Священнослужители о запрете сталинизма
Зампредседателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Константин Добрынин внес в Госдуму законопроект, предлагающий приравнять реабилитацию сталинизма к экстремизму.
В документе предлагается приравнять информационные материалы, оправдывающие политические репрессии сталинизма, к экстремистским. Кроме того, предлагается ввести запрет на увековечение памяти о лицах, причастных к преступлениям сталинского режима, при присвоении наименований новым географическим объектам.
В последнее десятилетие сталинистские настроения распространились довольно широко. Для многих сталинская эпоха – не время массовых расстрелов, пыток в застенках, спланированного голода, уничтожения деревни, страшных гонений на Церковь и т.п., а время, когда "воры сидели в тюрьме", с нашей страной всерьез считались на мировой арене и вообще "порядок был". Репрессии, ужасы "раскулачивания", депортации целых народов нынешние сталинисты частью отрицают, частью считают оправданными – мол, иначе бы не выиграли войну.
Вместе с тем, не забудем, что расстрелы заложников из числа "бывших буржуев", расправы со священнослужителями и офицерами, создание концлагерей – все это началось отнюдь не при Сталине, а с самого начала Советской власти.
"Нужен ли, на ваш взгляд, предложенный закон? Если да – не следует ли распространить его и на репрессии предыдущего периода?" – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр ДОБРОДЕЕВ, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями:
В нашей стране важны традиционные ценности. Запреты в этом смысле никогда не действовали. Поэтому вводить какие-то юридические ограничения, запрещать думать и высказываться просто смешно. С людьми надо разговаривать, а не приказывать им. Но никто не хочет этим заниматься, только издают запрещающие законы.
Людей надо воспитывать с детства. Ведь откуда берутся все эти сталинистские настроения? Людям никто ничего не разъясняет, никто с ними не советуется. Нужна система воспитания, начиная с детского сада и школы, но эта система разрушена.
Да и сейчас вообще не поймешь, кто такой экстремист. Экстремистом можно назвать любого. Так что я считаю предложенный законопроект просто смешным.
Протоиерей Алексий КУЛЬБЕРГ, настоятель храма "Большой Златоуст" в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии:
Считаю этот законопроект реакционным. Давайте тогда вычеркивать всех предшественников Сталина! Логично будет "пройтись" и по Хрущеву с его сподвижниками: вред, нанесенный Никитой Сергеевичем, едва ли не больше, чем тот, который вменяют Иосифу Виссарионовичу.
Считаю, нужно учиться с уважением относиться к нашей истории и к историческим лицам, а силы, ум и внимание законотворцев направлять не на борьбу с героями вчерашних дней, а на искоренение сегодняшних проблем и бед, коих у нас предостаточно.
Игумен СЕРАПИОН (МИТЬКО), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви:
Конечно, недопустимо присваивать имена убийц улицам, населенным пунктам, учреждениям и предприятиям, однако принятие предлагаемого закона возможно лишь при наличии в обществе согласия по этому вопросу. Существуют разные точки зрения на роль Сталина в Великой Отечественной войне, на причины репрессий 30-х годов, на роль в них тех или иных деятелей партии и правительства. Это наша общая история, создавал которую не только Сталин, но и каждый гражданин нашей страны.
Принятие такого закона может привести к тому, что под жесткой цензурой окажутся исторические исследования. Кроме того, такой закон может стать инструментом новых политических репрессий.
Мы, несомненно, должны отмежеваться от тех, кто повинен в страданиях наших сограждан в эпоху репрессий, но, осуждая конкретные преступления, нельзя осуждать всю эпоху и людей, ее формировавших.
Иерей Святослав ШЕВЧЕНКО, клирик кафедрального собора Благовещенска:
Апостол Павел говорил, что всякая власть от Бога. Его слова часто истолковывают превратно. Они не значат, что мы должны записывать в святые всех правителей, кем бы они ни были – царями, генсеками или президентами. Православные смотрят на власть либо как на благословение, либо на попущение Божье.
У меня двое родственников в 1937 году попали под машину репрессий. Понятно, что я не могу относиться к Сталину хорошо, хотя именно в его время и была одержана победа в страшной войне.
Очень меня удивляют так называемые "православные сталинисты". Они с подачи различных политических деятелей вроде Александра Проханова совершают бутафорские молебны – это движение похоже на религиозно-политическую секту, пытающуюся обелить черное. А я считаю, какой бы ни была история, ее нужно принимать, относиться к ней уважительно. Не пытаться вырывать из нее страницы, но и не обожествлять того или иного лидера.
Можно в чем-то согласиться с инициаторами этого закона, но приравнивать сталинизм к экстремизму не следует. Мне кажется, в этом отношении нужно быть кране осторожными, иначе получится охота на инакомыслящих. Да и вообще не нужно нам плодить законы – в уже существующих можно прописать отношение общества к тому времени.
Священник Филипп ИЛЬЯШЕНКО, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент:
Пока мы не дадим должной оценки событиям, приведшим как к октябрю 1917 года, так и всем последующим, происходившим вплоть до конца Советской эпохи, мы не сможем двигаться дальше, стать единым целым как народ, как государство, имеющее общую историю и идею.
Нам нужен не только закон о приравнивании сталинизма к экстремизму и фашизму, но и закон о приравнивании к ним предшествующей эпохи – Ленина-Ульянова. Кроме того, необходимо обеспечить широкий доступ к документам, связанным с этой страшной эпохой.
Только когда мы сможем взглянуть в глаза тому ужасу, который происходил в то время, мы поймем невозможность какой-либо примирительной, оправдывающей произошедшее оценки того, что было пережито нашей страной и народом в советскую эпоху вообще и при ее основателях-руководителях в частности.
Иерей Вячеслав КОЧКИН, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки:
С идеологией всегда нужно бороться идеологически. Запреты в этой борьбе бесполезны. Сейчас в наших СМИ о сталинских временах действительно говорят очень много хорошего – хотя и не только.
Нужен не закон, – нужна справедливая оценка исторических фактов. Пропаганде нужно противопоставлять только пропаганду – это будет намного действеннее. А такие законы напоминают действия самих сталинистов, запрещавших все, что шло "вразрез с генеральной линией".
С экстремизмом борются не таким путем, а создавая рабочие места, прикрывая коррупционные схемы, делая доступным здравоохранение и образование. Вот самый прямой путь борьбы с экстремизмом.
Я общаюсь со многими людьми, и давно не слышал, чтобы кто-то вздыхал: "ах, как при Сталине было хорошо". Напротив, у многих свежи в памяти холод и голод, депортации, бесплатный труд, бесправное существование. Видимо, мы с автором законопроекта черпаем информацию из разных источников.
Подчеркну: идеологии и экстремизму нужно противопоставлять улучшение благосостояния населения, тогда у наших противников ничего не получится.
Иерей Иван ВОРОБЬЕВ, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы:
Люди живут доброй памятью о тех временах: человеческая память имеет удивительное свойство забывать все плохое и сохранять все хорошее. Так что сталинское время для многих трансформировалось в светлое пятно. И когда мы начинаем ворошить прошлое, есть опасность вызвать серьезные недовольства множества людей. Я так понимаю, что, например, памятники Ленину и все, что связано с именем вождя, боятся трогать именно из-за того, чтобы эту самую память не потревожить.
Людям нужно все разъяснять, говорить им правду. Это долгая и кропотливая работа. Но только так в умах людей воцарится порядок и правильное понимание того, что же было на самом деле во времена Ленина и Сталина.
Я не уверен, что сталинизм правильно объявлять экстремизмом: это слишком радикально. Сталинские репрессии и гонения – это все же не экстремизм, а скорее геноцид – вот более точный термин. У нас в стране много настоящего экстремизма, – с ним и надо бороться.
Что делать с людьми, которые воспевают сталинизм? Сажать их в тюрьму? Запрещать говорить об этом? Для начала надо бы убрать памятники Ленину, а про Сталина надо правду в учебниках писать, и тогда вопрос сам собой сойдет на нет.
Священник Антоний СКРЫННИКОВ, Главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе:
Я очень критически оцениваю роль Сталина в истории нашего государства. Его методы и приемы, организованный террор, Бутовский полигон, ГУЛАГ, 37-й год – все это в моем мировоззрении оправдания иметь не может. Не могу я оправдать некоторых православных, которым их вера не мешает восхищаться Сталиным.
Но я против бессмысленных законов такого рода. Они сводят на нет всю научную и историческую дискуссию. Нельзя репрессии и Уголовный кодекс использовать как аргумент против тех, кто не согласен с твоими доводами. Я не люблю Сталина, как и любого другого тирана, но тем не менее всегда готов выслушать своих оппонентов, сторонников другой точки зрения. Каждый из нас может ошибаться, и только сопоставление разных точек зрения помогает увидеть более или менее целостную картину.
Исмаил-хаджи БЕРДИЕВ, председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа:
Приравнивать сталинизм к экстремизму нельзя, это совсем разные вещи. Да и по сталинскому режиму скучают в основном пожилые люди. Они помнят только хорошее, плохое в памяти не сохраняется, и людей этих осталось очень мало. Скоро их вообще не останется и об этом забудут.
Я сам пострадал от сталинского режима: мой народ, карачаевцев, выслали с Северного Кавказа, из Карачаево-Черкессии, и я родился в Средней Азии. Но тогда время было иное, и к настоящему экстремизму это не относится.
А с тем экстремизмом, который есть сегодня, надо бороться. Только к Сталину он отношения не имеет.
Шафиг ПШИХАЧЕВ, член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии:
Закон такой, конечно, нельзя принимать. Нельзя приравнивать к экстремизму хорошее отношение к компартии, к Сталину, к Советскому Союзу. Надо оставить в покое тех, кто так думает. Экстремизм и сталинизм – это разные понятия.
Да, были те, кто попал в репрессивную машину, многих несправедливо осудили, были люди, которые с помощью доносов сводили личные счеты. Но нужно подходить ко всему индивидуально, и под одну гребенку мести нельзя.
Зиновий КОГАН, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин:
Не было суда над сталинизмом. Поэтому при всех тех ужасах, которые творились во времена Сталина, мы юридически не имеем права приравнивать к экстремизму его прославление.
Думаю, нужно продолжать просветительскую работу, больше разоблачать сталинизм. Особенно это касается нашей молодежи, которой мы должны больше рассказывать о преступных событиях того периода.
Так что законопроект преждевременный. Это больше похоже на цензуру. Задача совестливых людей – рассказывать правду, какой бы горькой они ни была. Этим должны заниматься сегодняшние учителя и историки. А завтра – Бог даст, и те, кто плохо видит, прозреют.
Семен ЛИВШИЦ, председатель Местной еврейской религиозной организации ортодоксального иудаизма города Орла "Центр "Шалом":
Оправдания диктатуре Сталина, который загубил и превратил в лагерную пыль миллионы жизней, быть не может. Мои родственники тоже пострадали ни за что, один из них провел в лагерях почти целую жизнь.
То, что творилось в Советском Союзе во времена Сталина, можно назвать фашистской диктатурой. Когда целые народы – крымских татар, чеченцев и других – объявляют предателями, этого нельзя оправдать никакими целями. Под конец своей жизни Сталин планировал и депортацию всех евреев Советского Союза на Дальний Восток, рассчитывая, что многие из них попросту туда не доедут. Это можно считать повторением гитлеровского плана уничтожить евреев.
Другой вопрос дело, какую всему этому дать оценку. Вряд ли происходившее можно назвать экстремизмом. Думаю, нужно совсем другое определение, политическое. Никита Сергеевич Хрущев на XXII съезде развенчал культ личности Сталина, но позже настало время культа личности самого Хрущева, а затем и Брежнева. Сам социализм порождал эти культы. Прервал это Горбачев.
Думаю, нам нужно дать в учебниках истории справедливую оценку эпохи Сталина, рассказать о преступных методах, применяемых Иосифом Виссарионовичем Джугашвили. Царская охранка и "кровавый режим" Николая II – цветочки по сравнению с социализмом того времени, фактически представлявшим собой фашизм. Если бы война началась не в 1941, а 1943 у нас просто не оказалось бы военачальников – всех к тому времени расстреляли бы.
Так что нам нужна политическая оценка действий сталинского режима. Необходимо показать, к чему привел уход с того пути, которым до этого шла Россия, и так называемая "победа социализма в отдельно взятой стране".
Концлагеря первым создал Ленин, так что обвинять одного Сталина нельзя. Вспомнить хотя бы уничтожение кулаков как класса (даже на Соловках были детские лагеря), а также дворян, офицеров, мещан – это был геноцид собственного народа.
Да, люди помнят хорошее – у каждого детство, юношество связано с положительными эмоциями. Но оправдания этому режиму нет и не будет. Такое никогда не должно повториться, – значит, нам необходим суд над сталинизмом – по примеру Нюрнбергского процесса.
Источник: "Regions.Ru "