Сейчас Украина переживает сложное время, когда в законодательных собраниях, на улицах, и, главное, в сознании людей, сталкиваются две силы, два образа будущего. Обе эти силы участвовали в протестах, но сейчас их пути разошлись. Одна из них связана с той "европейской мечтой" которая побуждала людей бороться за подписание ассоциации с ЕС. Можно по-разному относиться к самому подписанию, и по разному оценивать блага, которые оно может (или не может) принести – но для людей оно было (и остается) символом европейской мечты. Мечты об обществе свободы и достатка, которое живет по закону. Обществе, в котором к жизни, достоинству и правам каждого человека – любой национальности, любой веры – относятся с уважением. Обществе открытом и дружелюбном.
И есть другая сила – которая живет не "европейской мечтой", а примитивным трайбализмом, когда сплоченность своего племени достигается за счет подавления "чужаков", подмены национальной общности племенной, возбуждения самых темных первобытных страстей.
Одна сила ищет цивилизованной жизни, где конфликты решаются по закону, а споры о собственности происходят в суде. Другая – хочет опираться на прямое насилие. Одна сила думает о будущем страны, о решении стоящих перед ней проблем, о ее мире, о достатке ее жителей. Другая – о том, чтобы вволю покуражиться здесь и сейчас, а чем платить заплаты и пенсии, как обеспечивать работу промышленности – это уже неинтересно.
Одни украинцы в Львове демонстративно говорят по-русски, чтобы подчеркнуть свою солидарность с русскоязычными гражданами страны, другие скандируют "Москалей на ножи!". Одни украинцы (и при этом сторонники Майдана) охраняют Киево-Печерскую Лавру от мародеров, другие – угрожают епархиальному управлению в Сумах. Примеры можно умножать, но общая линия разделения ясна. И отношение к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата – проявление принадлежности к одной из двух сил.
Как сказано в заявлении Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
"Мы обращаемся ко всем православным христианам Украины, невзирая на их политические предпочтения, с призывом не допустить посягательств на святыни. Благодарим тех, кто уже вставал на защиту храмов и обителей, не дав подвергнуть их поруганию и отторгнуть от истинной Церкви".
Для верующего человека очень важно духовное измерение происходящего. Каковы мотивы верующих, сохраняющих верность канонической Церкви? Это мотивы религиозные. Для православного человека жизненно важно пребывать в общении со Вселенским Православием, со всей совокупностью поместных Православных Церквей. Это единство обеспечивается хранением святых канонов и взаимным признанием православных Патриархов – которые торжественно поминают друг друга на богослужениях и пребывают в евхаристическом общении. Мысль о том, чтобы разорвать с этим единством, кажется православному человеку ужасной – и это действительно ужасно. В общении со всеми поместными Патриархами находится Патриарх Московский и Всея Руси; самопровозглашенный "Киевский Патриархат" не признан никем из них.
Каковы мотивы тех, кто хотел бы отнять у Церкви ее святыни и передать их Киевскому Патриархату? Это мотивы политические, национальные, даже племенные. Митрополита Почаевского Владимира обвиняли не в том, что он неправо верит, и не в том, что он нарушил каноны, и не в каких-то личных грехах, а в том, что он, родившийся и всю жизнь прослуживший в Украине, – "москаль".
Впрочем, и среди приверженцев Киевского Патриархата немало людей, которые понимают, что достичь каких-то целей – политических, а уже тем более духовных, действуя грубым беззаконием, невозможно.
Для Украины, экономика которой переживает не лучшие времена, необходимо экономическое сотрудничество и с Россией, и с Европейским Союзом – а проявления трайбализма делают это сотрудничество затруднительным. Нападения на Церкви могут произвести только самое отталкивающее впечатление и в России, и в Европе, и причинить огромный вред Украине в целом. Очевидно, это совсем не та картина, которую большинство жителей Украины хотели бы показать миру. Церковь непрестанно молится о том, чтобы в Украине победили силы, ищущие мира своей стране, чтобы нынешний кризис был преодолен, и все жители Украины жили в обстановке мира, достатка и уважения к закону.
Сергей Худиев
Источник: " Фома"