29 октября в Москве состоялась Международная научно-практическая конференция "Государство, религия, общество в современной России". Она была посвящена 50-летию ведущей школы российского религиоведения – кафедры государственно-конфессиональных отношений Института государственной службы и управления РАНХиГС.
Юбилейное мероприятие посетил митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ. Он выступил перед профессорским составом и студентами. Выступление владыки Илариона было воспринято собравшимися как "преемственная апостольская проповедь". В своей речи владыка коснулся болезненных вопросов российского общества, для решения которых, по его убеждению, государству и Церкви предстоит объединить свои усилия.
Церковь, считает митрополит Иларион, вновь стала в России важным общественным институтом. Это связано с кризисом ценностей, который возник в России в последние десятилетия. По мнению владыки, "России нужно качественно новое гражданское общество... Общество патриотов, способных в своей жизни руководствоваться не только меркантильными и эгоистическими интересами". Только так можно сохранить единство нации, поскольку страна уже сегодня "стоит перед необходимостью мобилизации сил общества перед лицом внешних и внутренних угроз", – отметил владыка.
В решение этих проблем, по мысли иерарха, русскому православию предстоит сыграть самую активную роль, поскольку у России нет других ценностных оснований. Вот почему сотрудничество церковных и светских интеллектуалов ради будущего страны сегодня так необходимо.
К счастью, это сотрудничество начинается отнюдь не с "нуля". Отношения между Русской церковью и РАНХиГС насчитывали не одно десятилетие. В знак их возобновления был подписан договор между Академией в лице ее ректора Владимира Мау и РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева). Этот документ обязывает стороны к новым формам сотрудничества в сфере образования, просвещения, воспитания и информационного взаимодействия.
После подписания документа и речи владыки состоялся брифинг в форме свободной дискуссии. Вопросы были самые разные. Спрашивали об общественном статусе священников, о религиозном образовании, об отношении церкви к социальным порокам и конфликтам, связанным с украинской политикой последнего времени. Митрополит Иларион напомнил аудитории, что отношение Церкви к тем или иным "горячим" темам отражено в одном из важнейших церковных документов – "Социальной концепции РПЦ". Вместе с тем владыка давал собственные, исчерпывающие и ёмкие комментарии. Ожидаемо прозвучал призыв видеть в Церкви политического миротворца и ожидать от нее осуждения не грешника, но греха, не путать болезнь и больного.
Немалый интерес вызвали результаты научной дискуссии, состоявшейся в нескольких секциях и пленарных заседаниях. Участники дискуссии констатировали, что сегодня религиоведение находится в состоянии активного самоосмысления. Как распорядиться наследием советского религиоведения? Как не растерять за давностию лет достижения дореволюционной "философии религии"? Движение вперед не может состояться без "инвентаризации" собственного прошлого.
Вопрос "Можно ли говорить о православном возрождении в России?" также вызвал полемику. Мнения разделились. Ведь с одной стороны, внимание к церковной обрядности, тяга к регулярному и частому участию в литургии остаются уделом самой активной части верующих. С другой стороны, реагируя на вопросы социологов о религиозно-нациольнальной самоидентификации, подавляющее большинство респондентов говорит именно о русском православии. Как выйти из методологического круга?
Несмотря на ряд спорных моментов все-таки следует признать, что именно на основе ценностей апостольского христианства в российском обществе формируется негласный нравственный консенсус, возрождаются нормы социальной этики, разрушенные десятилетиями политических экспериментов. Впрочем, аналогичные процессы идут и на Западе. В эпоху "постсекулярности", о которой постоянно говорит мировая социология, рождается новый феномен – феномен "социального христианства". Но, судя по опросам, именно в России процесс социализации православия, задержанный как советскими запретами, так и постсоветской "монетарной" псевдоидеологией, идет нарастающими темпами. Не секрет, что в ходе борьбы за строительство 380 храмов в Москве сформировалось активное и действующее православное общество.
В общем, как подчеркнул представитель РПЦ, "времена, когда Церковь воспринималась как "субкультура", навсегда ушли в прошлое". Сегодня православие – не субкультура, а культура. Не только религиозная, но во многом и светская. Культура большинства.
В процессе научной дискуссии были затронуты вопросы религиозной жизни в регионах, в частности, в Магаданской области, где на фоне высокой мобильности населения отмечена активная миссионерская деятельность мусульман. Но границами России дело не ограничилось.
Исследователь из Армении рассказал о сложной межконфессиональной ситуации в республике, о проблеме активного миссионерства и прозелетизма, который тесно связан с сохранением Армянской апостольской церкви как уникального религиозного учреждения в жизни армянского народа. "Тревожащий факт, – отметил докладчик, – повторное крещение в протестантских церквях верующих, которые в прошлом были уже крещены обрядом полного Крещения в апостольской церкви, использование протестантами отдельных элементов символики Армянской церкви и критика деятельности армянской церкви со стороны евангельских христиан".
Еще более резонансным оказалось выступление представителя украинского религиоведения. Научное сообщество на Украине испытывает сегодня серьезные перегрузки в связи с резким похолоданем политического и идеологического климата в стране. Исследователи вынуждены соотносить свои высказывания с жесткой национальной концепцией и говорить о "европейских ценностях" в духе конфликта цивилизаций. Парадоксально, но украинская ситуация напоминает времена идеологического контроля за наукой в СССР, только вместо классовых ценностей в ходу концепция национальной исключительности.
Вероятно, поэтому разговор об украинском православии получился непростым. Речь шла фактически о реконструкции (чтобы не сказать конструировании) национального варианта православия. Причем вместо влияния "второй католической схоластики", естественного в силу ряда исторических причин, в сообщении звучали формулировки, артикулирующие новейшую украинскую религиозность в рамках словаря нерелигиозной философии, в частности, таких категорий как "жизненный мир", "экзистенциальность". Такого рода неожиданности предопределили оценки ряда слушателей, говоривших об "идеологической и политической мотивированности" подхода украинского коллеги.
Отдельная тема – взаимодействие науки и религии. Поскольку православие в России – не только вероисповедание, но и "культура большинства", этот вопрос приобретает особое значение. По мысли как церковных людей, так и людей науки, "симфония" между ними неизбежна. Они сегодня в одной исторической лодке.
РПЦ и высшая школа – главные трансляторы фундаментальных человеческих ценностей в стране. Ради возвращения народу его исконного наследия они должны объединиться. В последние годы в России и ряде стран бывшего СССР сложилось поколение религиоведов, которых можно назвать церковными людьми. С презумпцией атеизма в религиоведческой среде покончено.
Но это отнюдь не игра в одни ворота. В свою очередь высшая школа, которая готовит кадровый резерв страны, будет влиять на воспитание церковных кадров. Именно поэтому ученые и церковные деятели вместе работают над тем, чтобы теология вошла в систему университетского образования, пополнив собой корпус гуманитарных дисциплин.
Хочется верить, что между теологами и религиоведами не будет попыток конкурировать за "предмет науки". Необходима "междисциплинарная симфония". Жаль только, что в России это всё еще нужно доказывать, тогда как в мире подобное сотрудничество давным-давно в порядке вещей.
Алексей Гладков
Источник: "RELIGARE "