Инопланетяне посещали матчи чемпионата мира по футболу. Точку зрения, которая может показаться абсурдной, всерьез отстаивает медиум из бразильского штата Гояс Алешандре Сперки Вабе. Как и многие спириты, духовидец убежден, что космос населен существами, способными общаться с людьми, и «инопланетяне приземляются на крышах стадионов, чтобы собирать энергию, исходящую от болельщиков, а потом передавать в страны, где идут войны или происходят эпидемии».
Для Вабе и его единоверцев общение с духами, к числу которых он относит и пришельцев, – не только часть религиозной доктрины, но и непосредственный опыт. Бразилия – одна из немногих стран, где популярный в XIX веке в Западной Европе спиритуализм (общение с духами) стал полноценной религией, насчитывающей миллионы адептов. По официальным данным переписи населения 2010 года, спиритами (espiritos) записалось 3 млн 848 тыс. бразильцев (для сравнения – почти столько же состоит в Баптистской Церкви Бразилии). Растет и доля спиритов в населении страны – в 1991 году они составляли 1,1%, в 2010-м – уже 2% от такового. При этом, по данным переписи 2010 года, в рядах спиритов наивысшая среди прочих религиозных движений концентрация белого населения – 68,7% из них относятся к потомкам европейских переселенцев, при том что, например, среди католиков таковых 47,5%, среди протестантов – от 41,3% до 51,6% в зависимости от деноминаций. Сосредоточены они на юге страны – на побережье и вокруг муниципалитета Палмело в штате Гояс, имеющем реноме «столицы спиритов» (их доля в населении муниципалитета составляет 45,54%). Приверженцы этого учения имеют собственные теле- и радиоканалы.
Кроме того, как следует из статистических данных, спириты комплектуют в свои ряды наиболее обеспеченные слои общества. В имущественном срезе этого религиозного движения лишь 24,5% его приверженцев относятся к необеспеченным слоям общества, чей доход меньше или равен прожиточному минимуму (это минимальное значение по сравнению с прочими религиозными движениями), зато к обладающим доходами от 3 до 10 прожиточных и свыше 10 прожиточных минимумов относится, соответственно, 28,9% и 6,5% адептов спиритизма, что равно суммарному числу всех попадающих в эту категорию представителей прочих религий. В какой-то степени в этом плане спиритизм в Бразилии походит на некий латианомериканский аналог Каббалы.
Чем же может их привлекать учение, сформулированное в середине XIX века медиумом Аланом Кардеком (1804-1869)? Его отличительная черта, изложенная в «Книге духов» (1857) и последующих работах, ставших своего рода Священным Писанием спиритов, – отсутствие страха перед потусторонним миром ввиду неверия в адские муки. Кардек утверждал, что души эволюционируют, переходя из оболочки в оболочку, и умершие и живые могут общаться между собой.
В середине XIX века учение Кардека широко распространилось во Франции (в одном только Париже насчитывалось 60 тыс. его последователелей), по другим европейским странам и в Новом Свете. В итоге, именно Бразилия стала его второй родиной – книги французского мистика, считавшего себя новым воплощением древнего галлльского друида, разошлись здесь в наши дни в количестве 25 млн экземпляров.
Исследователи отмечают, что взлет бразильского спиритизма в значительной степени связан с деятельностью медиума Франсиску (Шику) Ксавьера (1910–2002). Автор нескольких сотен сочинений, Ксавьер необычным способом стимулировал творческую продуктивность: он отыскал себе духа, который писал через его тело методом психографии. Соавтор Ксавьера, по его словам, был в прошлой жизни римским сенатором. Классическая образованность покойника встала на службу распространению спиритизма.
Первая встреча Ксавьера с его помощником-духом произошла при банальных обстоятельствах: в школьном классе. Учительница задала детям писать сочинение, когда будущий гуру заметил бледную фигуру незнакомого человека. По обоюдному согласию тот стал водить рукой подростка, в итоге получившего отличную оценку.
По словам недоброжелателей Ксавьера, его главная способность заключалась в умении привлекать эмоционально неуравновешенную публику. Львиную долю успеха ему доставили женщины, потерявшие родственников и желавшие получить от тех весточку с того света. Медиум применял психографию, позволяя своим адептам общаться с усопшими. Благодарные клиентки сделали Шику богатым человеком, а скептики за глаза называли жуликом.
Другой спиритический медиум, известный как доктор Фриц, пошел значительно дальше, совершив действия, ставшие предметом уголовного расследования. Инженер по образованию, спирит утверждал, что в него вселился дух врача, убитого на сражении в ходе Первой мировой войны. Не имея медицинского образования, контактер брался за проведение хирургических операций, в результате которых несколько из его клиентов умерли. Самое предосудительное, что Фриц прятал их трупы. Правда вскрылась из-за семейной ссоры, после которой на мошенника донесла жена.
Тесные отношения бразильских спиритов и нетрадиционной медицины (в частности, гомеопатии) повлекли критику, которая заставила многих адептов почувствовать себя в опасности. Тогда с их слов и выяснилось, что спиритизм и лечебная «альтернатива» никак не связаны между собой, а сам Кардек отдавал предпочтение традиционным практикам. Другое дело его бразильские последователи: один из них, Зелиу де Мораеш, совместил спиритизм и африканскую магию и создал религию умбанда, которая также стала сверхпопулярной в Бразилии – по данным переписи 2010 года, ее последователей в стране уже 407 тыс. Здесь европейское влияние и наследие Черного континента, включая медицинские практики, тесно перемешались между собой.
Возникновение в лице умбанды синкретического культа, претендующего на часть наследия Кардека, поставило наследников его метода в щекотливое положение. Потенциал спиритизма, связанный с дистанцированием от обрядовой религиозности, мог быть полностью потерян при совмещении с африканскими верованиями. По всей вероятности, и сам Кардек ужаснулся бы, узнав, что его метод поставили на службу языческим богам. Сам мистик утверждал, что тех вовсе не существует, а есть лишь «развитые души». Они не отличаются от людских, но дальше продвинулись по пути эволюции. Поклонение каким-либо духам при таком мировоззрении явно неприемлемо.
Многие спириты в наши дни – как и полтора века назад – утверждают, что они христиане. Формальные основания для этого имеются, если подходить к понятию «христианин» с сугубо буквалистских позиций. Кардек в своих трудах многократно упоминал Иисуса, подчеркивая, что тот являлся «развитой душой». Другое дело, что эта душа – человеческая, но других в космосе спиритов просто нет.
…Не вступая в спор со своим единоверцем Сперки Вабе, медиум Дюрваль Чампони из «Федерации спиритов Сан-Паулу» заявляет, что хоть инопланетяне почти наверняка и существуют, но верить в летающие тарелки совсем не обязательно. «Спиритизм носит межгалактический характер, а души могут жить и на Сатурне или Плутоне». Не в живых существах, а в минералах, например.
Игорь Гашков
Источник: "НГ-Религии "