Заявление саудовских богословов и проповедников о российской агрессии в Сирии было предано гласности вскоре после того, как российские Воздушно-космические силы начали бомбить позиции запрещенного в нашей стране «Исламского государства» (ИГ). Этот документ представляет собой облеченное в форму шариатского суждения мнение 52 законоучителей Королевства. Его авторы считают, что удары создали «опасную» ситуацию: Россия, «несущая православный крест», якобы стремится «захватить мусульманскую Сирию», осуществляя «военное вторжение для спасения нусейритского (алавитского. – «НГР») режима Башара Асада».
«Вас не испугают российские самолеты, ракеты и танки, – обращаются авторы воззвания к сирийским мусульманам, – режим неверных (Асада. – «НГР») уже бросил против вас те же самолеты, танки и ракеты», но не смог «добиться вашего поражения». Так что «союзник режима», Россия, «по воле Аллаха не добьется своего». Сирийцев (только «подлинных» мусульман) призвали быть «стойкими», отказаться от «эмиграции» и «присоединиться к джихаду». Авторы документа обращаются к «командирам моджахедов»: «Если все еще льется кровь, то только потому, что вы разделены». Им предлагают объединиться, поскольку «джихад требует отказаться от личных пристрастий», и достичь «всеобъемлющего союза для борьбы с режимом».
Далее следует обращение к «арабским и мусульманским государствам», но не к их руководителям, а народам: «Союз Запада, России, сефевидов (Ирана. – «НГР») и нусейритов – это война против суннитов. В ней должен участвовать каждый. Моджахеды Сирии защищают всю умму. Протяните им руку моральной и материальной, военной и политической помощи». Запад, продолжают они, лицемерит. Заявляя о «нелегитимности Асада», он «отказывает сирийскому народу в возможности обладать системами противовоздушной обороны» и «не создает зоны, запретные для полетов». Однако «без России Асад не смог бы удержаться». Прокламируя вступление в войну с ИГ, Запад и Россия «сеют обман». Помощь сирийскому народу могут оказать только «соседние суннитские государства». В их ряду «Королевство Саудовская Аравия, Турция и Катар». К народам этих государств авторы заявления обращают призыв к «твердости в оказании помощи сирийским братьям, сражающимся с персами и русскими». Затем следует предложение правительствам этих стран отозвать своих послов из России и Ирана.
Авторы заявления обращаются к своим коллегам – «богословам, борцам за исправление нравов и мыслителям». Им сообщили, что в Сирии «идет война с исламом», и призвали их говорить об этом в «проповедях, лекциях и книгах», подчеркивая, что эту войну ведет «коалиция креста и рафидидов (шиитов. – «НГР»).
Заявление 52 богословов – призыв к антироссийскому джихаду (также прозвучавший со стороны базирующегося в Катаре Всемирного совета мусульманских ученых, ИГ и некоторых групп сирийской исламистской оппозиции). Этот джихад (включающий и ярко выраженный антишиитский и антихристианский компонент), как предполагали авторы заявления, должен охватить весь мир суннитского ислама.
Однако более существенной стороной этого документа является то, что его авторы едва ли проводят сколько-нибудь четкую грань между теми группами противников Башара Асада, которых в самой Саудовской Аравии называют умеренной оппозицией и «Исламским государством», включенным саудовской властью в феврале 2013 года (что относилось и к «Джебхат ан-Нусре») в черный список террористических организаций. Фактически встав на сторону этой экстремистской структуры, авторы заявления дезавуируют в глазах граждан собственной страны усилия власти, направленные на противостояние ИГ, уже действующему на саудовской территории, как и организуемые все той же властью демонстрации общенационального единства под лозунгами «суннитско-шиитского братства».
Наконец заявление – политическая фетва. Издание таких фетв богословами и проповедниками, не являющимися членами руководящей инстанции саудовского корпуса законоучителей, Совета высших улемов, запрещено принятым осенью 2010 года указом короля Абдаллы, предшественника нынешнего монарха. Справедливости ради отметим, что заявление уже вызвало широкую полемику в самой Саудовской Аравии.
Деятели, подписавшие заявление, – второй и третий эшелон саудовского религиозного истеблишмента, возраст которых колеблется от 30 до 50 лет. По меньшей мере 12 из них – профессора и преподаватели (включая заведующих кафедрами) высших религиозных учебных заведений, в том числе столичного Исламского университета им. имама Мухаммеда бен Сауда, мекканского Университета Умм Аль-Кура, Исламского университета в Медине либо кафедр теологии эр-риядского Университета им. короля Сауда и провинциальных университетов в провинциях Северные границы, Джаззан и Эль-Касым. Подавляющее большинство остальных подписавших этот документ – проповедники, финансируемые государством и включенные в официальную табель о рангах Министерства мусульманских дел, вакфов, призыва и наставления. Они имеют собственные кружки и школы для изучающих религиозные дисциплины, действующие от Даммама (Восточная провинция на побережье Персидского залива) до Эль-Бахи (провинция Асир на побережье Красного моря).
Каждый из подписавших заявление – духовный наставник, имеющий учеников. Однако сфера идейного влияния авторов заявления не ограничена студентами и учениками, напротив, благодаря им эта сфера имеет тенденцию к последовательному расширению. Достаточно отметить, что выходцы из низших звеньев официального корпуса богословов сыграли важную роль в становлении, организации и идейной индокринации апеллировавшего к чистоте религиозной догмы подполья – «заблудшей секты» (если использовать термин саудовского общественно-политического дискурса) 1990-х – начала 2000-х годов, искоренение которого потребовало значительных усилий государства. Чем более активен курс власти, направленный на огосударствление религиозных институтов, модернизацию общественно-политической жизни и открытость внешнему миру, тем более очевидной становится оппозиция этому курсу со стороны тех богословов, которые остаются вдали от данного процесса и взывают к сохранению чистоты ваххабитско-ханбалитской правовой школы. Это означает в том числе, что отношение власти к «Исламскому государству» (далеки ли идейные установки этой структуры от ваххабитских постулатов?) и саудовское участие в противостоящей ИГ проамериканской коалиции – предмет все большего расхождения богословов и политического руководства, обвиняемого этими богословами в отходе от незапятнанности религиозной догмы.
Заявление демонстрирует, что сама возможность оппозиционного настроения (и вероятности основанной на этом настроении практики) вытекает из курса саудовской власти. Эта власть неизменно декларирует свою приверженность салафитскому наследию, оправдывая этим наследием свой внутри- и внешнеполитический курс. Эта власть подвергла критике (куда более жесткой, чем американская) российские действия в Сирии. Саудовские печатные издания неоднократно публиковали материалы, содержавшие угрозу в адрес России, и обвиняли своего американского союзника в уступчивости перед лицом «российской угрозы» и «сговоре» с Ираном (основанием для этого служит достигнутое «группой 5+1» соглашение по иранскому ядерному досье).
В этом широком политическом контексте заявление 52 богословов и проповедников (которое пока еще никак не комментировала власть) должно рассматриваться как следствие саудовской политики и как попытка содействовать ее радикализации.
Григорий Григорьевич Косач – профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ
Источник: "НГ-Религии "