Есть совсем отдельная социальная группа в России — молодежь, которая состоит в сектах. Точнее, в зависимости от того, что это за секта, можно говорить о нескольких локальных группах с разными ценностными и политическими установками в зависимости от того, адептами культа какого типа они являются. И начинать разговор о российский молодых сектантах следует, собственно, с сект.
Далеко не каждая такая организация в своей миссионерской деятельности ориентируется непосредственно на молодежь. К примеру, Свидетели Иеговы: их механизмы вербовки, скорее, рассчитаны на людей средних лет и старше. Однако и детей, и юношества в общинах Свидетелей имеется преизрядное количество. Это уже «свидетели» во втором, в третьем поколении. Дети, либо приведенные в секту своими новообращенными родителями, либо родившиеся в семьях, сформировавшихся из членов общины.
Нужно понимать, что у такой молодежи из Свидетелей по умолчанию нет ни своей политической, ни своей мировоззренческой позиции.
Эта позиция сформирована у них главой общины, самой общиной и родителями-членами общины. Официально, так сказать, на уровне доктрины — Общество Сторожевой Башни вне политики. В России, с её обязательным призывом в армию (а свидетелям запрещено в армии служить) — тем более.
Плюс, о политике особо думать рядовым членам некогда, очень много времени и сил занимает собственно служение. Но если руководству всей структуры сделают «предложение, от которого будет сложно отказаться», все члены, в том числе и молодые, будут иметь абсолютно четкую и ярко выраженную одинаковую политическую позицию. Этого позволяют достичь механизмы контроля сознания, используемые в секте. Однако на сегодняшний день позиция Свидетелей по вопросам политики очень простая: «Какая политика, о чем вы, конец света на носу, через пару-тройку лет. А там будет Царство Божье и правительство из руководящего состава нашего общества».
Другая известная секта, у которой есть определенная политическая позиция — это сайентологи.
Непосредственно на молодежь они также не ориентированы, поскольку сайентология — это очень дорогое удовольствие. Литература, тренинги, одитинги стоят очень дорого. Но в доктрине сайентологов, в том числе, есть указания на то, что они не прочь бы создать свое собственное государство. В принципе, учитывая жёсткую иерархическую модель, собственные службы разведки и контрразведки, боевые подразделения — практически весь необходимый аппарат у них для этого есть. Дело за территорией и международным признанием — и сайентологи оперативно создадут свою маленькую тоталитарную империю.
Политическая позиция адептов этого культа также проста: они за всё, что идет во благо организации. Благо организации определяет руководство организации. На сегодняшний день есть подозрения насчет тесной дружбы ряда правительственных структур США и сайентологов. Однако массово российские сайентологи на антиправительственных мероприятиях замечены не были. Существует версия, что их структура, в первую очередь, используется для разведки и вербовки. Опять же, нужно подчеркнуть, что после массовых обысков и информационной кампании в России против этой организации её влияние на общество, а уж тем более на молодежь, существенно снизилось.
Еще одна структура, интегрированная в политику Соединенных Штатов Америки — «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней», более известная, как сообщество мормонов.
В отличие от предыдущих двух организаций, мормоны заинтересованы в первую очередь в притоке молодежи. Вербуются молодые люди в этот культ под предлогом, например, бесплатного изучения английского языка. Какую-то политическую позицию им не навязывают, но индоктринируют определенное отношение к руководству секты. Отношение классическое — подчинение. Полное. При этом и зарубежные миссионеры, и наши отечественные адепты мормонов уже неоднократно были пойманы на территории российских закрытых военных объектов. Оправдания классические: либо они там заблудились, либо хотели миссионерствовать среди военнослужащих. Правда, у наших правоохранительных органов есть иная версия: они там информацию собирали. Поэтому периодически иностранных мормонов из России депортируют на их американскую родину.
Еще одна сеть структур, которая и ориентируется на молодежь в своей миссионерской деятельности, и засветилась в политических процессах — это неопротестантские секты.
Их много, они разные, но все они имеют тесные связи и очень схожие воззрения. Во-первых, как уже было сказано выше, основной вектор внимания вербовщиков этих структур направлен на молодежь. И особо стоит оговориться, что это должна быть активная молодежь, которая сама очень быстро становится пулом вербовщиков. Во-вторых, неопротестантские структуры уже проявили себя в политических процессах, правда, пока на Украине. В 2004-м году в ходе оранжевой революции молодые адепты секты «Посольство Божье» распространяли агитацию за Ющенко. Впоследствии пастор секты Сандей Аделанжа не был допущен с визитом в Россию. Ну и в рамках последних событий на Украине неопротестанты также принимали самое активное участие. И. о. президента Турчинов — просто и без прикрас протестантский пастор. Последняя акция с пением религиозных неопротестантских гимнов, в которой принимал участие Порошенко, а массовкой выступали молодые активисты харизматических сект, широко обсуждается и в СМИ, и в социальных сетях.
Нужно оговориться, что в России неопротестантские течения не имеют такого влияния.
Более того: как минимум, системная оппозиция с недоверием относится к таким организациям, и если и сотрудничает с ними, то скорее в силу непонимания, что это такое. Однако в России есть, например, политическая партия «Воля», которая выстроена на базе тоталитарной оккультной секты Светланы Пеуновой. Что говорит о росте политического влияния нетрадиционных религиозных движений и у нас в стране.
Возвращаясь же непосредственно к российской молодежи, вовлеченной в деятельность сект, важно понимать ряд вещей.
Эта молодежь не имеет политических воззрений ровно до того момента, пока это выгодно руководству секты, в которой молодежь состоит.
Манипулятивные технологии многих из этих структур выстроены настолько качественно, что молодые адепты не просто обретут политическое мировоззрение по первому приказу, но и выйдут на любые массовые акции, марши и шествия по всё такой же первой директиве лидеров сект. Это молодежь, вырванная из культурного, политического и социального контекста окружающей жизни. Всю мировоззренческую повестку для этой социальной страты формируют сектантские лидеры, слова которых воспринимаются как религиозная истина в последней инстанции. В том числе, и по поводу актуальной политики.
Чаусов Александр Игоревич кандидат исторических наук
Источник: "Центр политического анализа "