Коллектив Московского театра русской драмы "Камерная сцена" существует уже более тридцати лет. За это время его бессменному художественному руководителю Михаилу Григорьевичу Щепенко удалось создать театр с особой теплой, домашней атмосферой и очень высокой репертуарной планкой. Михаил Щепенко поделился с нашим порталом своим уникальным опытом и рассказал о том, с какими трудностями театр сталкивается сегодня.
- Михаил Григорьевич, в конце прошлого года вы удостоились почётной грамоты Президента РФ В. В. Путина за заслуги в области культуры и многолетнюю творческую деятельность. Поздравляем вас.
– Спасибо.
– У вас всегда была активная социальная позиция, насколько это возможно для театрального худрука... Вы участвуете в Рождественских чтениях, ведете собственную секцию "Православие. Воспитание. Театр"...
– Да, мы ее основали несколько лет назад.
– А на что сегодня способен театр по части общественного темперамента?
– Театр способен на многое. Достоевский говорил, что в мире идет борьба между Христом и Аполлоном. В современном искусстве возобладали агрессивные постмодернистские тенденции. Основная идея постмодернизма – отсутствие логоцентризма, то есть идеи как таковой. Есть формула эстетического имморализма: искусство – вне морали. Человек – существо целостное, он неизбежно оказывается носителем моральных ценностей, хочет он того или нет. Если он отказывается от морали, ценностью становится аморализм. Художник не может брать на себя только эстетические задачи, а нравственные игнорировать. Это фатальное заблуждение.
– В российском искусстве много людей, которые последовательно воплощают такие идеи?
– В основе русского искусства лежит идея, высказанная И. А. Ильиным "русская культура – это культура любви". Конечно же для многих современных художников эта базовая традиция остается основополагающей. На девиз театрального форума "Золотой витязь", возглавляемого Николаем Бурляевым: "За нравственные христианские идеалы", откликаются очень многие театральные деятели. Искусство отрицания и поедания самих себя бесплодно. "Если Бога нет, то всё дозволено," – как сказал Ф. М. Достоевский.
- Почему многие христиане до сих пор считают, что театр не нужен верующему человеку?
– Это тезис раннего христианства. Известно, что Иоанн Златоуст отрицательно относился к театру, приравнивал актеров к блудницам. Но театр меняется, он очень разный. Почему его нельзя "воцерковить", не формально, а по сути? Ведь времена ристалищ, гладиаторских боев давно в прошлом.
Другой святой Иоанн – Кронштадский – тоже критически относился к театру. Причем тогда, когда уже зарождался Московский художественный театр. От Иоанна до Иоанна – очень сурово. Но сейчас мы наблюдаем перекос в другую сторону. Например, один диакон мне говорит: "Ну все, доказано, что балет – богоугодное искусство, потому что многие помазанники Божии его любили. Например, Николай I".
– Аргумент однако...
– Театр – это очень опасный феномен. У человека и так непростой путь, а если он театральный деятель, то искушения удваиваются, утраиваются. Уверен: только наличие сверхзадачи, о которой говорил Станиславский, – причем, в сердце, а не в рассудке, может оправдывать служение христианина в театре. Театр имеет право на существование только если мы не служим своим страстям и амбициям, если мы подчинены идее нравственного преображения общества. Полностью оправдать театр нельзя. Он требует двойного подвига: подвига христианина и художника.
– У вас есть эта сверхзадача, и к выбору репертуара вы всегда подходите очень аккуратно.
– Аккуратно – не совсем верное слово... Сверхзадача предполагает сильное чувство. Аккуратность тут не совсем уместна. Мы ставили только пьесы, которые считаем очень актуальными и для нас и для общества.
Проблема репертуара – это проблема всех времён. Новых авторов найти непросто. В нашем репертуаре много классики, это и XIX, и XX век. А современность? У нас сложилась особая традиция: авторы часто вырастают в недрах театра. И это яркие, интересные авторы!
– Можете привести примеры собственной "внутренней " драматургии?
– Юлия Аверина очень талантливый драматург. У нас идет пять ее пьес. Детские: "Небесный гость", "Ночь, когда открываются тайны", "Морозко", "Два мороза". Сейчас Юлия заканчивает режиссерский факультет, недавно поставила собственную пьесу "Последний звонок". Это несомненно значительный спектакль. Юлия Аверина написала пьесу по мотивам замечательного детского писателя Николая Носова, и теперь это любимейший зрителями спектакль, в котором дети и взрослые артисты играют вместе.
РИА "Новости" провели мониторинг по результатам рождественских и новогодних театральных представлений и среди восьми лучших оказалось три наших спектакля. Все три спектакля принадлежат современным авторам и драматургам нашего театра.
– Театр попал в трудную ситуацию после пожара, лишился зала и сцены, мы знаем, что у вас большой репертуар и многие спектакли имеют интересные и сложные сценографические решения. Как Вам удается выходить из положения, ведь Вы вынуждены играть на разных площадках?
– Да, у нас большой репертуарный план. Большинство спектаклей успешно адаптируются к другим площадкам, и не теряют своей художественной ценности, но есть спектакли, которые настолько привязаны к параметрам сцены нашего театра, что без изготовления выездного варианта сценографии, мы играть их не можем. Это принципиальные для нас и очень востребованные зрителями спектакли, такие как "Муромское чудо", "Царский путь", "Куликово поле", "Лифт" и др. Здесь, конечно, мы надеемся на помощь и поддержку Департамента культуры. А если найдутся люди, готовые оказать нам посильную помощь в этой проблеме, будем крайне благодарны не только мы, но и зрители, которые хотят видеть свои любимые спектакли. У нас ведь всегда аншлаг и переаншлаг. Пожар случился в наше отсутствие, когда театр был на фестивале в Екатеринбурге. Органами дознания установлено, что это произошло не по нашей вине. Конечно, театру крайне необходима помощь и поддержка Департамента культуры города Москвы.
– В этом году вашей творческой деятельности 40 лет...
– Для нас это очень важная дата. Мы вместе с Тамарой Басниной, которая многие годы является не только режиссёром и актрисой, но и директором театра, основывали театр как особую общность, как некое братство, как семью, направленную на совместное творчество во имя благих целей.
– Театр-дом?
– Совершенно верно. Люди, которые попадают на наши спектакли, говорят, что у нас особая, домашняя, теплая атмосфера и душевное отношение к зрителям. Это одна из наших творческих задач. Театр стал очень востребованным. Мы с Тамарой Сергеевной как мать и отец. Убеждён, что семейное начало должно быть в основе всех социальных сообществ – от государства до родственных отношений.
- В средствах массовой информации сообщено, что Московский Международный Фестиваль школьных театров "Русская драма", который успешно проводился многие годы вашим театром, отменён.
– Да, Департамент культуры Фестиваль отменил. 17 лет назад я пошел с этим вопросом в Министерство образования РФ, у нас возникло взаимопонимание. Мы создали Фестиваль школьных театров "Русская драма". В прошлом году прошел 15-й юбилейный Фестиваль. Устроители, оргкомитет – и Правительство Москвы, и Департамент культуры, и Союз театральных деятелей, и Русская Православная Церковь, и "Федерация Мира и Согласия" и другие организации. В Фестивале участвует фактически вся Россия. Он стал международным. Более полутора тысяч коллективов приняли в нем участие.
– Да, деятельность колоссальная. А как происходит отбор участников?
– В три этапа. Сначала отбор проходит на местах, потом мы получаем порядка 150 заявок из разных областей России. На втором этапе конкурса оргкомитет отбирает примерно 15 коллективов на заключительный этап, который всегда проходил на сцене нашего театра, а в этом году мы хотели провести на другой сцене. Приезжают режиссеры со всех концов страны для участия во Всероссийской режиссерской лаборатории, обмениваются опытом, проводят мастер-классы, театральные гостиные. Фестиваль живет творческой жизнью.
– Какие у фестиваля задачи?
– Главная задача Фестиваля, как прописано в его уставе, – ориентация будущих поколений на корневые основы русской национальной культуры. Конечно, имеется в виду православие. Еще одна задача – поддержка самодеятельности в регионах. Ведь движение любительских театров слабеет. А оно всегда было важной кузницей кадров профессионального театра и лабораторией идей. Те энтузиасты которые продолжают свое дело, фактически плывут против течения. Мы поддерживаем театралов-любителей, причем на профессиональной сцене с участием высококлассных деятелей культуры. Здесь люди получают уникальный опыт. Благодаря поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры мы имели возможность вручать победителям ценные награды, возить их на экскурсии, организовывать культурные программы.
- Обычные фестивали – это чаще всего конкуренция, игра на самолюбии.
– Да, к сожалению дух конкуренции преодолеть трудно, но наша задача – поддержать коллективы, помочь ощутить радость совместного созидания. Одно то, что в наше время люди занимаются с детьми, говорит о многом. Дети, особенно в глубинке, заброшены, они предоставлены самим себе. Здесь, в столице, они попадают на профессиональную сцену, в культурный контекст. А для них Фестиваль в Москве – это праздник. Некоторые приезжают в столицу впервые. В жюри у нас всегда священники, поскольку на сцене идет разговор о вечном, а не соревнование, для нас важно сосредоточить внимание руководителей на духовной составляющей творческого процесса.
– Это же уникальный обмен опытом.
– Разумеется. Президент России во Пскове наконец произнес эти слова: надо формировать национальную идентичность, ориентироваться на традиционные начала. И тем не менее... Фестиваля в этом году не будет.
- И это несмотря на то, что вы сами все организуете?
– Конечно, это же дело нашей жизни. Есть участники, есть президентские гранты, выделенные талантливой молодежи.
– Какова же судьба Вашего замечательного фестиваля?
– Я верю, что он должен существовать. Да, он в этом году отменён Департаментом культуры города Москвы. Но поскольку Фестиваль имеет мощный потенциал – и творческий и организационный, поскольку программа Фестиваля необыкновенно актуальна, поскольку у Фестиваля огромный авторитет по всей России, поскольку он попросту нужен, повторяю: я верю, что Фестиваль будет!
Светлана Галанинская
Источник: "RELIGARE "