Католическая церковь открывает двери вступившим в повторный брак
Возможно, скоро католикам, если у кого-то грешным делом и возникала такая мысль, не придется, подобно герою фильма «Развод по-итальянски», для того чтобы жениться во второй раз, подстраивать измену первой жены, а затем убивать супругу, имитируя сцену ревности. И все только ради того, чтобы получить не только снисхождение от суда, но и согласие Церкви на повторный брак.
Во время сотой всеобщей папской аудиенции 5 августа с.г. папа Римский Франциск в очередной раз обратился к теме семейных ценностей. Разведенные католики, состоящие в гражданском браке, «не должны быть лишены церковного общения», сказал понтифик, напомнив слушателям о библейском образе доброго пастыря, который входит к своей пастве через дверь. «Все двери открыты! Каждый тем или иным образом может участвовать в церковной жизни» – это заявление понтифика может изменить жизнь тысяч католиков, которым, в соответствии с их религиозной традицией, в случае развода запрещается приобщаться к церковным таинствам.
Речь понтифика во время всеобщей аудиенции продолжила линию его высказываний от 24 июня с.г., когда папа Франциск привлек внимание католиков к тому, как «позаботиться о тех, кто после необратимого разрушения брачных связей рискнул заключить новый союз», хотя эта ситуация и противоречит «христианским заветам, в которых брак рассматривается как нерушимый союз».
В выступлении 5 августа Франциск поблагодарил своих предшественников за то, что «в последние десятилетия Церковь нельзя было назвать бесчувственной и ленивой» в отношении развития взаимопонимания между нею и обществом в области семейно-брачных отношений. «Разведенные католики в последние годы не были полностью лишены церковных таинств», – сказал папа. Обращаясь к аудитории, папа Франциск сравнил Церковь с материнским сердцем, с «сердцем, которое, будучи вдохновленным святым духом, ищет блага и спасения человеку».
Отталкиваясь от метафоры о материнском сердце, понтифик обратил внимание верующих на то, что в отлученных от церковной благодати разведенных парах больше всего страдают дети. «Если мы посмотрим на эти ситуации глазами детей, то поймем, что мы должны стать более терпимы к людям, оказавшимся в них», – сказал Франциск. Продолжая эту мысль, папа Римский отметил, что невозможно требовать от родителей воспитания детей в той вере, от церковного общения в которой они сами были отлучены. В результате растущего числа разводов растет и число отлученных от церковных таинств детей. В дальнейшем эти дети ищут религиозную традицию, в которой прошлое их семьи не станет причиной лишения их церковного общения. Таким образом, призыв папы Франциска – это попытка адаптировать католическое вероучение под требования современной действительности и не проиграть схватку за души верующих.
В ходе дискуссий о религиозных правах ЛГБТ-сообщества часто забывается, что проблема адаптации Церкви к современным реалиям не сводится к признанию или непризнанию однополых союзов. Речь идет о гораздо более масштабной трансформации в модели взаимоотношений Церкви и общества.
Много веков духовные конгрегации регулировали семейную сферу. Модель моногамной расширенной многодетной семьи отвечала не только духовным, но и экономическим требованиям времени. Однако, как, например, показал в своей работе «Следующие 100 лет, прогноз на XXI век» американский политолог Джордж Фридман, традиционная модель семьи не подходит к изменившимся экономическим реалиям современного мира. Традиционный многодетный брак длиною в жизнь стал экономически невыгоден по двум причинам. Во-первых, в современном мире материальные средства, затрачиваемые на воспитание детей, несопоставимы с экономической отдачей от этого предприятия. Во-вторых, разработка трудосберегающих технологий дала людям возможность формировать союзы на почве сердечной привязанности, а не исходя из идей выживания. А чувства, как считается, намного менее постоянны, чем потребность в пище.
Проблема адаптации традиционных семейных ценностей к изменившимся реалиям входит в компетенцию Конгрегации доктрины веры (наследницы средневековой инквизиции), созданной в 1965 году. Одна из трех комиссий Конгрегации была сформирована именно для разрешения вопросов, касающихся семейной жизни.
Иоанн Павел II обратился к этой теме в 1981 году в своем апостольском послании «О задачах семьи в современном мире», в котором он призвал «делать различия между разными ситуациями», по-разному относиться к стороне, пострадавшей от развода, и стороне, его спровоцировавшей. В то же время Иоанн Павел II признал, что «позволение разведенным приобщаться к таинствам только запутает верующих относительно церковного догмата о нерушимости брачных уз». В 2012 году на Всемирной встрече семей в Милане Бенедикт XVI сказал, что в отношениях Католической церкви и ее разведенных последователей требуется «внимательная проницательность и мудрое пастырское руководство», а также осознание того, «что простых рецептов здесь не существует».
В октябре 2014 года папа Франциск вновь поднял тему церковного общения разведенных католиков, созвав первый этап Чрезвычайной ассамблеи Синода католических епископов (см. «НГР» от 15.10.14). Правда, акцент в общественных и журналистских оценках этого собрания был сделан на отношении Церкви к гей-бракам, хотя епископы обсуждали также возможность приобщения в особых случаях к церковным таинствам для некоторых разведенных. Второй этап Чрезвычайной ассамблеи и, по-видимому, решение относительно проблем разведенных католиков ожидается в октябре с.г.
Известно, что среди кардиналов Конгрегации есть как либералы, так и консерваторы. Лидером либералов до своей смерти в 2012 году был Карло Мария Мартини. В своем последнем интервью Мартини так обозначил свое отношение к проблеме развода: «Жена, оставленная мужем, находит нового партнера, который мог бы присматривать за ней и ее детьми. Второй брак оказывается успешным проектом. Если церковь будет дискриминировать такую семью, то отрезанной (от церкви. – «НГР») окажется не только мать, но и ее дети. Так церковь теряет следующее поколение».
Еще один видный либерал Конгрегации кардинал Вальтер Каспер, которого часто называют «богословом папы», в апреле с.г. предложил допустить разведенных католиков к таинствам после периода покаяния. Ранее кардинал говорил, что «в Германии большинство католиков хотят пересмотра церковных установок в отношении брака. То же самое происходит в Великобритании и повсеместно. Когда я разговариваю с мирянами, с пожилыми людьми, которые женаты уже по 50–60 лет и никогда не задумывались о разводе, понимаю, что они видят, что между их культурой и современной действительностью существует разрыв».
Созванная кардиналом Каспером перед первой Чрезвычайной ассамблеей конференция немецких епископов признала, что возможность аннулирования брака в католичестве «применима лишь к очень ограниченному кругу людей. Она не решает существующей проблемы». Напомним, что в католичестве существует процедура аннулирования брака, но она применяется в весьма ограниченных случаях (подробнее в «НГР» от 20.11.13).
С другой стороны, консервативное крыло Конгрегации в лице кардинала Фрэнсиса Аринзе отстаивает принцип нерушимости брака. «Развод разрывает семью. Он опустошает бывших мужа и жену. Он оставляет в слезах несчастных детей. Мы не отрицаем, что между мужем и женой могут возникнуть серьезные разногласия, но развод – не выход», – говорит Аринзе. Его поддерживает другой консерватор Конгрегации, кардинал Джованни Баттиста Ре. «Ситуация не может быть изменена», – сказал кардинал относительно возможного изменения правил Католической церкви в отношении к разведенным, дав понять, что папа Франциск вряд ли пойдет на серьезное изменение существующих правил. Правда, сказал он это еще в феврале прошлого года.
Похоже, за прошедшее время ситуация изменилась. В преддверии второй Чрезвычайной ассамблеи Синода специальным посланником от США на данное мероприятие папа назначил архиепископа Чикаго Блейза Кьюпича, известного своими либеральными взглядами. В состав делегатов папа собирается включить еще одного либерального американского представителя – епископа города Янгстауна (штат Огайо). Возможно, эти назначения были сделаны с целью усиления либерального крыла во время конференции по проблемам семьи. В таком случае разведенным католикам и их детям можно ожидать возвращения в церковное сообщество.
С другой стороны, петиция папе традиционных католиков с просьбой не допускать к таинствам разведенных набрала в интернете почти полмиллиона подписей.
Оксана Коткина
Источник: "НГ-Религии"