В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Какого цвета украинское "нацправославие"?

В условиях современной Украины национализм поражает не только простых граждан, но и священников. Сегодня украинские церкви словно соревнуются в национализме.
Религиозная ситуация на Украине ещё 25 лет назад не была простой.


В стране в результате религиозной междоусобицы сформировались "униаты", то есть греко-католики, православные "филаретовцы" Киевского патриархата (УПЦ КП) и православные автокефалисты (УАПЦ). Единственной православной структурой, которую признает мировое православное сообщество, является Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, которая сохраняет каноническую связь с РПЦ МП.

Многих удивляет тот факт, что и.о. президента Турчинов – протестантский пастор и миссионер. Но тут нет ничего удивительного, если вспомнить, что Украина – родина всего российского протестантизма – его принесли с собой немецкие штундисты, которым Екатерина Великая раздавала пахотные земли. Украинские протестанты чрезвычайно активно участвуют как в политике, так и в религиозных "битвах". Расспросите, хотя бы, пятидесятников, и они расскажут вам о былых кровавых разборках с униатами в сёлах со смешанным протестантско-униатским населением.

Но вся эта пёстрая религиозная мозаика имеет один общий оттенок, который сразу бросается в глаза. Оттенок не самого приятного цвета. Это крайние формы национализма. Он и определяет агрессивно-пассионарную специфику украинской религиозности в западных областях страны.

Еще в 90-м году греко-католики, едва получив от советского руководства возможность безнаказанно притеснять и дискриминировать православных, сразу же ею воспользовались. Захват храмов, кровь – все это было уже тогда.

Что касается автокефалистов (членов УАПЦ), то эта церковь, напомним, была провозглашена в 1919 году Директорией во главе с Семёном Петлюрой – атаманом войска, на совести которого многочисленные еврейские погромы. УАПЦ генетически связывает себя с украинской диаспорой в Канаде. Именно оттуда прежде "экспортированный" национализм был "импортирован" обратно.

Радикальный национализм опасен. Он иррационален – в отличие от патриотизма, не замешанного на "чистоте крови". Вот почему им так легко заразиться.

Следующей жертвой этого заражения стала Украинская православная церковь Киевского патриархата – УПЦ КП. Об этом написаны сотни статей, а недавно общественность с ужасом наблюдала попытки сторонников Киевского патриархата захватить "москальские" Почаевскую и Киево-Печерскую Лавры.

Сегодня украинские церкви словно соревнуются в национализме. На днях епископ Львовский и Галицкий Филарет написал российскому президенту письмо политического содержания. Грань между религией и политикой была нарушена, а религиозные проблемы сознательно политизированы.

Смысл письма – в перекладывании вины за происходящее на чужие плечи. По мнению епископа, Россия чуть ли не виновата в гражданских распрях и коричневом перевороте на Украине. Как будто русские вывели на Майдан штурмовиков, прошедших боевой опыт в "горячих точках". Как будто не национал-радикалы объявили крестовый поход против русского населения на Востоке Украины. Нам предлагается принять эту извращённую логику.

На Майдане лилась кровь – это прогрессивно. В Крыму противостояние было погашено благодаря гражданской воле местного населения – это, оказывается, "нарушение принципов международного права, прав свободы, человеческих и христианских ценностей".

Что заставляет авторов этих утверждений прибегать к такой степени кощунства? Нацистский коктейль, замешанный на лозунге "Кровь и почва" и идее насильственной дерусификации?

Некоторые церковные деятели явно идут на поводу у "полевых командиров" Майдана, в свою очередь влияющих на политику временного киевского правительства. Эти командиры утверждают, что людям русской национальности не место в "новой Украине".

Дмитрий Ярош охотно признается: "Русский всегда будет уважать и любить Россию. Его невозможно ассимилировать. Значит, для процветания Украины русский должен быть уничтожен или изгнан из Крыма". Иногда ту же логику мы видим в украинской православной среде – всё отчетливее проступает политика выдавливания русских из церкви.

Так кто же на самом деле запятнал себя "нарушением всех принципов международного права, прав свободы, человеческих и христианских ценностей"?

Радикальный этнонационализм обладает разрушительным свойством. Он все время стремится к "чистоте крови", постоянно отбраковывает и вычищает из себя всё "лишнее". Логика его существования – это движение в сторону откровенного нацизма, бесконечные расколы и отколы. Он несёт в себе мощное языческое начало, не совместимое с подлинным, апостольским христианством, для которого "несть ни эллина, ни иудея".

Зараженность украинского религиозного мира этим вирусом – крайне тревожный симптом. Феномен "нацправославия", который в соответствие с линией новой украинской власти всё больше радикализируется, способен нарушить хрупкий религиозный мир в стране, нарушить сложившийся статус-кво. Одно неверное движение – и мы получим всполохи нового "майдана", помноженные на религиозность их участников.

Если УПЦ МП под воздействием горячих голов тоже двинется по этому пути, то внутри неё неизбежно начнется борьба за "чистоту рядов". В том или ином виде будут приняты свои "нюрнбергские законы". Первыми, кто пойдёт под нож, станут священники еврейского происхождения. Потом священники "москальского", то есть русского происхождения...

Всё это неизбежно начнёт отражаться на отношениях клира и верующих. Уже сегодня мы имеем крайне взрывоопасную ситуацию на Юге и Востоке Украины, где сконцентрирована русская паства, не готовая адаптировать украинский религиозный национализм.

Так закладывается новый конфликт. В пожаре украинского кризиса он подвергается дополнительной возгонке. Разность идейных потенциалов ведёт к социально-политическому взрыву.

Вне всякого сомнения, попытки решать вопросы религиозного самоопределения политическими методами, да ещё с ультранационалистических позиций – тупиковый путь. Он ведёт лишь к новому противостоянию, а ведь мы едва-едва отошли от него в последние дни.

Если этот хрупкий мир будет разрушен, и не кем-нибудь, а людьми церковными – страна может окончательно погрузиться в хаос.


Александр Щипков
Источник: "Аргументы и факты "


 Тематики 
  1. Православие   (769)