Религиозный фактор грозит оказать существенное влияние на результаты выборов
15 сентября девять диппредставительств развитых стран в Мьянме выступили с совместным заявлением. Посольства Австралии, Канады, Дании, Франции, Норвегии, Японии, Швеции, Великобритании и Соединенных Штатов напомнили, что они, «как международные партнеры, инвестировали в успех этой страны и этих выборов». Видимо, поэтому они сочли нужным указать на свою обеспокоенность «использованием религии в качестве инструмента разделения и конфликта во время предвыборной кампании». Интересно, что посольства внезапно озаботились этим вопросом сразу же после того, как лидер оппозиционной Национальной лиги за демократию (НЛД) Аун Сан Су Чжи обвинила своих оппонентов, правящую Партию сплоченности и развития Союза (ПСРС), в «использовании религии» против ее партии.
Беспокойство западных дипломатов и Аун Сан Су Чжи понятно. Судя по всему, именно религиозный фактор избирательной кампании способен больно ударить по НЛД, лидер которой уверенно говорит, что эта оппозиционная партия одержит на всеобщих выборах 8 ноября «сокрушительную победу».
Одновременно со стартом избирательной кампании влиятельная организация буддийских монахов, известная в Мьянме по аббревиатуре Ма Ба Та, начала 14 сентября специальную кампанию по случаю принятия парламентом четырех законов, объединенных девизом «Защита нации и религии». Эти законы были приняты именно по инициативе Ма Ба Та. Они регулируют межнациональные браки, дают право органам местного управления вводить для женщин минимальный срок между рождениями детей, запрещают многоженство и сожительство вне брака, а также устанавливают порядок смены веры. Кампания продлится 14 дней, и начало ей было положено торжественной церемонией у самой известной буддийской святыни страны — пагоды Шведагон в Янгоне.
Принятые парламентом четыре закона вызвали шквал критики со стороны зарубежных правозащитных организаций. По их мнению, они ставят в дискриминирующее положение представителей других национальностей и конфессий, и тем самым способствуют разжиганию межрелигиозной и межнациональной розни. Посланник ООН по правам человека Янгхи Ли отметила в августе, что пакет из четырех законов «явно нарушает (международные) нормы».
Тем не менее, сторонники принятия законов из числа членов Ма Ба Та указывали на необходимость защитить традиционный уклад жизни и буддистскую религию, которые в настоящее время стали объектом агрессивной экспансии (в том числе — спонсируемой извне) чуждых для мьянманского общества идей и религиозных ценностей. В конечном итоге законы были одобрены и подписаны президентом Тейн Сейном.
Больше того, законы явились своеобразным ответом на шумную кампанию за рубежом, направленную на защиту мусульман-рохинджа — национального меньшинства, компактно живущего в западном мьянманском штате Ракхайн. Правительство Мьянмы не признает большинство из них гражданами страны и считает их нелегальными бенгальскими мигрантами из соседней перенаселенной Бангладеш и их прямыми потомками. В 2012 году между бенгальцами-рохинджа и живущими на территории этого штата ракхайнцами произошли межнациональные столкновения, в результате которых с обеих сторон было убито около 200 человек. За рубежом этот конфликт часто преподносится как расправа буддистов-ракхайнцев над мирными мусульманами-рохинджа. Такая трактовка событий вызывает резкое неприятие среди абсолютного большинства мьянманцев как не соответствующая действительности. Более того, даже Аун Сан Су Чжи, при декларируемом с ее стороны уважении демократических ценностей и прав человека, старательно обходит тему рохинджа, чтобы не потерять значительную часть электората. В ответ на события в штате Ракхайн и их трактовку за рубежом произошла мобилизация буддийского сообщества Мьянмы в его стремлении защитить свои религиозные ценности и традиционный уклад. Первоначально эта мобилизация вылилась в общественно-религиозное движение «969», а затем структурно оформилась в виде организации Ма Ба Та.
Ма Ба Та, чье полное наименование корреспондирует с названием кампании «Защита нации и религии», возникла после того, как фактически перестало существовать движение «969», многие члены которого совершили эволюцию от культурно-просветительской деятельности к религиозному экстремизму, и его эмблема была запрещена властями для использования в политических целях. Эта организация была учреждена в январе 2014 года в Мандалае, и в ее руководство вошли влиятельные буддийские монахи. Самый известный представитель этого движения, 49-летний монах Ашин Вирату, в свое время удостоился того, что его фотография появилось на обложке журнала Time с заголовком: «Лицо буддистского террора». На его проповеди обычно стекаются толпы народа, а число его последователей на Фейсбуке составляет около 100 тысяч человек. Ма Ба Та имеет время на одном из телеканалов сети SkyNet для проповедей, кроме того, организация издает журнал и активна в некоторых других СМИ и в соцсетях. СМИ говорят об «обширной» базе поддержки Ма Ба Та в обществе. Мьянма — традиционно очень религиозная страна, и поэтому организация имеет сильное влияние на ее жителей-буддистов (которых в стране около 90 процентов). У Ма Ба Та 250 отделений по всей стране, а на конференции в Янгоне, которая прошла в июне, присутствовало 1500 представителей с мест.
Организация отметилась двумя кампаниями, которые, с одной стороны, продемонстрировали эту силу, а с другой — показали пределы этой силы. Кампания по остановке нескольких девелоперских проектов в непосредственной близости от буддийской святыни — пагоды Шведагон — закончилась бесспорной победой Ма Ба Та. А вот призыв бойкотировать катарского мобильного оператора Ooredoo имел успех только частично: компания действительно сталкивается с трудностями, например, при аренде земли у местных жителей под свои вышки, но число ее абонентов за год после начала работы составило почти 5 миллионов человек (в то время как у ее конкурента, норвежского Telenor, начавшего деятельность на месяц позже, абонентов уже больше 10 миллионов).
Именно Ма Ба Та, похоже, сумеет начать игру на том поле, на котором сегодня ведет предвыборную гонку оппозиция. И это при том, что служители религиозных конфессий (в том числе рядовые монархи) по закону не имеют права не только вмешиваться в избирательную кампанию, но и даже голосовать на выборах. Заявления представителей Ма Ба Та — это «балансировка на краю» положений закона, запрещающего «выступать, декларировать и призывать с целью голосовать или не голосовать по признаку нации и религии».
Вполне логично, что эта игра на поле оппозиции началась с кампании в честь принятия парламентом четырех законов о «защите нации и религии». Ашин Вирату охарактеризовал эту кампанию как «празднование победы» и выразил уверенность, что принятие четырех законов будет вписано в историю страны. По его словам, он трудился тридцать лет, чтобы они были приняты, и сегодня нет слов, чтобы описать его счастье: «Мы столкнулись с многими вызовами со стороны международного сообщества, и даже внутри страны, при прохождении этих законов. Если остаются те люди, кто против этих законов, мы хотим им напомнить: вы будете наказаны народом, в том числе монахами страны».
Так постепенно от торжеств по случаю принятия четырех законов Ма Ба Та перешла к последующим действиям. Во-первых, ее представители заявили, что именно правящая ПСРС и президент Тейн Сейн стоят на страже защиты «нации и религии» и доказали это, приняв четыре закона. Больше того, президент удостоился особой похвалы за то, что сумел устоять перед мощнейшим внешним давлением. А во-вторых, Ма Ба Та поставила задачу информировать избирателей о тех кандидатах на нынешних выборах, кто был против принятия этих законов, или иным образом скомпрометировал себя с точки зрения недостаточного патриотизма и отсутствия уважения к ценностям буддизма. «Наша политика такова, чтобы люди проголосовали без любви, ненависти, страха и незнания, — заявил Ашин Вирату. — Люди не должны голосовать, опьяненные любовью. Хорошо если кандидат компетентный, но если нет — это будет потеря для страны. Если люди по причине ненависти не проголосуют за компетентного — это тоже потеря для страны… Мы призываем людей выбрать уважаемых, надежных и знающих кандидатов для их родных деревень, без культа личности и принадлежности к партии».
Эти слова Ашина Вирату из интервью The Irrawaddy — прямой ответ Аун Сан Су Чжи. Дело в том, что избирательная кампания НЛД, в которой принимают участие профессиональные политтехнологи, основана на популистских лозунгах, апеллирующих прежде всего к эмоциям рядового избирателя и его мыслям о будущей своей семьи и его детей. При этом тур по стране Аун Сан Су Чжи организуется по всем канонам предвыборного шоу в западном стиле, которое должно запомниться избирателям как яркое красочное событие. То есть, голосовать они пойдут, вспоминая праздник, подаренный им «мамой Су».
При этом списки кандидатов от НЛД — это в большинстве своем мало кому известные люди. Есть в этом списке несколько бизнесменов, но в основном многие представители бизнеса предпочитали не светиться до поры до времени и отправили в списки НЛД своих доверенных представителей, обеспечив их материальной поддержкой и обговорив дальнейшее сотрудничество с партией. Комментируя часто звучащие реплики партийных активистов и избирателей о том, что кандидаты от НЛД, которых партия выдвинула по округам, в этих округах никто не знает, Аун Сан Су Чжи призвала голосовать не за конкретные имена, а за партию, которая способна обеспечить реальные демократические перемены в стране. При этом она, видимо, считает, что может рискнуть выставить по округам мало кому известных кандидатов, потому что ее личная известность и популярность вполне могут «протащить» в парламент любой партийный список.
В противовес этому правящая ПСРС, при отсутствии харизматических фигур на «верхнем» уровне, ведет кампанию по старинке, занудливо перечисляя все свои предыдущие достижения — начиная от строительства мостов и больниц и заканчивая плавным переходом страны к демократии. Любой политтехнолог знает, что этот стиль, который не бьет на эмоции людей, а скучными казенными словами призывает их сделать рациональный выбор, при наличии сильного конкурента-популиста является изначально рискованным. Но именно этот рациональный выбор компетентных кандидатов «без любви, ненависти и культа личности» как раз и призывает сделать харизматичный монах Ашин Вирату, популярность которого в Мьянме сравнима с известностью Аун Сан Су Чжи. При этом, по иронии судьбы, он этими своими призывами как раз эксплуатирует именно свою харизму и веру своих сторонников. Недооценивать эффективность таких призывов для оппозиции было бы слишком самоуверенно.
Именно поэтому вполне понятно беспокойство девяти послов, которые, вслед за Аун Сан Су Чжи, заговорили о недопустимости использования вопросов религии в избирательной гонке. Ответ из МИДа Мьянмы на демарш посольств последовал незамедлительно. В нем содержалась обеспокоенность министерства тем, что совместное заявление посольств может негативно сказаться на «усилиях, предпринимаемых всем народом Мьянмы». «Союзная избирательная комиссия уже создала механизмы для решения проблем, больших или малых, которые могут возникнуть в процессе выборов, в соответствии с существующими законами, правилами и нормами, справедливым и не дискриминационным способом… Именно поэтому министерство категорически отвергает положения совместного заявления, которые могут спровоцировать непонимание и сомнение среди людей» — говорится в заявлении МИДа от 16 сентября.
Как раз в эти же дни на официальной страничке администрации президента Мьянмы Тейн Сейна в Фейсбуке появился четырехминутный видеоролик с перечнем его достижений на посту главы государства. Одним из этих достижений как раз было названо принятие четырех законов о «защите нации и религии».
Петр Козьма
Источник: "ИА REGNUM "