среди критиков Трампа. Очень емко его суммировал известный публицист-консерватор (пресвитерианец по вероисповеданию) Эрик Эриксон. Он написал, что Трамп «вовсе не обратился в христианство, как апостол Павел на пути в Дамаск, а всего лишь хочет соблазнить дочь проповедника».
Баптистский богослов Оуэн Стракан заявил, что евангелики, поддерживая Трампа в силу политической привычки, сами следуют не за Павлом, а за Макиавелли. Пастор Ник Родригес и вовсе призвал верующих голосовать за Клинтон. Она, по его мнению, будет предсказуема в своих поступках. Совершенно понятно, каким образом нужно с ней спорить и сопротивляться ее политике. Трамп же, считает Родригес, может стать катастрофой для Америки.
Дональд Трамп, в свою очередь, созвал собственный совет пасторов-евангеликов, среди которых оказались и люди, прежде поддерживавшие Теда Круза или просто критиковавшие будущего победителя праймериз: Джеймс Добсон, Ричард Лэнд, Тони Суарес. Некоторые из них даже стерли свои старые записи в социальных сетях. Джонатан Мерритт, журналист издания Atlantic, задался вопросом: почему евангелики поддерживают Трампа, если он хвастается своими сексуальными похождениями, трижды разведен, редко бывает в церкви, не может назвать свой любимый библейский стих, значительную часть своего состояния сколотил на казино? Ответ Мерритта прост. Трамп публично обещал евангеликам, что они станут очень влиятельной лоббистской группой, то есть дать им реальную власть. Евангелики, пишет журналист Atlantic, чувствуют, что их культурное влияние, равно как и численность, стремительно уменьшается. Следовательно, Трамп – это их последний шанс. Если он, конечно, сдержит свои обещания.
Католическая весна
Когда Трамп говорил о том, что Клинтон ненавидит католиков, он, по всей видимости, имел в виду переписку ее советников, опубликованную WikiLeaks (см. «НГР» от 19.10.16). Авторы писем называли доминирующее в Католической церкви отношение к ряду вопросов, например контрацепции, отсталым, средневековым, недемократичным. В переписке звучали призывы организовать католическую весну – своего рода революцию, аналогичную арабской весне, чтобы добиться либерализации Церкви.
Один из лидеров консервативного крыла американского католического епископата архиепископ Филадельфии Чарльз Шапю поспешил отреагировать на публикацию. Он заявил: «Было бы хорошо, если бы штаб Клинтон дистанцировался от содержания этой омерзительной переписки. Мы, отсталые католики, верящие в то, что говорит Писание и чему учит Церковь, были бы очень признательны». Взял слово и архиепископ Луисвилла Джозеф Куртц. Он выразил обеспокоенность «попытками вмешаться во внутреннюю жизнь Церкви ради достижения краткосрочных политических целей, опасными как для религиозных сообществ, так и для страны в целом».
От архиепископа Канзас-Сити Джозефа Науманна, в свою очередь, досталось кандидату в вице-президенты от демократов Тиму Кейну. Науманн назвал его «кафетерийным католиком». Это термин, появившийся в американской публицистике в 1980-е годы и обозначающий тех, кто называет себя католиком, но избирательно трактует социально-этическое учение Церкви. Кейн, подчеркнул архиепископ Науманн, утверждает, что лично выступает против однополых браков, но легализовал их, будучи губернатором Вирджинии. Он, по словам иерарха, на словах не приемлет аборты, но голосовал в Сенате за право женщин прерывать беременность.
Хиллари Клинтон последовательно выступает за финансирование абортов в рамках государственных медицинских программ. С точки зрения Католической церкви, такая позиция недопустима. Казалось бы, католики должны однозначно предпочесть Трампа, который в рамках президентской кампании выступает против госфинансирования абортов. Однако социологические опросы не подтверждают эти предположения. У Трампа нет подавляющего преимущества даже среди белых католиков. Голосование среди католиков в целом он и вовсе проигрывает. Ни один из иерархов не высказался в поддержку Трампа, хотя и публично критиковать его, например, за сексистские высказывания или агрессивный стиль кампании, тоже никто не стал, чтобы не подыгрывать Клинтон.
Почему? Ответ – демография. Среди католиков США становится все больше латиноамериканцев. Появился даже латиноамериканский средний класс. Им совершенно не близка жесткая позиция Трампа по иммиграции, они выбирают демократов, следовательно – Клинтон. К тому же многие белые католики не могут солидаризироваться с республиканским кандидатом в этом вопросе, ведь и они являются потомками переселенцев из Ирландии, Италии, Польши, Франции.
Вторая проблема – беженцы. Папа Римский Франциск считает, что помогать беженцам, принимать их – долг христиан. Значительная часть иерархов в США разделяет эту позицию, а архиепископ Индианаполиса Джозеф Тобин даже полемизировал по этому поводу с губернатором Индианы, а ныне кандидатом в вице-президенты от республиканцев Майком Пенсом. Католическое духовенство, в частности, архиепископ Куртц выступает и против религиозной дискриминации мигрантов, отвечая тем самым на предложение Трампа не пускать в США мусульман.
Католики составляют четверть американского электората. Они во многом решают судьбу выборов. Главная надежда Трампа – в консолидации католиков, для которых вопрос об абортах является основным. Но весьма вероятным кажется сценарий, при котором значительная часть белых католиков просто останется дома и не проголосует.
Третья сила
Осенью у Дональда Трампа обнаружилась еще одна электоральная проблема. Речь идет о верующих Церкви Иисуса Христа святых последних дней, то есть мормонах. Опросы показали, что кандидат от республиканцев с трудом побеждает в Юте, а в спину ему дышит не только Хиллари Клинтон, но и независимый кандидат Эван Макмаллин.
Макмаллин – мормон и уроженец Юты. В сравнении с Трампом и Клинтон он молод, ему всего лишь 40 лет. Он 10 лет проработал в ЦРУ, участвовал в антитеррористических и разведывательных операциях за рубежом. Он был сотрудником управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, а впоследствии занимал должность директора по внутренней политике при республиканской фракции в Палате представителей Конгресса США. Его высокий рейтинг в Юте, впрочем, объясняется не столько бэкграундом, сколько неприязнью местного населения к Трампу.
Митт Ромни, мормон, победил четыре года назад в Юте с отрывом почти в 50%. Джон Маккейн и Джордж Буш-младший также не испытали в этом штате никаких проблем. Последний раз кандидат от Демократической партии побеждал в Юте в 1964 году, это был Линдон Джонсон. Сейчас же Хиллари Клинтон пытается зацепиться за внезапно появившийся шанс и увести из-под носа у Трампа республиканский штат и шесть голосов выборщиков.
Откуда взялось это негативное отношение мормонов к Трампу? Во-первых, мормоны исторически считают себя преследуемым религиозным меньшинством. В 30-х годах XIX века губернатор Миссури вовсе велел им убираться из штата и грозил уничтожением. По мнению политолога из Университета Нотр-Дам Дэвида Кэмпбелла, мормоны солидарны с мусульманами, которых Трамп не хочет пускать в США.
Во-вторых, в отличие от белых евангеликов, мормоны довольно спокойно относятся к иммиграции, в том числе и нелегальной. Многие из них работали миссионерами в других странах, включая страны третьего мира, и понимают желание людей любой ценой покинуть родину и перебраться в более благополучную страну.
В-третьих, мормонам неприятны личные качества Дональда Трампа. Белые евангелики тоже в большинстве своем вынуждены закрывать на них глаза, но кандидат от республиканцев обещает им власть и в целом озвучивает набор их убеждений. Мормонам он не предлагал ничего подобного. Во время праймериз в Юте он, реагируя на критику от Митта Ромни, назвал того «слабаком» и задался вопросом: «А мормон ли он вообще? Вы уверены?» После этого член Палаты представителей от Юты Джейсон Чаффетц (разумеется, мормон) заявил, что «не может в здравом уме поддержать выдвижение человека, позволяющего себе подобные оскорбительные комментарии». Нужно сказать, что Чаффетц – влиятельная фигура в штате.
Мормоны составляют около 60% населения Юты и 85% ее республиканского электората. Чем больше их останется дома 8 ноября, чем больше голосов отберет у Трампа Макмаллин, тем выше шансы Хиллари Клинтон. Ее штаб, впрочем, запустил кампанию по привлечению голосов мормонов, ориентируясь не только на Юту. Церковь Иисуса Христа святых последних дней довольно влиятельна и в других штатах, например в Аризоне и Неваде. Эти штаты вместе с Ютой дают 23 голоса выборщиков – быть может, решающие в борьбе за Белый дом.
Станислав Минин
Источник: "НГ-Религии"