Архиепископ Джастин Уэлби хочет сделать так, чтобы национальные Церкви имели непосредственную связь только с его кафедрой в Кентербери.
Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби предлагает провести структурную реорганизацию Англиканского содружества. 16 сентября с.г. примас призвал 38 глав национальных Англиканских церквей принять участие во встрече сообщества, которая должна пройти в январе 2016 года. На этой встрече архиепископ собирается предложить изменения структуры связей Церквей так, чтобы каждая из них была связана только с кафедрой в Кентербери, но не имела горизонтальных связей с другими Церквами. В случае успеха инициативы реорганизацию Содружества Уэлби планирует завершить к 2020 году.
Эти действия примаса продиктованы его убежденностью в том, что англиканское сообщество в его прежнем организационном формате стало нефункциональным. В настоящее время англикан насчитывается в общем до 80 млн членов, таким образом, это третья крупнейшая христианская деноминация в мире после католицизма и православия. Архиепископ Кентерберийский считает, что этим конгломератом стало очень трудно управлять из-за того, что национальные Церкви занимают разные позиции по отношению к вопросам разделения власти внутри англиканского сообщества и по насущным вопросам, особенно связанным с развитием либеральных тенденций в церковной жизни.
Уэлби считает, что его предложение поможет ему сохранить связи с североамериканскими Церквами, которые положительно относятся к однополым бракам, и африканскими Церквами, лидирующие позиции в которых занимают общины Кении, Уганды и Нигерии, призывающие сделать любые однополые отношения в своих странах противозаконными. По мысли Уэлби, и те и другие смогут продолжать называть себя англиканами (или епископалами), но в их отношениях не будет притворства в том, что они следуют одной доктрине.
Британская газета Guardian, ссылаясь на источник в Ламбетском дворце (резиденция архиепископа Кентерберийского в Лондоне), сообщает, что, по словам Уэлби, он не может оставить своего преемника в том же положении, в котором оказался сам, – «проводящим огромное количество времени, пытаясь удержать людей в одной лодке, но не гребя в каком-то определенном направлении». Источник добавил, что, если проводить аналогии с человеческими отношениями, такая реорганизация англиканского сообщества означает не развод между Церквами и даже не «раздельное проживание», но может быть сравнима с супругами, спящими в раздельных спальнях.
Вместо постоянных споров о возможности однополых браков Церкви, входящие в Содружество, смогут более эффективно сотрудничать по таким вопросам, как изменение климата и разрешение межрелигиозных конфликтов.
Это заявление Уэлби означает отход Ламбетского дворца от политики его предыдущих обитателей: Роуэна Уильямса (2003–2013) и Джорджа Кэрри (1991–2002), которые стремились во что бы то ни стало сохранить единство сообщества.
Все англиканские епископы раз в 10 лет должны встречаться на сессии одного из высших органов управления сообществом – Ламбетской конференции. Но на последнюю встречу в Ламбетском дворце в 2008 году не явились около 250 из 800 епископов. Предполагается, что таким образом отсутствовавшие выразили свой протест против либеральных инициатив Роуэна Уильямса. Уэлби, опасаясь дальнейшего раскола в своих рядах, объявил о том, что следующая Ламбетская конференция откладывается на неопределенный срок.
Если африканские Церкви – а на их долю уже приходится большинство прихожан – организуются в орган под названием «Всемирная конференция по будущему Англиканского содружества», то они могут перетянуть к себе и другие консервативные Церкви внутри англиканского сообщества. Некоторые из них уже так и сделали, но архиепископ Кентерберийский надеется, что его личные отношения с лидерами некоторых из этих консервативных африканских Церквей заставят их увести за собой в лоно Англиканского содружества часть прихожан, в случае если законодательство о криминализации однополых отношений в этих странах все же будет введено.
Серьезный раскол среди англикан уже произошел в США, где Церкви Руанды, Нигерии и Кении создали так называемые миссионерские конгрегации Америки, чтобы постепенно перетянуть к себе часть прихожан либеральных Церквей.
Наиболее противоречивым предложением Уэлби стало приглашение на январскую встречу как представителей консервативной организации Англиканской церкви в Северной Америке, так и либеральной Епископальной церкви, так как по вполне понятным причинам лидерам этих конгрегаций будет сложно договориться между собой.
Существуют и опасения по поводу того, захотят ли вообще представители различных Англиканских церквей собраться по поводу структурной реорганизации сообщества. «Если на этом форуме захотят появиться так мало людей, что они уместятся в телефонную будку, мы проведем встречу в телефонной будке», – заверил источник в Ламбете.
Инициативу архиепископа Кентерберийского по-разному оценили как представители клира, так и комментаторы. «Теперь у Церквей появится возможность выстраивать отношения, как у повзрослевших братьев и сестер. Это со всех точек зрения положительное развитие событий. Мы не можем удержать отсюда, из Англии, где архиепископом Кентерберийским, возможно, еще на моем веку может стать гомосексуал, Церкви в таких странах, как Уганда, где за однополые отношения хотят сажать в тюрьму», – комментирует решение архиепископа Кентерберийского основатель Церкви разнообразия (объединения для англикан – представителей ЛГБТ) Салли Хитчинер.
Однако некоторые члены Англиканского содружества не согласны с такой постановкой вопроса. «Есть разница между институциональным и конфессиональным единством. Проблема не только в расхождениях по поводу вопросов сексуальности, в наших позициях существуют фундаментальные расхождения по таким вопросам, как понимание Библии и Бога», – говорит исполнительный секретарь консервативной организации «Англиканский мейнстрим» Эндрю Саймс, видимо, высказываясь против инициативы примаса Кентербери. «Архиепископ Уэлби пытается выполнить неосуществимую задачу. Он не может объединить людей. Это лишь укрепит решимость членов Всемирной конференции по будущему Церкви продолжать свое дело», – продолжает священник.
«Он просто не может планировать уничтожение существующих связей, потому что уничтожать нечего. Все Церкви англиканского сообщества являются независимыми», – комментирует решение Уэлби с несколько иной позиции викарный епископ Бакингэма Алан Уилсон.
В редакционной статье Guardian действия архиепископа Уэлби расцениваются как потакание собственному тщеславию, желание оставить след в истории Англиканского содружества, а также закрепить свою роль в качестве духовного лидера сообщества, а не просто главы одной из епархий.
С другой стороны, подобное расторжение тесных связей между Англиканскими церквами может быть лишь запоздалым следствием распада колониальной системы, когда свободные отношения между национальными и региональными Церквами компенсировались консолидирующей мощью Британской империи. Эту точку зрения косвенно подтверждает тот факт, что до 1867 года, то есть до проведения первой Ламбетской конференции, в сообществе даже не было верховного органа управления. Процессы распада более или менее устойчивого англиканского конгломерата предсказуемо начались в 1970-х годах с началом рукоположения женщин в священники в американских Церквах.
Еще одну точку зрения на инициативу действующего главы англиканского сообществавысказал британский журналист Эндрю Браун. По его словам, если рассматривать Уэлби в качестве «самого марксистского» архиепископа Кентерберийского за всю историю Англиканской церкви, то все встает на свои места. Примас Англии просто верно понял цитату из сочинений Маркса и Энгельса «свобода есть осознанная необходимость» и, понимая, что по-другому распадающееся сообщество не удержать, решил провести «революцию сверху», пока это еще возможно.
Оксана Коткина
Источник: "НГ-Религии"