В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

О предстоящем Всеправославном Соборе

В июне на Крите пройдет Всеправославный Собор, который не созывался более тысячи лет и готовился более полувека. На прошедшей в январе в Швейцарии встрече предстоятелей Православных церквей были приняты проекты шести документов, которые предполагается принять на Соборе. Они были опубликованы в Интернете для ознакомления. Некоторые из документов вызвали критику в православной среде.

В интервью "Интерфакс-Религия" глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда поделился подробностями предстоящего Собора и его подготовки, а также рассказал, чем он отличается от Вселенского, и как относиться к критике этого форума.


- Какое место занимает Всеправославный Собор в жизни поместных Православных церквей?

– Прежде всего важно подчеркнуть, что Соборы – норма церковной жизни, а не ее искажение. В наше сознание прочно вошли представления о семи Вселенских Соборах – наиболее важных собраниях епископов эпохи раннего христианства. Однако были и другие, также весьма важные соборы православных архиереев. Так, например, Четвертый Константинопольский Собор, иногда называемый Софийским Собором, созванный в 879 году под председательством святителя Фотия, патриарха Константинопольского. Собор, среди прочего, причислил к числу Вселенских Второй Никейский Собор 787 года. Определения Собора 879 года входят в канонический кодекс Православной церкви. Некоторые святые полагали этот Собор VIII Вселенским. И хотя в более поздней истории Церкви не было Собора, который подтвердил бы этот высокий статус, сам факт такого отношения к Софийскому Собору очень важен. Особенно в виду разговоров, что семью Вселенскими Соборами якобы исчерпывается соборная жизнь Православной церкви. Это не так.

- Вселенские Соборы долгое время не созывались. С чем была связана более чем тысячелетняя пауза в их истории?

– Одной из причин прекращения практики проведения Соборов стала схизма. События 1054 года, разрушившие единство Рима и Константинополя, двух тогдашних столиц христианства, не могли не сказаться на церковной жизни. Думаю, что некоторое время христиане верили, что церковное единство будет восстановлено. Ведь раскольничьи явления были и до схизмы, но они не приводили к последствиям такого масштаба. Когда же окончательность разделения стала непреодолимой реальностью, Православная церковь оказалась в ситуации османского владычества, практически исключавшего проведение Соборов.

В то же время нельзя сказать, что Соборы по вопросам вероучения вообще не собирались после IX века. Так, например, имели место так называемые Паламитские Соборы XIV века, осудившие Варлаама и его сторонников и утвердившие учение святителя Григория Паламы по важнейшим вопросам догматического характера. Эти Соборы не именовались Вселенскими, первоначально в них участвовали архиереи преимущественно Константинопольского патриархата, но позже принятые там определения были признаны и другими поместными Церквями.

Святейший патриарх, представляя проекты Всеправославного Собора на Архиерейском Соборе 3 февраля 2016 года, сделал экскурс в историю развития идеи проведения Всеправославного Собора, начиная с XX века. Отмечу, что он лично принимал участие во многих этапах межправославных консультаций по данному вопросу. Кстати говоря, патриарх специально подчеркнул, что Собор не является по своему статусу Вселенским.

- А почему он не Вселенский?

– В отличие от древних Вселенских Соборов нынешний Собор не призван решать вопросы догматического характера, так как они уже решены и не могут быть пересмотрены. Кроме того, Собор не будет вносить новшеств в канонический строй или в литургическую жизнь Православной церкви. Более того, пересмотр догматов – это вообще нонсенс, который может прийти в голову только нецерковному человеку. Не нужны Церкви и новшества в каноническом строе – в них просто нет никакой необходимости, и это ясно любому православному верующему.

Все вопросы, которые будет рассматривать Собор, обозначены в опубликованных проектах шести соборных документов. А регламент Собора, который также опубликован, ясно и четко говорит, что никакие иные вопросы не могут быть предметом рассмотрения Всеправославного Собора на Крите. Точка. Так что нет абсолютно никаких оснований для звучащих иногда опасений, что разрешат второбрачие духовенства, перейдут на новый календарь, отменят посты и прочее. Все это фантазии, не имеющие никакого отношения к реальности.

- А какую роль играет тот факт, что делегации поместных Церквей будут состоять из 24 архиереев?

– Первоначальное предложение Константинополя заключалось в том, чтобы в делегации входило вообще всего по 12 человек. Тогда Русская церковь предложила в качестве альтернативы, чтобы Собор прошел с участием всех православных архиереев. Всего в мире их около 700. Мы сказали, что для реализации этого предложения готовы взять на себя заботу об организации Собора и провести его с участием всех епископов, например, в Москве или Санкт-Петербурге, где это вполне возможно. К сожалению, эта идея не нашла поддержки. Тогда и появилась цифра: 24 члена в каждой делегации – тоже благодаря позиции Русской православной церкви, которая настояла на расширении состава участников. Но и это значит, что, скажем, Польская церковь будет представлена полным составом своих архиереев, а Русская – примерно 1/15 частью.

В этой связи один греческий архиерей даже высказал мнение, что при таких условиях Собор на Крите трудно именовать Великим (официальное название – Святой и Великий Собор – "ИФ") и вообще правильнее его называть расширенным заседанием глав поместных Церквей. Такая точка зрения не лишена оснований.

- Вы сказали, что Собор не будет рассматривать догматических проблем. А с чем связано избрание шести тем для утвержденных проектов документов?

– Здесь надо еще раз вспомнить историю подготовки Собора. В 1961 году на первом Всеправославном совещании, проходившем на острове Родос в Греции, были предложены целых сто тем для обсуждения. Подчеркну, что тогда все они были проработаны нашей Церковью, по каждой были подготовлены качественные документы. Однако в 1971 году представители ряда поместных Церквей стали выступать за сокращение предполагаемой повестки Собора. А Всеправославное предсоборное совещание 1976 года сократило перечень тем... до десяти. Сегодня осталось всего шесть документов, которые ожидается принять консенсусом, то есть без возражений со стороны какой-либо из поместных Церквей. На одном из последних этапов был изъят из повестки дня практически готовый документ об автокефалии, так как не была достигнута договоренность о порядке его подписания предстоятелями поместных Церквей.

Кстати, предложение о принятии решений консенсусом также всегда горячо поддерживалось Русской церковью. Альтернативой был отказ от единогласия и принятие решений большинством голосов. Однако это означало бы то, что могут быть вопросы, в которых перевес проголосовавших "за" Церквей окажется незначительным. А консенсус означает, что если хотя бы одна Церковь против, то решение не принимается. Это, конечно, намного лучше выражает соборную природу принятия решений в Церкви.

- А как относиться к критике проектов соборных документов, которая высказывается в публичном пространстве?

– Мы не рассматриваем проекты документов как идеальные. Но иначе и быть не может. Эти тексты являются результатом длительных и непростых дискуссий, попыткой сбалансировать нередко разные точки зрения. Это компромиссные тексты. В них нет отступлений от догматики или канонов, что засвидетельствовал в том числе Архиерейский Собор Русской церкви 2016 года. Но это не значит, что нельзя уточнять некоторые формулировки, прояснять не вполне ясные места или убирать возможные двусмысленности. Наша Церковь и инициировала их опубликование, исходя из необходимости получить более широкую реакцию православных верующих всех поместных Церквей. Поэтому обсуждение и разумная критика документов только приветствуется. В нашей Церкви прошел семинар на эту тему в Общецерковной аспирантуре и докторантуре и научно-практическая конференция в ПСТГУ, которая опубликовала итоговый документ, а также направила Святейшему патриарху свои предложения по возможному улучшению проектов трех документов: "Отношения Православной церкви с остальным христианским миром", "Миссия Православной церкви в современном мире", "Таинство брака и препятствия к нему". Собственно, по третьему документу речь идет только об одном предложении – более жесткой формулировке неприятия так называемых однополых союзов. В первых двух случаях внесены предложения по уточнению некоторых формулировок или по дополнениям, включая, например, цитаты из святых отцов.

Кроме того, публикация проектов документов призвана, как я уже сказал, успокоить тех, кто до сих пор считает, что на Соборе православных епископов планируется подписание или одобрение чего-то страшного и доселе скрываемого от верующих. В регламенте прямо сказано: "На соборное обсуждение не могут выноситься тексты или новые вопросы, которые не были единогласно одобрены Всеправославными предсоборными совещаниями и собраниями предстоятелей".


Источник: "Интерфакс-Религия"

 Тематики 
  1. Православие   (769)