В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Роза в снегах

Станислав Варыханов об обители Дивеево

Побывал в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. О его существовании узнал ровно полжизни назад, когда крестился в возрасте 25 лет. В запасниках ленинградского Музея религии и атеизма, оккупировавшего территорию Казанского собора, доброхоты отыскали мощи и некоторые личные вещи Преподобного Серафима Саровского. Мощи пронесли крестным ходом по Москве и доставили в обитель, неразрывно связанную с именем Преподобного. Надо съездить, сказал я себе. Сказано — сделано, через четверть века.



Нет смысла писать о том, чем славен Преподобный Серафим — православные и так знают, а неправославным он неинтересен. Напомню лишь некоторые факты.

Например, такой: в возрасте 17 лет будущий Саровский Чудотворец совершил паломничество в Киев. Вам когда-нибудь было 17 лет? Если да, то что в этом возрасте вас больше всего занимало? Лично меня интересовали друзья, девушки, вино и рок-н-ролл.

А юноша Прохор из Курска в 17 лет собрал группу друзей и отправился с ними на поклонение святым Киево-Печерской Лавры. Дело было в 1776 году, друзья шли пешком. В Китаевской пустыни неподалеку от Киева Прохор получил благословение на поступление в Саровский монастырь от старца. Заметим: монастырь уже существовал.

Сегодня Дивеевскую обитель называют «четвертым уделом Пресвятой Богородицы». Что это значит?

Уделы Богородицы — территории, находящиеся под особым покровительством Божией Матери. Об этом в разные эпохи свидетельствовала людям сама Заступница Усердная.

Удел первый — Грузия.

Предание повествует, что в 44 году от Рождества Христова иудейский царь Ирод Агриппа подверг христиан террору. Свирепый иудей обезглавил апостола Иакова — брата Иоанна Богослова, бросил за решетку апостола Петра. Другие апостолы с соизволения Божией Матери сочли разумным временно покинуть Иерусалим, они бросили жребий, призванный определить, кому и в какой стране проповедовать Святое Евангелие. Богородице достались земли Иверии-Грузии, однако когда Она была готова отправиться в путь, Ей предстал ангел и велел оставаться в Иерусалиме. А как же Иверия? Богоматерь призвала апостолов Андрея и Симона и вручила им Свой образ для благословения этой далекой страны, которая через четыре столетия станет христианской.

Второй удел — Святая Гора Афон. Когда Богоматерь находилась на пути на Кипр, над морскими просторами разыгралась буря. Буря прибила корабль к берегу Афонской горы. Пресвятая Дева сошла на берег и возвестила аборигенам-язычникам Слово Божие. Покидая Афон, Богородица благословила новообращенных христиан словами: «Не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и Аз буду теплая заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем». Со временем Афон стал «монашеской республикой», церковное пророчество гласит, что афонские монахи отслужат последнюю литургию перед концом света…

Киево-Печерская лавра. В XI веке Матерь Божия явилась игумену афонского монастыря и сказала, что славянский насельник обители, уроженец Черниговского княжества Антоний должен вернуться в Киевскую Русь и основать монастырь. При строительстве Храма Успения Божией Матери на территории монастыря был обретен один из древнейших нерукотворных образов Богородицы.

Наконец, четвертый удел — Серафимо-Дивеевский монастырь. В 1758 году в Киев прибыла рязанская помещица Агафья Мельгунова, незадолго до этого овдовевшая. Она приняла монашеский постриг и стала послушницей старцев Киево-Печерской Лавры.

Однажды после долгого молитвенного бдения монахиня сподобилась увидеть Пресвятую Деву, Которая сказала: «Иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою».

В 1760 году путь монахини лежал в одну из уже достаточно известных обителей — Саровский монастырь. Неподалеку от него, в селе Дивеево, «на привале» она вновь увидела Матерь Божию, Которая сказала: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… … Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

Так была основана Дивеевская община, впоследствии ставшая Серафимо-Дивеевским монастырем.

Наряду с мощами преподобного Серафима, святыней Дивеевской обители является священная Канавка, маршрут которой Серафиму указала Приснодева.

Она явилась батюшке 25 ноября 1823 года и показала, где нужно устроить обитель, велев обнести ее канавой и валом. Канавка была выкопана только к началу 1833 года, за несколько дней до кончины Преподобного. Она представляет собой семиугольник длиной 777 метров по периметру. «Эта Канавка до небес высока, — говорил Серафим. — По ней стопочки Богородицы прошли».

Канавка встает незримым барьером на пути рвущегося в мир зла. Преподобный Серафим приоткрывает эсхатологический смысл Канавки, о котором рассказала ему Матерь Вселенной. Церковь учит, что конец света будет ознаменован триумфом антихриста. Когда на Земле смолкнет последняя христианская молитва, в мире воцарится ночь, которую вскоре сменит радостное утро — «воскресение мертвых и жизнь будущего века». Одной из стадий апокалипсиса станет Судный день. Но вначале враг человечества выиграет свой последний и решительный бой.

В какой форме воплотится в реальность его кратковременная победа и когда это произойдет, нам не открыто. Это увидят те, кому предначертано дожить до этих горестных дней. Но преподобный Серафим раскрывает потрясающий секрет: в последние дни мира священная Канавка Дивеевской обители станет той преградой, которую не преодолеет антихрист. В порабощенном им мире опоясанная ею небольшая территория останется островом свободы.

Есть вещи, неподвластные простому рассудку, однако, по слову Апостола, «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). И я верю в слова Серафима Саровского: «Эта Канавка до небес высока».

Сегодня вдоль тщательно ухоженной Канавки выложена плиткой дорожка, по которой тихо, как в замедленной съемке, движутся очарованные странники. Насельницы монастыря каждый день совершают здесь крестный ход. Паломники, среди которых встречаются молодые родители с колясками, перебирают четки, помогающие не сбиться со счета. Поход вдоль Канавки должен сопровождаться молитвой, нужно 150 раз прочитать «Богородице Дево», после каждой десятой молитвы Приснодеве — «Отче наш». И прошение…

Приложившись в царственно красивом Троицком Соборе к мощам Преподобного, попросив таким образом его благословения, отправляюсь в путь вдоль священной Канавки. С каждым шагом, с каждой молитвой приходит ощущение того, что совершаю что-то принципиально важное, совершаю то, что повлияет на дальнейшие обстоятельства земной жизни и на жизнь в той реальности, которая откроется после остановки сердца. Пока этого не произошло, нужно обязательно побывать здесь снова, снова пройти с молитвой по дороге, которую невозможно пройти до конца, потому что она уходит прямо в космос…


В нынешнем году снег в этих краях выпал рано. Странно видеть заснеженные ветви деревьев, листья которых еще не успели пожелтеть. Еще сюрреалистичнее выглядят роскошные дивеевские розарии, укрытые белым. В этом есть что-то символичное — красные розы словно пронзают снег.

На территории монастыря чисто и светло. А за его оградой снег растворился в грязи, в которой как в большом болоте утонул районный центр Дивеево — неухоженный, неуютный, мрачный, навевающий недобрые мысли о «мерзости запустения». Поселок Дивеево и обитель Дивеево зрительно иллюстрируют один из парадоксов уездной России — тесное соседство прекрасного и безобразного.

Их сосуществование не назовешь мирным. Из жития преподобного Серафима нам известно, что после смерти игумена Пахомия, одного из духовных наставников инока Серафима, Преподобный начал новый духовный подвиг — пустынножительство. Слава об отшельнике разлетелась по городам и весям, к нему потянулись люди. И не только за духовным советом…

Однажды, зная, что к отцу Серафиму нередко приходят богатые люди, некие «разбойники из крестьян» решили его ограбить. В те годы Преподобный был еще молод, по свидетельству современников, у него была богатырская осанка. Грабители пришли сплоченной группой, вооружившись топором. Они били отшельника обухом. Серафим не сопротивлялся.

Обнаружив, что никаких богатств, кроме иконы и Библии, в келье Серафима нет, «разбойники из крестьян» ушли, бросив свою жертву умирать («Золото, золото сердце народное»). Отшельник чудом дополз до монастыря. Врачи были удивлены, что при таких побоях Серафим выжил. Однако выздороветь полностью ему уже не удастся, до конца жизни он останется таким, каким мы видим его на иконах, — сгорбленным, опирающимся на посох.

Спустя столетие с небольшим внуки крестьян-разбойников разорили обитель. В 1927 году Серафимо-Дивеевский женский монастырь был закрыт, многие клирики, монахини и миряне закончили жизнь в подвалах НКВД и на стройках ГУЛАГа. «Мерзость запустения» праздновала победу над монастырем. Однако и эта победа оказалась временной.

Русский философ Семен Франк писал, что в жизни людей Бог присутствует «трансцендентно и имманентно», т.е. одновременно как благая внешняя сила и как фундаментальная основа души, созданной по образу и подобию Творца. Современный оптинский старец Илий (Ноздрин) определяет это так: «Сказано, что Бог ближе к человеку, чем воздух, не каждый это признает и поймет, а это действительно так». Достоевский называл земную жизнь «касанием мирам иным». Здесь, в Дивеево, касание двух миров — дольнего и горнего — ощущается почти физически, и это зовет сюда тысячи и тысячи паломников, ежедневно прибывающих со всех концов православного мира, границы которого шире границ мира русского. Ряды паломников множатся «как звезды небесные и как песок морской».

Грязь не испачкает небо, снег не задушит дивеевские розы, обитель будет сиять сквозь холод и лед, ожидая того часа, когда встанет стеной на пути инфернального покорителя мира и прикроет собой паломников, оказавшихся в Дивеево в самые жуткие мгновения человеческой истории. А потом начнется тот ее этап, о котором Господь устами пророка Исайи (Ис. 65:17) сказал: «Се творю новое небо и новую землю».


Станислав Варыханов
Источник: "Свободная пресса"


 Тематики 
  1. Православие   (769)