Протестанты вытесняют католицизм с континента, несмотря на популярность Папы из Аргентины
Ватикан теряет Латинскую Америку Протестанты предлагают жителям некогда исключительно католического континента более серьезное отношение к вере и одновременно разнообразие учений. Фото Reuters
В современной католической публицистике Латинскую Америку называют «континентом надежды». 62% приверженцев этой религии являются уроженцами данного региона, в то время как на Европу приходится только 24%. Вместе с тем тенденции, наметившиеся в испано- и португалоговорящем мире, пугают Святой Престол. Число католиков среди латиноамериканцев падает, на смену им приходят протестанты или вообще неверующие.
Согласно ежегодному ватиканскому отчету Annuario Pontifico, рост единоверцев Папы в современном мире приходится на Африку и Азию. В Европе численность католиков не меняется. В Латинской Америке число приверженцев Римско-Католической Церкви (РКЦ), напротив, падает: с 1995 года снижение составило 13%, и, по прогнозам социологов, в ближайшие два десятилетия ожидается сокращение на ту же долю.
Сходные данные приводит и бразильская статистика. 40 лет назад католиков в этой стране насчитывалось 92%. В 2000 году этот показатель составил 70%, в 2010-м – 65%. Негативная тенденция прослеживается и в других государствах Латиноамериканского региона: в Никарагуа католиков за 20 лет стало меньше на 30%, в Коста-Рике – на 19%, в Уругвае – на 19%. В некоторых странах испаноговорящего мира католики перестали быть большинством. Так, в Чили приверженцев РКЦ всего 27%. Падение влияния католицизма хорошо заметно на примере латиноамериканцев, проживающих в США. В прошлом бастион традиционализма, эта община имеет ныне смешанную идентичность: католиков в ней лишь 55%, а среди молодежи – менее половины.
При том что снижение числа католиков социологи фиксируют уже на протяжении десятилетий, ранее в Ватикане считали возможным игнорировать проблему. Существенный рост населения в Южной Америке позволял утверждать, что общее число приверженцев этой веры на континенте растет вопреки любым негативным тенденциям. Своих конкурентов – протестантские общины – епископы РКЦ тогда презрительно называли «сектами», или – иначе – «карликами». В наши дни ситуация меняется: в Ватикане осознали проблему, но, похоже, не могут с ней справиться.
В 2007 году католические епископы Южной Америки провели совещание в Бразилии, посвященное тревожной статистике. В итоговой декларации саммита проблема была сформулирована так: «Если католики оставляют Церковь и ищут духовное пристанище в протестантских общинах, то это вина не отдельных католиков, а всей Церкви. Церковь должна честно спросить самое себя: что не так в ее проповеди Евангелия? До тех пор, пока мы не будем честны перед самими собой, не избавимся от недостатка творчества, неспособности взаимодействовать с современным миром, мы будем обречены на дальнейший исход верующих из Церкви».
Социологические исследования показывают, что отпадение латиноамериканцев от католической веры определяется не одной, а сопряжением нескольких не связанных между собой причин. Так, исследования выявили, что латиноамериканцы, перешедшие в протестантизм, живут гораздо более насыщенной религиозной жизнью, нежели католики: в евангелических общинах доля испаноговорящих, посещающих службы чаще раза в неделю, составляет 63%, а среди католиков – только 17%. Получается, что некоторые уходят из католицизма в поисках более серьезного отношения к вере.
Совершенно противоположная причина приводит к росту числа латиноамериканских агностиков. Эксперты связывают увеличение их доли с повышением уровня жизни в главной стране латиноамериканского мира – Бразилии. В нулевые годы средний класс южного гиганта пополнили 40 млн человек. По словам Сильвии Фернандеш, профессора университета в Рио-де-Жанейро, миллионы людей в этой стране получили доступ к новому для себя образу жизни. Места для католической религии в новом распорядке вещей у многих не нашлось.
Распространение ценностей, характерных для среднего класса, вызвало напряжение между Церковью и ее традиционной аудиторией – женщинами. Большинство современных бразильянок в возрасте до 30 лет живут в гражданских браках, что несовместимо с учением католицизма. Церковь негативно относится к рождению детей вне супружества, абортам и разводам, но это игнорируется верующими. Латиноамериканские католики, со своей стороны, лояльно воспринимают представителей нетрадиционной сексуальной ориентации, что находит выражение и в церковной жизни: президент Аргентины Кристина Киршнер-Фернандес стала крестной матерью для девочки, удочеренной семьей лесбиянок.
Перемены в области сексуальной морали – это тот вызов, на который католицизму тяжело отвечать во всем мире. Децентрализованные протестантские общины, предлагающие многочисленные различающиеся варианты христианского вероучения, легче находят путь к сердцам сомневающихся. Уступчивость одних протестантов привлекает к ним бывших католиков. Одновременно и моральный ригоризм – критика бразильского карнавала, проповедь против греха – у некоторых протестантских групп выходит лучше, чем у католиков (подробнее в «НГР» от 05.03.14).
В последние годы Католическая Церковь в Латинской Америке пытается учиться у соперников. Примером этого служит проведение XXVIII Всемирного дня молодежи в Рио в 2013 году. Католики, явно стремящиеся сделать свое вероучение ближе вкусам большинства, копируют наработки протестантов. Консервативный католический публицист Остин Аверей, не скрывая скепсиса, назвал прошедшее мероприятие «данью шоу-бизнесу».
Избрание в марте 2013 года первого в истории латиноамериканского Папы – Франциска, вне всяких сомнений, связано со страхом Ватикана потерять свой «главный» континент. Выходец из испаноговорящего мира, Папа добивается репутации «народного Папы», или «Папы бедных». Глава Церкви пытается уйти от образа, сложившегося при Иоанне Павле II, когда римский Понтифик считался едва ли не другом неолиберала Рональда Рейгана. Папа Франциск, критикуемый за «марксизм», стремится сыграть на поле, неудобном для протестантов, – выразителя интересов бедных в третьем мире и защитника мигрантов в мире первом.
Достигнет ли какого-либо успеха новый Римский Папа и существует ли пресловутый «эффект Франциска», мягко ведущий к росту числа католиков по всему миру? К настоящему времени трудно подтвердить, что он существует. Согласно данным опроса, проведенного в родной для Папы Аргентине, число тех, кто одобряет его деятельность, чрезвычайно велико: 9 из 10 жителей страны. А вот доля еженедельно посещающих церковь – низка и не увеличивается: 2 из 10.
Игорь Гашков
Источник: "НГ-Религии"