В удивительно откровенном интервью глава буддистов признался, что может быть последним верховным ламой третьей по числу приверженцев (после христианства и ислама) религии мира. Он считает, что лучше прекратить давнюю традицию, чем делать далай-ламой недостойного, намекая, очевидно, на ставленника Китая.
Четырнадцатый далай-лама, духовный лидер тибетского народа и буддистов, находившийся на своем посту рекордные 64 года, может оказаться последним. По крайней мере сам Лхамо Дхондруб, получивший при избрании далай-ламой новое имя – Чжецзун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьямцхо, такой возможности не исключает. "Институт далай-лам когда-нибудь закончится, – заявил 79-летний лидер в интервью BBC Newsnight. – Всем созданным руками человека институтам рано или поздно приходит конец. Нет гарантии, что следующим далай-ламой не станет глупый человек, который опозорит себя. Это будет очень печально. Поэтому считаю, что будет лучше, если традиция далай-лам завершится на каком-нибудь популярном ламе".
Впрочем, его слова не похожи на обещание. Он оговорился, что решение вопроса, кто станет следующим далай-ламой, будет зависеть от обстоятельств и от того, что решат сами буддисты. Считается, что каждый скончавшийся далай-лама возрождается в теле ребенка мужского пола, которого находят тибетские верховные ламы. Пекин, однако, настаивает, что он имеет право сам выбирать далай-лам. Тэнцзин Гьямцхо же утверждает, что не сможет возродиться в Китае до тех пор, пока китайцы не прекратят длящуюся с 1950 года оккупацию Тибета. Он также требует, чтобы в вопросе выборов духовного лидера отсутствовала какая-либо политика. Для этого далай-лама три года назад отказался от политической власти и остался только духовным лидером тибетцев. Главой тибетского правительства в изгнании был избран Лобсанг Сангай, технократ, получивший образование в Гарварде. Он сейчас возглавляет всемирное движение за права тибетцев и независимость от Пекина, а также правительство, работающее в индийском городе Дарамсала, штат Химачал-Прадеш. Здесь же, кстати, живет и сам далай-лама.
Китайский МИД уже прокомментировал заявление далай-ламы. Представитель МИД страны Хуа Чуньин заявила, что в вопросе возрождения "живого Будды" Китай придерживается "религиозных процедур и исторических традиций", а следовательно, вряд ли учтет мнение далай-ламы.
Тэнцзин Гьямцхо бежал из Тибета в соседнюю Индию после неудачного восстания в 1959 году. Ныне он призывает не к независимости, а к автономии Тибета. Тэнцзин Гьямцхо, являющийся лауреатом Нобелевской премии мира, выступает против насильственных методов борьбы. Несмотря на это, в Китае его считают опасным сепаратистом, который раздувает недовольство тибетцев и ведет с ним борьбу. В 1995 году далай-лама назначил шестилетнего Гедуна Чокьи Ньиму 11-м панчен-ламой, вторым по рангу ламой в буддизме, который играет главную роль в выборе следующего далай-ламы. Торжественной церемонии предшествовали сложные и длительные поиски. Имя Ньиму трижды доставали из колобков из ячменной муки – цампы. На спине мальчика были родимые пятна, похожие на знаки, увиденные в священном озере Лхамо Латцо. Китайские власти признавать назначение Ньиму отказались и на следующий день избрали в Лхасе своего панчен-ламу, пятилетнего Гьялцэна Норбу. Ньиму же через три дня после избрания исчез. По официальной китайской версии, его увезли в неизвестном направлении родители, и с тех пор он якобы живет в уединении и наслаждается покоем. Сторонники же независимости Тибета утверждают, что мальчика похитили, а может, и убили китайские власти. Говоря о "глупом" далай-ламе, который может прийти ему на смену, Тэнцзин Гьямцхо, возможно, имеет в виду ставленника Китая Гьялцэна Норбу, которого большинство тибетцев своим духовным лидером не признает.
Сергей ЛАВИНОВ
Источник: "Интерфакс-Религия "
КОММЕНТАРИЙ
Далай-лама и ранее заявлял о возможности своего "ухода". Но "уход" в данном случае не может быть понят как "политическая отставка", ведь должность Далай-ламы не избирается, но может означать лишь упразднение самого института Далай-лам и прекращение цепи реинкарнаций. Вот как об этом
говорил Далай-лама в интервью телекомпании Еuronews:
euronews: Ходят разные слухи о том, кто станет вашим преемником. Вы часто говорите о предстоящем уходе, но вы полны сил. Что на самом деле может заставить вас уйти?
Далай-лама: Две моих главных обязанности – это продвижение человеческих ценностей и религиозного согласия. Третья – борьба за Тибет. Если говорить о Тибете, то это борьба всего народа. Пока я остаюсь, я должен делать свой вклад, я должен служить своему народу. Но настоящую ответственность должен нести весь народ. Сегодня власть Ламы уже устарела. Если тибетский народ сочтёт, что этот институт более не нужен – хорошо. Если тибетский народ решит, этот институт прекратит своё существование. Я выступаю за это. Четырнадцатый Далай-лама – не лучший, но и, конечно, не худший. Он довольно популярен! И если институт Далай-лам закончится на мне, это будет достойное завершение. Это гораздо лучше, чем если следующая реинкарнация обернётся позором – это было бы хуже всего.
Поняв тщетность попыток оставить после себя такого же "борца за независимость", прекращение существования института Далай-лам и вместе с этим исключение самой возможности в будущем восстановления провиденциального влияния через этот институт на мировой буддизм, вполне естественный ход для того, кто,
согласно сведениям "Розы мира ", является "подменой" в цепи реинкарнаций.
В отношении же борьбы за независимость Тибета ничего не изменится, напротив, в случае устранения института Далай-лам исчезает как влияние, так и существующая на текущий момент ответственность этого института за политическую ситуацию, что делает возможной эскалацию политической борьбы за независимость Тибета, вплоть до вооруженных, или террористических действий, к чему и призывали самые радикальные элементы тибетской оппозиции.