Неоязычество вызывает заметную обеспокоенность Русской православной церкви. На международном фестивале "Вера и слово", организуемом в конце октября пресс-службой патриарха, отдельный круглый стол будет посвящён обсуждению этого нового религиозного движения.
Как сообщил Лайфу модератор этого круглого стола, заместитель председателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте Роман Силантьев, особой актуальности теме придают события на соседней Украине, где 14 октября на базе полка "Азов" создана ультраправая партия "Национальный корпус".
— Немалый процент среди членов партии составляют адепты течения родноверов — неоязычников, — сообщило 17 октября украинское издание "Вести".
Издание приводит мнение украинского члена-корреспондента Европейской федерации центров по исследованию и информированию о сектантстве (Federation europeenne des centres de recherche et d’information sur le sectarisme, FECRIS), ныне преподавателя кафедры мировой политики и международных экономических отношений Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета Владимира Рогатина о том, что "Азов" на 60% состоит из последователей культа древних славянских богов.
— Их идеология строится на дохристианских националистических традициях, обрядах и принципах. Отличаются жестокостью, чем привлекают внимание новых адептов из молодёжной среды, — говорит Рогатин.
Аналогичное мнение в опубликованной 18 октября статье "Национал-радикалы под знаменем Одина и Перуна" высказал и фронтовой украинский журналист Александр Сибирцев, не понаслышке знакомый с добровольческими батальонами.
— Неоязычество быстро распространяется среди националистических организаций Украины, а во многих уже является доминирующей идеологией, — пишет Сибирцев.
Он цитирует, например, одного из своих знакомых в "Азове": "Этот проклятый крест на площади Свободы (в Мариуполе. — Прим. Лайфа) ломают наши пацаны из Гражданского корпуса ("Азова". — Прим. Лайфа). Если попы его ещё раз установят, снова спилят. Это враждебный Украине символ. Христианская вера навязана украинцам извне".
Сибирцев упомянул о таких бойцах и в других частях, например, членов неонацистской группировки "Белый молот", воевавших в рядах батальона "Айдар", батальона ОУН и 8-й отдельной роты (в последнее время фигурирует и как батальон) "Аратта" (популярное среди неоязычников название легендарной арийской страны) Добровольческого украинского корпуса "Правого сектора"*.
— Костяком "Белого молота" стали активисты из (неоязыческой. — Прим. Лайфа) общины "Великий огонь", — пишет он. — Враждебное отношение к христианству — это фирменная фишка почти всех молотовцев. Члены "Белого молота" уверены, что кроме войны на востоке на Украине идёт невидимая для всех война христианства и родной веры — язычества.
По словам источников Сибирцева, именно членов "Белого молота" подозревают в осквернении на днях памятника крестившему Русь князю Владимиру Святому. В июле этого года боевики данной группировки участвовали и в попытках нападений на Всеукраинский крестный ход под Киевом.
Ориентацию на такого рода образцы и у отечественных неоязычников отмечает создатель и модератор одной из наиболее популярных интернет-площадок по исследованию неоязычества Александр Пантелеев.
— Многие видные неоязычники, как в России, так и на Украине, поддержали Майдан и принимали в нём участие, — сообщил Лайфу Пантелеев. — Так, автор книги "Удар русских богов" и вождь незарегистрированной Российской правой партии Владимир Истархов ездил в Киев на Майдан и размахивал там флагом с коловратом. Неоязычники принимали активное участие и в так называемой АТО в рядах "Азова" и других батальонов.
Можно упомянуть и радикально-террористический шлейф за неоязычниками в России. 9 февраля 2014 года бывший морпех Степан Комаров расстрелял из ружья верующих и иконостас прямо во время литургии в храме Воскресения Христова в Южно-Сахалинске. В ходе бойни Комаров разделся по пояс, демонстрируя свои татуировки — свастику с надписью "Русь", популярный у неоязычников "сварогов квадрат" и орла Третьего рейха. Как позже выяснилось, он был адептом неоязыческого движения "Возрождение. Золотой век" (не так давно ФСБ провела массовые обыски у представителей такового на Урале).
В 2008—2010 годах в различных городах России произошла серия поджогов православных храмов с использованием коктейлей Молотова и самодельных бомб, сопровождавшихся нанесением граффити антихристианского и языческого содержания (подобные поджоги в 2014 году осуществили в украинском Николаеве и местные приверженцы "Азова").
Важно понять, какими цифрами измеряется эта религиозная среда.
— Количество неоязычников в современной России очень сложно определить, — отметил Лайфу Пантелеев, уже не первый год занимающийся изучением данного вопроса и регулярно дискутирующий о нём онлайн с хорошо информированными оппонентами из данной религиозной среды. — Надо сперва определиться с тем, что такое неоязычество, кого можно считать неоязычником.
Если мы говорим о практикующих неоязычниках, которые ездят на обряды, совершают какие-то ритуалы и т.д., то волхвы "Велесова круга" (одно из крупнейших объединений славянских неоязычников. — Прим. Лайфа) называют цифру в пять тысяч. На прошлом праздновании Купалы "Велесова круга" в Калужской области было примерно полторы-две тысячи человек (1400 человек, по данным полевого исследования заведующего кафедрой истории России и вспомогательных исторических дисциплин факультета гуманитарных наук Нижегородского государственного педагогического университета Романа Шиженского, представленного 8 октября на Третьем конгрессе российских исследователей религии, прошедшем во Владимире. — Прим. Лайфа).
Но, на мой взгляд, неоязычники — это не столько люди, прыгающие в псевдорусских вышиванках через костёр, сколько носители определённого комплекса мифов — это "гиперборейская теория", "арийский миф", то, что солнце у славян называлось Ра (как у древних египтян. — Прим. Лайфа) и т.д. Носителями такого мифологического сознания в России является очень большое количество человек. Подсчитать эту цифру сложно, но я уверен, что эта цифра огромная.
Надо учесть, что пропаганда этих неоязыческих мифов сейчас льётся буквально с экранов телевизоров, многие известные люди сейчас становятся носителями этого неоязыческого мировоззрения. Прежде всего можно назвать сатирика Михаила Задорнова, который снял два фильма, построенных на такого рода псевдоисторических мистификациях. Также можно упомянуть часто появляющегося в массмедиа историка Андрея Фурсова, который говорит о "ведической Руси", что историку совершенно не к лицу. Таким образом, эти мифы широко распространяются и укореняются в сознании русских людей. Все эти мифы сейчас можно услышать от самых обычных людей на улице, в Интернете и т.д.
Чем всё это грозит? Это делает людей симпатизирующими практикующим неоязычникам, предрасположенными к присоединению непосредственно к неоязыческим сектам, которых в России большое число. Правда, последние сами никак не могут договориться друг с другом.
Многие неоязыческие секты и их литература были запрещены, признаны экстремистскими. Такая судьба, например, постигла недавно "Славяно-арийские веды" инглингов, а ранее — многие творения волхва Доброслава (Добровольского), называвшего своё учение русским национальным социализмом и гордившегося знакомством с эсэсовцами в лагерях. Распространение неоязыческих мифов в обществе грозит тем, что люди начинают читать такую литературу или похожую на неё, которая скоро тоже, вероятнее всего, будет признана экстремистской.
Среди неоязыческих спикеров и активных последователей этого учения много националистов, нацистов, сепаратистов, которые призывают к разделению России на части, к отделению Сибири и Урала, к превращению России в некий конгломерат государств. Популярный писатель-неоязычник Лев Прозоров даже видит в этом некий идеал русского мира, очевидно, опираясь на образцы древнего родоплеменного строя или княжеских усобиц, и активно к этому призывает.
Также они пытаются создать альтернативное государство и неполитическими способами: они пытаются создать альтернативный русский народ — альтернативный подлинному историческому русскому народу. Мистифицируя наше прошлое, нашу народную культуру, они пытаются создать каких-то уже других русских людей, и даже не русских, судя по тому, как они чаще называют себя — "славянами", "славяно-ариями", "русичами", "русами" и т.д. Слово "русский" у них непопулярно, и иногда они его сознательно отвергают.
Эта оценка может показаться предвзятой, но аналогичное заявление содержится и в представленном на Третьем конгрессе российских исследователей религии докладе главы неоязыческого объединения "Содружество природной веры Славия" Любомира (Диониса Георгиса).
— Возникают серьёзные предпосылки для формирования принципиально новой религиозной и национальной идентичности, для изменения самосознания русского народа, — утверждает Георгис. — Русское языческое движение... сегодня может рассматриваться как массовое этническое движение, как языческий cубэтнос внутри русского этноса.
То есть своего рода "ещё один народ внутри русского народа" (этнос — "народ" по-гречески), но уже совсем с другой по отношению к русской культуре и истории самоидентификацией. Напомним, с чего-то похожего начиналось когда-то и "украинство", ревнителями которого являются боевики "Азова" и других подобных ультраправых военизированных объединений.
Владислав Мальцев
Источник: "Life-Религия "
* Деятельность организации запрещена в России Верховным судом.