Журналист Исраэль Шамир – почему некоторые православные активисты не имеют никакого отношения к православию
Православные люди опечалились. Энтео и его группа «Божья воля» разгромили выставку в Манеже, пишут новостные агентства и сравнивают их с бесчинствами «Исламского государства». «Хулиганство!» — восклицают одни. «Погром!» — определяют другие. Они сломали несколько статуэток со стилизованным изображением святых, утверждая, что кураторы выставки глумятся над верой. Для настоящих православных людей это огорчительное событие — подобные бесчинства несвойственны Русской церкви.
Не первый раз Энтео куражится. В апреле его активисты подложили свиную голову на крыльцо МХТ. Таким образом они протестовали против театральной постановки Константина Богомолова «Идеальный муж». «Нераскаянный кощунник не уйдет от Его суда», — объяснял Энтео. Они устроили представление — Смерть с косой срывает маски с других задействованных лиц. И тогда православные морщились и не знали, как к этому отнестись.
И на этот раз даже Владимир Легойда, златоуст патриархии, замялся и предпочел отложить свое суждение до выяснения деталей происшедшего.
Не кручиньтесь, православные! Происшедшее в Манеже — не погром и не разгром. Это перформанс. Если хотите, акционизм. Такая же интегральная часть современного искусства, как и пострадавшие статуэтки. К вопросам веры отношение имеет ровно столько же, сколько грубое изображение елды на петроградском мосту, за которое создатели — группа «Война» — получили премию «Инновация» в размере 400 тыс. рублей от Минкульта, — к сопромату или анатомии.
Современные перформансы — грубые акции, призванные возмутить и возбудить. Александр Бренер, один из наиболее известных современных русских художников этого направления, изобразил знак доллара белой краской на картине Малевича «Супрематизм» в Музее Стеделийк в Амстердаме. Группа «Война» устроила публичный секс в Биологическом музее имени Тимирязева — в этой акции участвовала одна из группы «Пусси Райот» по арт-псевдониму «Толокно». Петр Павленский приколотил свою мошонку к брусчатке Красной площади.
К акционизму относится и акция Энтео перед МХТ, и нынешняя в Манеже. Маски, костюмы, ряженые подчеркивали карнавальный характер исполняемого проекта. Энтео — псевдоним, как принято у акционистов, так, Толокно, Вор — псевдонимы группы «Война». Название группы Энтео «Божья воля» — того же типа, что и «Война». Это артистический прием.
Акционизмом было и выступление «Пусси» в храме Христа Спасителя. Посадили их, на мой взгляд, правильно и оправданно. Нечего устраивать акции в живых церквах. Пока они устраивали акции в музеях — никто их не сажал и не преследовал. Акционизм — это не оправдание в суде. Так же правильно и оправданно посадили в либеральной Голландии Александра Бренера за его перформанс. Он перформатировал Малевича в музее, но судьям стало жалко Малевича, как русские судьи пожалели храм.
Происшествие в Манеже — не религиозный протест, а художественный. Московская прогрессивная общественность непоследовательна, когда она поддерживала акцию «Пусси Райот» и осуждала Энтео. Они движимы одним и тем же импульсом. В основном — неуемным желанием паблисити, прожекторов, лайков и дешевой славы. Один как бы за религию, другие — как бы против, но, как сказал американец в анекдоте, столкнувшись с антикоммунистом: «Мне все равно, какого ты сорта коммунист».
По сути дела выставленные в Манеже статуэтки — стилизованные изображения святых — вполне легитимны по любой мерке и не вызывают большего отторжения, чем витражи Шагала в Реймсском соборе. Созданные в шестидесятые годы, они не относятся к богоборческим изваяниям вроде пресловутого изображения Богородицы из слоновьего помета.
В той же степени не заслуживал осуждения и «Идеальный муж» в МХТ, крайне избыточная, за гранью рококо, работа Богомолова. Этот замечательный режиссер не ставил своей целью борьбу с верой и Церковью, хотя у него в спектакле появляются и антирелигиозные персонажи.
Энтео хочется славы, и он поставил на защиту православной веры — как группа «Война» поставила на недовольство выборами 2008 года, а Бренер — на протест против высоких цен на современное искусство.
Настоящая, а не выдуманная православная общественность не обязана как бы то ни было относиться к его акциям, поскольку к вере эти акции отношения не имеют. А если уж относиться — то следует скорее осудить, поскольку такие дурацкие действия только омрачают славу православия в глазах несведущих.
Дегенеративное искусство Энтео не близко людям веры.
Минкультуры, я надеюсь, наградит Энтео премией «Инновация» — раз уж им понравилась акция группы «Война», должна понравиться и эта. Прогрессивная общественность вокруг «Кольты» тоже должна приветствовать своего собрата Энтео — или признаться, что не искусство, а политические соображения определяли ее оценки. Название «православные активисты» его группы должно обязательно даваться в кавычках, желательно со знаком (тм).
И наконец, московская полиция может взять пример у амстердамской и отправить дерзкого акциониста в тюрьму, как голландцы спровадили Бренера. Энтео хочет пострадать, ибо страдание от рук государства, арест, суд и тюрьма — вторая непременная стадия акционизма. Так на, возьми ее скорей!
Дайте Энтео окончить перформанс в Бутырках! В этом, возможно, и состоит Божья воля. Или «Божья воля»?
Исраэль Шамир
Источник: "Известия "