В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

О настоящей Европе

Продолжается всеукраинский Крестный Ход, и продолжается и его бурное обсуждение в СМИ и социальных сетях.

Один из парадоксов происходящего – это то, что Украинская Православная Церковь является наиболее европейской силой в обществе, если понимать под “Европой” тот идеал свободы и гуманности, который вдохновлял многих участников первоначального Майдана. Идеал общества, где люди относятся друг к другу по-человечески, признают свободу и разнообразие мнений, культур и обычаев, бережно относятся к человеческий жизни и достоинству. Как говорит митрополит Онуфрий,

“Те люди, которые делят Украину – это так называемые патриоты. По их мнению, кроме них – никого правильного – нет. Кто не совпадает с их точкой зрения, все – сепаратисты. Но человек может иметь свои мысли по поводу политики, по поводу социальной жизни – это демократическая страна. Мы хотим, чтобы в нашей стране была реальная демократия, которая объединит разные культуры, разные обычаи, разные традиции – чтобы объединить их в большой, красивый букет, который называется – Украина”

В самом деле, демократия – это не просто набор определенных процедур, по которым формируются и функционируют органы власти. Эти процедуры предполагают определенный культурный контекст – поэтому попытки насадить их, скажем, в Ираке полностью провалились.

Это контекст в котором принято считать, что у людей есть право голоса – в том числе, у тех, которые почти наверняка проголосуют не так, как нам бы хотелось; что высказать мнение, отличное от мнения большинства, не значит совершить государственную измену, а значит внести ценный вклад в общественную дискуссию. Что спорные вопросы следует решать путем долгих, иногда изнурительных переговоров, выслушивания друг друга, добросовестных усилий понять, компромиссов и взаимных уступок.

Это тот культурный контекст, который сложился в Европе (и Северной Америке) на протяжении веков, в долгой борьбе с тенденциями совсем другого рода – которые проявляют себя и на сегодняшней Украине.

Речь идет о тенденции к отрицанию свободы и достоинства другого – а иногда и самого его существования, о трайбалистком сознании, для которого тех, кто не принадлежит к племени, просто не существует в качестве людей, с которыми можно разговаривать и строить какую-то общую жизнь.

Величайшим в истории провалом цивилизованного народа в дохристианскую племенную архаику был германский национал-социализм – который тогда, в 30-40-е годы ХХ века, вызвал волну подражаний в Восточной Европе, наиболее известными из которых (благодаря масштабу зверств) были хорватские усташи. Но аналогичные движения существовали в Румынии, Венгрии, балтийских странах, одним из таких движений были и украинские националисты. Ознакомиться с их идейным наследием – например, трудами Дмитрия Донцова и Дмитрия Мирона-Орлика – можно в сети, благодаря усердию их последователей, которые их отсканировали и выложили.

Крайний расизм и антисемитизм, готовность резать и изгонять инородцев, как будто от таких чудовищных гнусностей и беззаконий произойдет какое-то благо для нации – все это декларируется в помянутых трудах с большой открытостью, да и практика, которая следовала из такой теории, также ни для кого не является секретом.

Можно, конечно, провозглашать Бандеру и Шухевича героями народа, и называть в их честь улицы и проспекты, но надо понимать, что это не имеет никакого отношения к Европе – культурной и цивилизационной общности, которая сложилась на фундаменте библейской веры, греческой рациональности и римского закона. Это провал в дохристианскую эпоху – и недаром “Азов” установил в своем расположении в Мариуполе идол Перуна. Это откат к трайбалисткому сознанию, которое в наши дни нетронутым сохранилось, разве что, а Африке, да и там далеко не везде, а только в наиболее отсталых, несчастных и заброшенных уголках этого континента.

Да, трайбализм всегда будет оставаться действенным соблазном – и даже действенным методом манипуляции, он обращается к до-разумному, до-совестному, до-духовному, животному началу в человеке. “Вот твое племя, вот твои враги, вот твои вожди” – это еще долго будет действовать, особенно на людей испуганных, растерянных и разобщенных.

Но путь в Европу – вернее, утверждение своей европейской идентичности – это в прямо противоположном направлении. Это туда, куда идет Крестный Ход, а не трайбалисткий марш с криками “смерть ворогам”.

И – хотя многим это будет трудно принять – митрополит Онуфрий гораздо больший европеец, чем все евроинтеграторы, вместе взятые. И гораздо больший украинец.

И это одна из причин по которой Крестный Ход вызывает такое раздражение. Для трайбалисткого сознания других сограждан – тех, кто иначе смотрит на вещи, не существует. Это в народе и в государстве могут быть разномыслия, трения, внутренние конфликты – племя всегда едино.

Согласно этому взгляду, украинцам не нужно мириться между собою – это абсолютно единая общность, в полном единодушии противостоящая чисто внешней агрессии. Жителей Донецкой и Луганской областей просто не существует в их ментальной карте мира; ВСУ сражается исключительно с вторгшимися бурятами, смешливые патриотические блогеры даже говорят о “бурятоубийственной” войне. Братоубийственной войны нет, потому что никаких братьев, никаких сограждан, никаких “своих” для патриотов на той стороне нет. Более того, даже люди иных убеждений в других областях Украины не существуют в качестве сограждан, с которыми можно говорить об общем будущем – они являются исключительно “ватой”, врагами, которых надо подавить.

Конечно, такой взгляд на вещи абсолютно иррационален и контрпродуктивен. Даже в условиях ожесточенного конфликта (вернее, особенно в этих условиях) рационально мыслящие люди стремятся к умножению числа союзников и неумножению числа врагов, к тому, чтобы привлечь на свою сторону население спорных территорий, или, по крайне мере, ослабить его враждебность. Когда люди ориентированы на достижение реалистичных целей, они всегда исходят из того, что разговаривать с оппонентами – это, обычно, гораздо более эффективный, и несравненно менее затратный способ добиться своего, чем пытаться их убить.

Это даже не вопрос высокого идеализма – это вопрос чистой, холодной прагматики. Привлечение на свою сторону симпатий людей, завоевание умов и сердец – очень важный элемент победы в конфликте. Рационально действующие политики – например, в Европе или Америке – отнюдь не стали бы скрежетать на аналогичный Крестный Ход зубами, а постарались бы обратить его к своей пользе. Они бы присоединились и перед камерами пошли бы вместе с людьми – во-первых, потому что это избиратели, во-вторых, чтобы показать, что они-то – хорошие, добрые, сострадательные люди, которые стремятся к миру, и в том, что мира нет, виноваты не они. Политики развитых, или, как их называют, цивилизованных, стран действуют рационально, а доверие и симпатии людей – важный политический ресурс, который они совсем не хотят терять и стараются приобрести при каждой возможности.

Трайбализм, напротив, не может, и не хочет, и не допускает привлечения внешних на свою сторону; его явный плод – потоки расистских оскорблений в адрес жителей Донбасса. Это чудовищно глупо и не приносит ничего кроме вреда тому делу, которому, люди, вроде бы, клянутся в верности. Но это понятно – трайбалисткое сознание глубоко архаично, оно оттуда, из эпохи деревянных идолов вроде недавно воздвигнутого “Азовом”. Оно до-рационально. Люди инстинктивно демонстрируют преданность племени выражая подчеркнутую ненависть к его врагам. А древний, панический страх отбиться от племени парализует любую попытку говорить с иными, идеологически внешними – потому что племя примет это за измену.

И тут в центре внимания оказываются люди, которые ведут себя как представители европейской цивилизации, а не племенной архаики. Люди, которые признают всех граждан за своих. Люди, готовые терпеть несогласие, вступать в диалог, поддерживать мир. Люди, которые молятся Богу, Творцу и Искупителю всех людей, а не племенным идолам.

Понятно, что столкновение двух ментальных миров вызывает немалое напряжение – как это считать всех за своих? Как это признавать разные точки зрения? Как это разные культуры и обычаи? Быть того не может, наверняка это просто засланцы враждебного племени! Но это – не представители враждебного племени. Это – представители цивилизации. Европейской, христианской, рациональной.

В 1963 году в США борец за права чернокожих Мартин Лютер Кинг во главе множества своих сторонников, черных и белых, провел знаменитую мирную акцию протеста, Марш на Вашингтон. Это до сих пор одно из знаковых, постоянно поминаемых событий в новейшей американской истории, одно из событий, сформировавших идентичность страны и общества. При этом был Ку-Клукс-Клан, который рвался поубивать участников марша, чтобы “поставить негров на место”, были, с другой стороны, “черные пантеры”, негритянские экстремисты, которые говорили, что мирными хождениями ничего не добьешься, надо смело в бой пойти, была пресса, которая писала что Кинг – агент Кремля (а то чей же?), были благожелатели, которые советовали Кингу сидеть тихо и не мутить воду. А теперь это важное и почитаемое событие, годовщины которого торжественно отмечают.

Как в будущей мирной, гуманной, процветающей и европейской Украине будут праздновать годовщины этого Крестного Хода.


Сергей Львович Худиев
Источник: "Радонеж"


 Тематики 
  1. Православие   (769)
  2. Украина   (614)