Нынешние майские дни открыто явили нам митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия не только как молитвенника и аскета, о чём верующие знали, но и как стойкого исповедника веры Христовой.
Он всюду и, как мы теперь понимаем, всеми доступными способами нёс в сердца людей мысль: «Каждое наше слово и действие в эти дни должны содействовать укреплению мира и любви среди народа Украины».
На многих произвело сильное впечатление то, что в Верховной раде во время выступления президента Порошенко 8 мая, когда тот зачитывал имена «героев АТО» и все встали, Предстоятель Украинской Православной Церкви и сопровождавшие его священнослужители остались сидеть на своих гостевых местах. Кто-то назвал это демаршем, но это была проповедь, сказанная особым способом – так, чтобы её смогли услышать все, способные слышать, вся страна. А как иначе? Центральные каналы телевидения закрыты для проповеди Блаженнейшего, там слышен лишь голос ненависти. Предстоятель же напомнил заповедь Христа: «Блаженны миротворцы…»
Это был поступок, сильный поступок! Может быть, и подвиг. Шла прямая трансляция, работали видеокамеры, были включены личные гаджеты; сотни людей – политики и журналисты, правительственные жулики и искренне сочувствующие народу, приспособленцы-перевёртыши и клинические нацисты, мечтающие дойти до Урала, а потом в обратную сторону до Ламанша, – встали.
Предстоятель УПЦ не шелохнулся…
Реакция на Украине была во многом нервной, растерянной, что лишний раз указывает на болезненное состояние разгорячённого общества. Разразился скандал. Враги Церкви, что называется, «затопали копытами, защёлкали зубами, захлопали хвостами». Не самым злобным в их комментариях было: «Люстрировать, как Бузину!» И конечно, «рупор Кремля», «пятая колонна»...
Из Синодального отдела УПЦ в средства массовой информации поступило смиренное разъяснение: «Действительно, когда президент говорил в своей речи о войне на Донбасской земле и о героях, которые отличились там, в том военном конфликте, мы не встали. И это было не знаком пренебрежения к героям Украины. Мы чтим, уважаем этих людей… Мы не встали, потому что это был наш знак протеста против войны как явления… Мы не хотим, чтобы война продолжалась на нашей земле. Мы не хотим, чтобы люди убивали друг друга. Мы хотим мира, и чтобы на нашей земле было Божье благословение».
Божье благословение – в жизни народа, властей и воинства.
С христианской точки зрения это безупречная позиция. Что может быть выше?! Но кому-то хочется иного. Хочется, чтобы иерархи вели себя как политики, услужливо улавливая «веяния и дуновения времени», и поступали соответственно. Однако Церковь видела за два тысячелетия все виды правлений, все виды помрачений. Пройдёт и это. Главное, режиму страстно хочется, чтобы Предстоятель перестал считать войну на Донбассе гражданской, а назвал её «российско-украинской». То есть, чтобы было дано благословение убить на Донбассе всех. А потом и остальных, думающих по-русски. Однако не было этим горе-правителям благословения на переворот и на Евросоюз, нет и на войну. Нет ни на Афоне, ни в Киеве. Из этого для христианина следует, что киевский режим беззаконен не только в представлении тех, кто открыто или молча не принял февральский переворот, но и в сакральном значении.
Некоторых из тех, кто сейчас у власти, это пугает, иных ввергает в исступление. Знают же, что в народном мнении «благословение» Вашингтона и раскольника Денисенко рано или поздно сработает против них.
Порошенко, который шёл в президенты как «миротворец», а теперь, залитый кровью по самые брови, раздражён позицией Предстоятеля УПЦ до крайности и уже готов натравить на Церковь погромщиков. Это легко прочиталось во время брифинга на Черниговском военном полигоне. Один правильный журналист из коломойского холдинга задал ему нужный вопрос: мол, должно ли государство давать оценку поступку иерархов Украинской Православной Церкви Московского патриархата, которые не почтили память участников АТО. Порошенко мог (теоретически) ответить, что уважает позицию Церкви, что учитывает её. Но ответил иначе: «Не государство должно давать оценку иерархам церквей. Я думаю, что эту оценку должны давать народ и прихожане».
«Народ» и «прихожане» у него понятия разные. «Народ», видимо, это те, кого он использовал на майдане и кого рассчитывает использовать дальше. Поэтому слова его прозвучали как явное приглашение радикалов к церковным погромам, к новым гонениям на Церковь. Риск гонений после выступления Порошенко усилился. Известно, гонения стоят на повестке дня у этих властителей давно. Ещё летом 2014-го шеф СБУ Наливайченко высказался в том роде, что главным врагом новой Украины является «православный фундаментализм». Ключевое слово здесь – «православный», ведь «фундаментализм» – это вообще не из лексики христианского мира, притянуто за уши. Однако много важнее то, что за словесными угрозами последовали дела. Священноначалие УПЦ уже не раз обращало внимание президента-«миротворца» Порошенко на то, что в СМИ распространяются «заведомо ложные или искаженные факты по УПЦ», и это говорит «о ведении сознательной информационной войны против УПЦ» (митрополит Бориспольский и Броварский Антоний).
Обращался к Порошенко и патриарх Кирилл по поводу убийств священников на Донбассе и разрушенных украинской армией храмах. Знают об этом и в Европе. В середине мая в Вене на конференции ОБСЕ по борьбе с нетерпимостью и дискриминацией в отношении христиан заведующий сектором межрелигиозных контактов синодального Отдела внешних церковных связей РПЦ священник Димитрий Сафонов уведомил европейцев: «Численность священников, вынужденных покинуть Украину, исчисляется десятками. Точная статистика сейчас невозможна. Их семьям угрожают убийствами, им самим грозит физическое насилие…»
Тем значительнее поступок Предстоятеля и заявления УПЦ в разгар нескончаемой милитаристской истерии о том, что «не может быть оправдания поддерживанию огня войны, который почти каждый день забирает жизни не только военных, но и беззащитных гражданских, в том числе и детей. Они гибнут по обе стороны от линии фронта. Их смерти никто не считает…»
Не всем известно, что митрополит Онуфрий неоднократно лично бывал на страдающем Донбассе, видел воочию боль и горе людей, оказывал помощь.
С самого начала конфликта, ещё во время огненной фазы евромайдана, люди Церкви пытались разделить стороны, готовые пожертвовать собой. 21 января 2014 года монахи Десятинного монастыря, встав с крестами и иконами на улице Грушевского под град камней, остановили побоище. Ненадолго, но остановили. Дали пример молитвы о тех и о других.
…Вспоминаю стихотворение Максимилиана Волошина «Гражданская война»:
«И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других».
В прежние времена не все принимали эти стихи – десятилетиями отравляла русские души гражданская война, где кто-то был за «белых», иные за «красных», кто-то за Махно, Петлюру, а то и за немцев (европейцев) или за «зелёных». И всё это губило народ, расщепляло нашу цивилизацию, которую историк Николай Костомаров назвал когда-то «Русским миром». Ныне – новая атака, новая попытка расщепления русского единства. У героев новые костюмы и новая химера – европейский выбор. Уже, как и век назад, «В тех и в других война вдохнула // Гнев, жадность, мрачный хмель разгула, // А вслед героям и вождям // Крадется хищник стаей жадной…»
К слову о хищниках: всё отчетливее в названии кондитерского предприятия «Рошен» президента-миллионера Порошенко слышится другое: «Ротшильды». Знаменитое семейство, причастное к войнам не только на Украине и не только в XXI веке, собралось в счёт государственного долга скупить за гроши плодородные земли и несколько сотен предприятий Украины, которые создавались поколениями, миллионами рук.
Им мешает Церковь, которая поверх нестроений в государстве, несмотря на помрачение умов, на сковывающий души страх, несёт людям истину и прозрение.
Наши иерархи нуждаются в нашей молитве – и ныне, в праздник Вознесения Господня, и всегда.
Степан АХМАТОВ
Источник: "Фонд стратегической культуры"