Закончился Великий Крестный Ход. Закончился грандиозно, эпохально, собрав на Владимирской горке около ста тысяч верующих. Позади – трехнедельное шествие под жгучим июльским солнцем, через дожди и непогоду, преодолевая жажду, голод, усталость. Позади запугивания, угрозы, постоянное очернение в СМИ, циничные насмешки раскольников и сектантов. Люди прошли сотни километров трудного пути, будучи «в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями» (2Кор. 11,26). Крестоносцы вполне понимали, что в Киеве их может ждать все, что угодно. Но они шли, как агнцы среди волков – и вошли в столицу победителями.
Масштабное шествие богомольцев через центр Киева показало, что УПЦ – это сотни тысяч граждан Украины, готовые свидетельствовать о своей вере и стоять за нее. Государству придется считаться с ними. Они не собираются прятаться, молчать, хладнокровно наблюдать за тем, как у них отбирают храмы и издеваются над их верой. Просто их оружие – не пистолет и коктейль Молотова, а молитва. И горе тем людям, на которых упадет сей камень, ибо против гнева Божьего любое оружие окажется детской игрушкой. И Библия полна такими случаями.
Надо сказать, в истории Крестного Хода зеркально отразились многие события Священного Писания. Например, вспомним, что враги Христовы все старались делать против Евангелия, но Бог всегда обращал их поступки в славу Евангелия. Понтий Пилат отдает тело Христа, только удостоверившись, что Назарянин действительно умер. Римский воин пронзает умершего Христа копьем, и даже не перебивает Ему голеней по обычаю, ибо опытному воинскому глазу очевидно – осужденный мертв. И что же? Эти свидетельства стали точным доказательством того, что воскрес действительно мертвец. Да еще и исполнилось пророчество о Мессии: «кость Его да не сокрушится» (Ин.19,36; см.Исх.12,46 и Пс.33,21). Далее, евреи настояли, чтобы пещеру погребения, которая и без того была привалена огромным камнем, охраняли римские стражи – а вдруг Иисус и вправду воскреснет? И вновь получается так, что сдвинутый ангелом камень и разбежавшиеся от ужаса воины стали доказательствами истинности воскресения Христова. Нечто подобное происходило далее и с апостолами. Синедрион угрожал им, но они еще более проповедовали. Их бросили в тюрьму, но чудесное избавление апостолов из темницы только послужило к большей славе Евангелия.
Также злобствовали враги Христовы и против великой народной святыни – Крестного Хода. Богомольцев пугали, пытались дискредитировать в прессе, находили «мины» на их пути, задерживали, останавливали, кидали камни и яйца. Радикалы утверждали: в столицу шествие не войдет. В Одессе паломников, выезжавших на Крестный Ход в Киев, попросту не пустили под угрозой смерти. Перед молебном на Владимирской горке людей заставляли проходить через рамки металлоискателей, которых было очень мало для многотысячной армии паломников. От всех требовали предъявить паспорт (в молебне могли участвовать только граждане Украины). Но – все это лишь умножило общественное внимание к Крестному Ходу и послужило к славе Божией. Хотели удостовериться, что среди граждан Украины есть православные Московского Патриархата? Вот и получайте: только на одном молебне стояло сто тысяч, имеющих при себе украинский паспорт.
Когда мы шли мимо правительственных зданий, люди в дорогих костюмах выходили из своих кабинетов и, криво улыбаясь, с опаской смотрели на Крестный Ход. У входа стояли бронемашины, сами здания были оцеплены солдатами. Политики боялись, бедные, что мы пойдем их захватывать. Глупые и бедные, ничего не понимающие. Любая девчушка из Крестного Хода поняла в жизни гораздо более, чем они. Их удел – вечный страх будущего и дрожь за свои миллионы. Их неправда будет их грызть изнутри до конца дней, ибо так действует грех. Им нет покоя и радости. А настоящая радость проходила мимо, крича им издали: «Христос Воскресе!»
Киевляне тоже останавливались и смотрели. Поймут ли что-нибудь? Они уже много успели увидеть за последние годы. Видели гей-парад, факельные шествия нацистов, кровавую «революцію гідності»… Смотри, Киев. Сравнивай. Поймешь ли, что служит ныне к миру твоему?
Местами попадались группки нацистов с характерной внешностью. Спортивного вида парни с выбритыми висками, одетые в красно-черные футболки, или обвернутые в того же цвета флаги; какие-то бойцы в зеленой форме, с оселедцами и казацкими усами. Но они ничего не могли сделать против стотысячного воинства православного, – только злобно косились и топтались на месте. Надеюсь, им теперь понятно, что в случае открытого нападения на храмы есть кому встать на защиту. Добро может быть и с кулаками, и если Церковь благословит, эти кулаки сожмутся.
Трехкилометровый путь от Владимирской горки к Лавре прошел легко и быстро, как бы за пять минут. Была пасхальная радость, и ощущение любви и единства. В Лавру шла подлинная Малороссия, некогда воспетая гениальным Гоголем, – православная, единая, мирная, красивая. Та Малороссия, которую люблю всей душой, и которая для меня неотъемлема от большой и великой Руси, объединенной православием.
Кстати, по этой теме. В событии Крестного Хода Украина имела возможность увидеть людей канонической Церкви, пребывающих в духовном единстве не только друг с другом, но и с остальной частью огромной Русской Церкви, в состав которой входит УПЦ. И на Владимирской горке, и в Лавре на богослужении поминался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. А в день памяти Преподобного Сергия, 18 июля, Блаженнейший Онуфрий сослужил Святейшему Патриарху в Троице-Сергиевой Лавре. Православные граждане Украины во главе с митрополитом молятся за своего Патриарха, а Патриарх и вся верующая Россия молятся за мир в Украине. И эту духовную спайку никакая политика не разорвет, ибо единство церковное есть явление отнюдь не мирского порядка. Крестный Ход в очередной раз показал чудо такого единства.
И пусть задумаются всякие «непоминальщики», нагнетающие смуту и раскол, и те, кто их поддерживает. Точно ли они проницательнее Блаженнейшего? Либо они более духовны и больше любят Церковь, чем Киевский Митрополит, либо жестоко ошибаются.
О Крестном Ходе можно писать много, и несомненно будет написано много, потому что в эти дни мы видели великие дела Божии. Остановимся пока, чтоб эпохальное событие уложилось в памяти, и чтоб при взгляде с той или иной временной дистанции мы со временем различили в этой великой картине новые черты. Но одно уже совершенно ясно. Бойтесь, враги, ибо Бог не забыл народ свой. Это начало вашего конца. Вы уже проиграли. Вы далеко не все можете, а лишь то, что Бог попустит. А пока наполняйте чашу своих беззаконий, если не можете каяться. Это единственное, что вам осталось.
И еще одно. История Крестного Хода вполне ясно показала, кто есть кто в Украине. Кто носит в себе страшное духовное помрачение, позволяющее издеваться над великим народным подвигом, и кто имеет страх Божий и совесть. Всеукраинское шествие мира явилось лакмусовой бумажкой духовной ситуации в стране. Все очень хорошо видны здесь, как на сцене маленького театра. Бессильная злоба нацистов, лицемерие греко-католиков, бессовестная ложь СМИ, придурошные предсказания «политологов», трусливая обеспокоенность власти – с одной стороны. Огромный подвиг веры украинского народа, бесстрашное и мирное шествие по родной земле тысяч молящихся людей, единство, радость, братолюбие – с другой. Смотри, Киев, на обе стороны, и думай. «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» (Лк. 19,42) Смотри, Украина, на обе стороны, и выбирай. Дай Бог тебе хоть на этот раз не ошибиться в выборе.
Сергей Комаров
Источник: "Радонеж "