В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Межнациональная святыня

Храмовая гора в Иерусалиме стала передним краем противостояния израильтян и палестинцев

В Иерусалиме новый всплеск напряженности между израильскими властями и палестинцами. Мусульмане 26 июля с.г. забаррикадировались в мечети Аль-Акса на Храмовой горе и забрасывали оттуда молящихся у Стены плача иудеев и полицию камнями и арматурой. Затем акции неповиновения распространились на районы Восточного Иерусалима, где проживают арабы.

Причиной беспорядков стало традиционное паломничество религиозных евреев на Храмовую гору в траурный день – 9 ава, когда иудеи вспоминают разрушение римлянами в 70 году н.э. Иерусалимского храма – главного святилища древнего иудаизма. На том месте, где стоял храм, мусульмане после завоевания Иерусалима выстроили комплекс мечетей Аль-Акса и Куббат ас-Сахра. Согласно мусульманскому преданию, с этого места пророк Мухаммед вознесся на небеса и ему был дарован Коран.

В этом году еврейская дата 9 ава выпала на 26 июля григорианского календаря. Несмотря на сопротивление мусульман, к преодолению которого полиция обычно готовится заранее, на священном для трех монотеистических религий месте побывали 850 иудейских паломников, в том числе израильский министр строительства Ури Ариэль. В ответ в последующие дни мечеть Аль-Аксу посетили депутаты кнессета (израильского парламента) от арабского блока.

Президент Израиля Реувен Ривлин осудил агрессию в отношении евреев-паломников на Храмовой горе и заявил, что полностью поддерживает израильские силы безопасности. «Мы не допустим подобные проявления агрессии и никому не позволим мешать еврею молиться в священном для него месте», – написал он в своей страничке в соцсети Facebook. В свою очередь, правительство Иордании опубликовало официальное осуждение «израильской провокации против чувств арабов и мусульман на Аль-Аксе». До 1967 года иорданская монархия обладала суверенитетом над Храмовой горой, а после объявления Иерусалима единой и неделимой столицей Израиля мусульманский комплекс передан в управление исламского религиозного совета – вакфа.

Третий храм, а четвертому не бывать!

Восхождения религиозных евреев на Храмовую гору 9 ава неизменно вызывают протесты мусульман. Но в этом году у «защитников Аль-Аксы» появился дополнительный аргумент. В Израиле давно уже действует так называемый Институт храма, который реконструирует утварь и архитектурный облик Второго иерусалимского храма, разрушенного римским императором Веспасианом.

26 июля с.г. указанная организация представила публике трехминутный ролик, представляющий подробную реконструкцию разрушенного храма. Зрителю предлагается совершить виртуальное путешествие по святилищу иудеев, в том числе проследовать в святая святых. Представитель института раввин Хаим Рихман отметил в комментариях СМИ, что одной из ключевых целей своей организации видит воспитание евреев в духе центральной роли храма в иудаизме после того, как почти 2000 лет иудеи прожили без своего главного святилища.

Одни считают, что институт занимается безобидными научными изысканиями, другие – что его деятельность связана с проектами радикально настроенных израильских поселенцев и целью является чуть ли не разрушение мечетей и восстановление на их месте иудейской святыни, Третьего храма. По крайней мере сообщается, что институт воссоздал 70 ритуальных предметов для храмового служения. Некоторые представители организации признавались в интервью СМИ, что они готовятся к строительству святилища на месте мусульманских сооружений. Ролик, представленный 26 июля, в правой израильской прессе также расценили не столько как реконструкцию древнего сооружения, сколько как проект, который националисты надеются воплотить в недалеком будущем.

Генеральный директор Института храма Иуда Глик неоднократно совершал восхождения на Храмовую гору, а 30 октября 2014 года на этого раввина было совершено покушение. Это событие было использовано единомышленниками для требований об установлении израильского суверенитета над святым местом.

У палестинцев в последние дни появились и более веские причины для обвинений израильтян. Как сообщила газета «Гаарец», в стране действует группа еврейских праворадикалов, которая занимается поджогами мечетей, христианских храмов и стремится к провокациям на Храмовой горе. По сведениям газеты, радикалы заинтересованы в подрыве стабильности и мечтают о создании на территории Израиля «царства галахи», то есть религиозного закона. В последнее время они перешли от вандализма к нападениям на людей, в частности, именно их обвиняют в недавнем поджоге в арабской деревне Дума, в результате чего погиб малолетний ребенок. Правительство Израиля из-за этих событий решило распространить действие закона о борьбе с терроризмом на радикальные еврейские группы.

Кто царь горы?

С палестинской стороны иерусалимские святыни уже не первый год используются для оправдания терактов.

18 ноября 2014 года двое террористов, вооруженных ножами и топорами, напали на прихожан синагоги в Иерусалиме. Четверо погибших, восемь раненых. Народный фронт освобождения Палестины (НФОП), взявший на себя ответственность за теракт, объяснил его «возмездием» за попытки отнять у мусульман мечеть Аль-Акса. Наблюдатели отмечали изуверский характер нападения, который террористы оправдывали защитой святынь. «Они рубили головы молящимся евреям, находившимся в синагоге. Одному отрезали полностью голову. Другому отрезали руки. Это просто ужас. Пол был весь в крови. На нем лежали отрубленные руки, уши, мозги, выколотые глаза», – писала израильская пресса.

Однако задолго до этого палестинские радикалы начали связывать свои акции с необходимостью защиты исламского суверенитета над святыми местами.

28 сентября 2000 года депутат кнессета Ариэль Шарон поднялся на Храмовую гору. Здесь его встретила толпа мусульман во главе с депутатами от арабских партий. Произошла потасовка. Спустившись с горы, Шарон заявил: «Храмовая гора в наших руках, и она останется в наших руках!» Это событие стало предлогом для начала палестинского восстания, которое получило название «Интифада Аль-Акса».

«Палестинцы считают, что евреи пытаются их оттуда вытеснить или осквернить это место. Действительно, есть националистические организации, которые призывают выселить палестинцев из центра Иерусалима. Они пытаются туда пройти, отвоевать какой-то кусок, провести демонстрацию. Это производит впечатление на палестинцев», – говорит Вениамин Попов, директор Центра партнерства и цивилизаций ИМИ МГИМО (У) МИД РФ. «Начиная с 1967 года Израиль проводит политику вытеснения арабов – как мусульман, так и христиан – под предлогом освобождения святых мест иудаизма. Израильские власти не препятствуют вторгаться еврейским фанатикам в пространство, которое мусульмане считают своим», – полагает российский дипломат и востоковед. «Палестинцы борются за свое государство. Сейчас на исламском Востоке ислам используется для политических целей. То, что раньше не вызывало напряжения, сейчас палестинцы задействуют для борьбы с израильской, как они говорят, оккупацией. Они будут использовать любые предлоги и мотивы, чтобы показать, что они борются с оккупацией», – заключает эксперт.

Если Попов считает, что израильские власти потворствуют правым еврейским активистам, то директор международных программ Российского еврейского конгресса Бенни Брискин, наоборот, полагает «абсурдной» ситуацию, когда в еврейском государстве евреям запрещен доступ на важное для них историческое и религиозное место. Однако он согласен в том, что тема святынь используется для решения политических задач. «Абу Мазену надо хоть как-то конкурировать с ХАМАС за симпатии сограждан. И это становится политической повесткой дня», – отмечает Брискин. Восточный Иерусалим находится в зоне влияния Палестинской национальной администрации во главе с Махмудом Аббасом (Абу-Мазеном), конкурирующей с правительством ХАМАС в секторе Газа.

«В еврейском государстве, в еврейской столице, в самом святом для евреев городе евреи дискриминируются. Религиозная дискриминация – важный аргумент для сторонников восхождения», – говорит Брискин.

Скорбный путь паломника

В Израиле в последние годы оформились организованные общественные группы, выступающие за право иудеев восходить на Храмовую гору. О том, как начиналось это движение, рассказывает одна из его активисток, координатор группы «Место встречи» Аня Антопольская: «Когда мы приехали в страну, в конце 1990-х годов, существовала небольшая группа религиозных евреев, которые на регулярной основе поднимались на Храмовую гору. Но организованного движения тогда не было. Это были единицы, которые поднимались туда по религиозным соображениям, видя в Храмовой горе самое святое для еврейского народа место. С самого начала эти люди столкнулись с ограничениями полиции, такими как продолжительная проверка при входе (в то время как других людей пропускали свободно), с запретом молиться там, петь, шевелить губами и т.д.».

С течением времени количество евреев, поднимающихся на Храмовую, гору, увеличивается. В 2005 году стали устраиваться восхождения с объяснениями на русском языке. Организация, которую представляет Аня Антопольская, начала проводить регулярные, раз в месяц, посещения святого места. «Обычно каждый раз поднимается небольшая группа в 8–10 человек. Часть из них – это те, кто поднимается регулярно. Но каждый раз присоединяются какие-то новые люди, которые узнают о наших восхождениях из объявлений в Facebook, из нашей рассылки и т.д. Во время таких восхождений инструктор ведет объяснения на русском языке», – рассказывает Антопольская.

«Место встречи» рассчитано на выходцев из стран СНГ. Есть еще ивритоязычные группы: «Движение за права человека на Храмовой горе» во главе с уже упоминавшимся выше раввином Иудой Гликом, «Движение студентов за Храмовую гору», «Женщины за храм» и еще несколько сообществ. По словам Антопольской, создан общий штаб всех этих движений, но между ними немало разногласий. Одни группы рассчитаны только на евреев или даже только на религиозных евреев, другие принимают людей, далеких от религии, и неевреев. Одни настроены на восстановление храма и даже жертвоприношений, другим важнее религиозно-символический аспект восхождений, третьим – политический и национальный.

«Мы считаем недопустимой ситуацию, при которой евреев пускают туда только небольшими группами, в то время как туристы могут проходить в неограниченном количестве, – объясняет активистка. – Нас часто подвергают личному обыску, проверяют удостоверения личности, опять-таки в отличие от других посетителей. Это – при входе. А на самой горе подгоняют нашу группу, не дают надолго останавливаться, слушать гида. Не говоря уже о молитве – даже безмолвной...»

Маршрут таких групп, по словам Антопольской, задан довольно жестко. С точки зрения еврейского религиозного закона части горы, где стоял сам храм и его двор, посещать категорически нельзя. «В том месте (на восточном краю), где был главный вход в храм, мы стоим и совершаем молчаливую молитву. Кому-то иногда удается пробормотать слова молитвы, некоторые пытаются замаскировать молитву (не буду здесь раскрывать разных трюков, хотя и так арабы все эти нехитрые трюки давно выучили). Пересекаем площадь у мечети Аль-Акса и обходим вдоль стен вокруг Куббат ас-Сахра. В обе мечети вход нам запрещен мусульманами, а в Куббат ас-Сахра – также и иудейской религией. В Аль-Аксе, напротив, мы бы побывали с удовольствием, особенно в ее подземной части, которая сохранилась со времен Второго храма (царя Ирода)», – признается активистка.

Это движение заявляет о мирном характере своих действий и выступило с осуждением трагических событий в арабской деревне Дума.

Свидетели Христа

Иерусалим – святыня трех монотеистических религий. Каково мнение христиан по поводу конфликта «братьев» по вере в единого Бога?

«Все, что касается Храмовой горы, – общее для христиан и иудеев. Можно сказать, что мы разделяем отношение евреев к этому месту. Отрицательного отношения христиан к иудейскому паломничеству быть не может, а строгое мусульманское отношение – это то, от чего страдали и христианские паломники. Мы не можем зайти под Куббат ас-Сахра. Если иудеи туда не заходят, потому что это может быть место, где располагалась святая святых храма, то у христиан нет таких ограничений. Я там был в 1993 году, а теперь доступ туда закрыт», – заявляет историк, преподаватель Хайфского университета диакон Александр Занемонец.

По его словам, для христиан Храмовая гора – это место, которое посещал Иисус и которое апостолы после вознесения Христова продолжали почитать. Неизвестно отношение ранних христиан к храмовым жертвоприношениям, но в любом случае храм они чтили, сообщает Занемонец. После его разрушения римлянами в 70 году особого внимания к месту, где стоял храм, не замечено. Во времена византийского господства над Святой землей там даже не пытались ничего строить. Согласно христианской догматике, после голгофской жертвы Христа функция храма упразднена. Интересно, подчеркивает наш собеседник, что во времена Крестовых походов западные христиане по-другому относились к этому месту. Там было построено несколько «латинских» храмов.

«В настоящее время для христианских паломников Храмовая гора крайне редко становится тем местом, куда они устремляются, – продолжает Занемонец. – Тем не менее бывает, что отдельные православные паломники, духовенство и архиереи на Храмовую гору ходят как на место, которое было уникальным в ветхозаветное время, и как на место, которое посещал Господь. Но это факультативно».

«Христианские паломники с радостью бы служили на Храмовой горе молебен, читали бы из Ветхого Завета. Но, поскольку мусульманские власти запрещают любые богослужебные и молитвенные действия, кроме мусульманских, речь о том, чтобы пропеть тропарь и кондак, не идет. Хотя встать и почитать Священное Писание христианские паломники все-таки могут», – заключает диакон Александр Занемонец.

Сакральная сила

Храмовая гора в Иерусалиме – самое известное в мире место, с которым связаны острые религиозные переживания верующих разных традиций, и это пересечение разнонаправленных эмоций рождает уникальный по накалу и по исторической длительности конфликт. Есть и другие примеры того, как религии борются за тот или иной клочок земли или рукотворное сооружение из камней. В наши дни возникают новые точки напряжения между народами – и для этого снова находятся обоснования особой сакральности, особого исторического значения для того или иного народа, пусть эти идеологемы и строятся на зыбкой почве мифов и версий. Для подобных случаев сакрализации той или иной точки на карте часто находится сравнение с Иерусалимом. Сравнение может быть как в позитивном, так и в негативном смысле. Это зависит от того, кто это сравнение проводит. Ясно одно: Иерусалим, его святая святых – Храмовая гора остается примером того, как самые возвышенные побуждения легко и необратимо претворяются в драматические происшествия.


Андрей Мельников
Источник: "НГ-Религии "


 Тематики 
  1. Религиозные конфликты   (56)