Депутаты Госдумы поддержали идею вернуть собор Святой Софии в турецком Стамбуле Православной церкви. "Этот шаг помог бы Турции и исламу продемонстрировать, что добрая воля выше политики. Необходимо вернуть христианам Святую Софию" – заявил координатор межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей Сергей Гаврилов.
Депутат напомнил, что 23 сентября 2015 года в Москве была торжественно открыта Московская Соборная мечеть. "О значимости события говорит то, что в церемонии открытия принимали участие президент России Владимир Путин, президент Турецкой республики Реджеп Эрдоган, президент Палестины Махмуд Аббас и многочисленные делегации мусульман со всего мира, главы правительств и спикеры парламентов иностранных государств", — подчеркнул парламентарий.
Сегодня, когда российско-турецкие отношения "переживают испытание на прочность", особенно важны взаимные дружественные инициативы и предложения, уверен Гаврилов.
"Российская сторона считает возможным вспомнить о находящейся в Турции, в Стамбуле древнейшей святыни всего христианского мира — Святой Софии Константинопольской (Айя-Софья) — древнего византийского собора, с историей которого связана история Вселенской христианской церкви. Мы ожидаем от турецкой стороны дружественного шага — возвращения Собора Константинопольской Софии христианской церкви", — сказал Гаврилов.
Он отметил, что российская сторона готова участвовать материально, а также привлечь к восстановлению вселенского христианского памятника лучших российских реставраторов и ученых. "Этот шаг помог бы Турции и исламу продемонстрировать, что добрая воля выше политики. Необходимо вернуть христианам Святую Софию" — добавил парламентарий.
Собор Святой Софии, который находится в Стамбуле, после захвата города османами в 1453 году был обращен в мечеть. Только в 1935 году Айя-Софья приобрела статус музея. Софийский собор был включен в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО в числе других памятников исторического центра Стамбула в 1985 году.
Сергей Гаврилов
Источник: "РИА-Новости"
* * *
Святая София должна остаться музеем
“Необходимо вернуть христианам Святую Софию!”, — с таким заявлением выступил депутат Государственной Думы, Координатор Межфракционной депутатской по защите христианских ценностей Сергей Гаврилов
Депутат заявил:
“Мы ожидаем от турецкой стороны дружественного шага — возвращения Собора Константинопольской Софии христианской Церкви. Российская сторона готова участвовать материально, а также привлечь к восстановлению вселенского христианского памятника лучших российских реставраторов и ученых. Этот шаг помог бы Турции и исламу продемонстрировать, что добрая воля выше политики!”
Вообще, как по мне, при всем уважении к всемирно известному храму, считать его более, чем гипотетическое “возвращение христианам” турецкой стороной в качестве некой “компенсации” за сбитый российский самолет и его погибшего пилота — нечто вроде “взятки” персидского шаха за убитого российского посла Грибоедова в виде крупного алмаза и других ценностей, которыми тогдашний император Николай Первый настолько впечатлился, что прекратил уже начатые против Персии боевые действия.
Ныне ситуация другая. Россия уже продемонстрировала свою готовность для обуздания якобы “стратегического партнера” на жертвы, исчисляемые миллиардами долларов, потому что престиж великой державы стоит дороже.
Но дело даже не в этом. Похоже, Сергей Анатольевич не вполне разбирается в сути поднятого им вопроса. Что, в общем, и неудивительно: несмотря на свой статус “защитника христианских ценностей”, в Думу он попал по списку коммунистов, с религией дружащих, мягко говоря, не очень. А значимость “креста над Святой Софией”, скорее всего, почерпнул из исторических источников, повествующих о важности этого вопроса среди дореволюционной русской интеллигенции и офицерства.
Только тогда и ситуация в том же Стамбуле была иная. Значительная часть бывшего “Второго Рима” была населена православными греками, несмотря на захват Константинополя турками-османами в 1453 году. Когда храм Святой Софии и был превращен на сотни лет в мечеть Айа-София — также главное культовое сооружение Османской империи. Естественно, жажда реванша над османами вкупе с желанием стать “освободителями порабощенных греков” была весьма популярна в российских патриотических кругах вместе с идеей “Москва — Третий Рим”, дающей религиозную санкцию на такие действия.
Но теперь-то ситуация радикально отличается! Начнем с того, что греков в современной Турции практически нет — от слова вообще! Первое их массовое выселение началось еще при основателе современной Турецкой республики генерале Кемале Ататюрке в начале 20-х годов.
Кстати говоря, не благодаря какой-то “эллинофобии” — будущий “отец нации” сам вырос среди греков. Просто Греция, науськиваемая западными державами, которым самим воевать уже наскучило, попыталась было оттяпать значительный кусок турецкой территории, а рассеянные по ней греки Афинам в этом серьезно помогали, за что и поплатились либо жизнью, либо изгнанием, хотя мир после фактической капитуляции Греции был предложен ей Ататюрком на столь почетных условиях, что один из греческих генералов до самой смерти первого турецкого президента приходил в посольство Турции в Афинах и ставил в знак благодарности перед его портретом свечку.
Второй, практически уже окончательный “исход” греческого населения случился в 1974 году во время Кипрского кризиса, спровоцированного греческими националистами-военными на острове по указке афинской диктатуры “черных полковников”, свергших законного президента Макариоса и начавших преследование этнических турок-киприотов, за которых вступилась уже турецкая армия. Противопоставить ей что-то серьезное бравые греческие фашисты, могущие только пытать несогласных со своей хунтой “левых” и “либералов”, просто не смогли. Но косвенным следствием возникшей в Турции новой волны “грекофобии” стало изгнание уже последних “эллинов” даже и из Стамбула.
***
Впрочем, тысяч пять их там все-таки оставили. Преимущественно из числа клириков и служащих Константинопольского патриархата. Что делать — за них Вашингтон вступился, не захотел терять такой удобный инструмент воздействия на православный мир, “пальму первенства” в котором все увереннее получала уже оправившаяся от большевистских репрессий периода 20-30-х годов Русская православная церковь.
Время показало просто-таки гениальное предвидение американских политиков. Константинопольский патриархат после распада СССР принес им столько “бонусов” в борьбе с ненавистной РПЦ, что любые издержки (вроде “плюшек” турецким военным за проявленную толерантность к врагам) окупились множество раз.
Вот только несколько наиболее показательных примеров “трогательного отношения” церковного Константинополя к церковной Москве. 90-е годы — организация “константинопольской” юрисдикции среди православных приходов РПЦ Эстонии, что, вообще-то, запрещено канонами всех церквей.
Украина — постоянное заигрывание “раскольников” лже-патриарха Филарета и не только с так называемым “Вселенским Патриархом” Варфоломеем с целью получения церковной независимости от ненавистной Москвы и отрыва от РПЦ ее украинских приходов. В 2008 году эта мечта почти осуществилась: фактическое согласие на такую измену под давлением Ющенко дал уже и ныне покойный глава УПЦ Московского патриархата митрополит Владимир (Сабодан).
К счастью, взыграли амбиции раскольника Филарета, недовольного, что патриарх Варфоломей готов был принять церковную Украину лишь в качестве отдельной митрополии своего патриархата, а не признать ее в качестве независимой Поместной Церкви. А пану Филарету (Денисенко) очень уж не хотелось расставаться с надетым на себя патриаршим клобуком, так что на этом переговоры и прекратились.
Наконец, последние годы Константинополь вынашивает идею организации “Вселенского Собора”, на котором Поместные Церкви должны иметь равное количество голосов. То есть, РПЦ, с “львиной долей” приходов опять же окажется в подавляющем меньшинстве, особенно если остальные иерархи, проинструктированные своими “евросоюзовскими” и натовскими правительствами, станут проводить выгодные этим блокам решения.
А, поскольку Москва на такую капитуляцию не идет, “вселенский” патриарх пытается “явочным порядком” протащить идею “пентархии” — некого превосходства в православном мире пяти самых древних церквей. Причем, РПЦ, как несложно догадаться, среди этого “клуба избранных” места не предусмотрено.
***
И вот на этом фоне депутат Гаврилов предлагает “передать храм Святой Софии христианам”. Да не существует на Земле “просто христиан”! Разве что так называют себя отдельные сектанты с американской пропиской своих штаб-квартир во время вербовки в России новых адептов. Дескать, мы “просто христиане”, на отдельные конфессии не делимся.
Реально Святая София в случае гипотетической передачи “просто христианам” попадет в руки детально охарактеризованного выше Константинопольского патриарха с его микроскопической собственной паствой в несколько тысяч человек и амбициями "православного Папы", акции которого после этого только повысятся, ведь обладание главным храмом Второго Рима, Константинополя — это очень серьезный козырь.
Надо ли уточнять, как (и против кого) этот козырь будет использован верными агентами влияния Вашингтона, благодаря милости которого они до сих пор не изгнаны из недолюбливающей греков Турции? И надо ли России делать такой “царский подарок” тем, от кого ее собственная церковь получала в последние десятилетия только мелкие и крупные пакости?
Кроме того, есть еще один немаловажный момент. Храм Святой Софии в настоящее время в качестве культового сооружения не действует — вообще. Вышеупомянутый Кемаль Ататюрк превратил его в музей, кстати, попутно не побоявшись отобрать у сооружения статус главной мечети в рамках своей “светской революции”. Как говорится, “ни вашим, ни нашим”.
А вот теперь защитники неких малопонятных “просто христиан” предлагают этот паритет нарушить. В пользу кого — сказано выше — что уже само по себе напоминает форменный мазохизм. Но ведь не стоит забывать, что в России тоже есть мусульмане! Вполне лояльные к своей стране и негативно относящиеся к ИГИЛ, но все же верные установлениям своей собственной религии.
И вот Россия, которая ныне является объединителем всех здоровых сил в мире, выступая в союзе и с алавитами Сирии, и с шиитами Ирана, должна лишний раз уязвить их религиозные чувства, при этом защищая интересы абсолютно чуждых российским православным кучки константинопольских клириков, которых даже в Греческой Элладской поместной церкви недолюбливают за непомерные амбиции?
Как по мне, так прежде чем выдвигать подобные предложения, надо очень хорошо подумать. Старые мифы — дело хорошее, но только тогда, когда они хотя бы минимально соотносятся с современной реальностью. Что, увы, не относится к данному примеру.
Юрий Сергеев
Источник: "Politrussia "