В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Виталий Третьяков: Апология патриарха Кирилла

Ниже я публикую текст своей статьи из сегодняшнего номера газеты "Культура" в том виде, в котором я послал его в редакцию.
Как обычно, мне трудно точно вписаться в объём газетной колонки. Поэтому редакция несколько сократила мой текст. При этом ушли некоторые, как мне кажется, существенные нюансы.


АПОЛОГИЯ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА

Пять лет назад, 1 февраля 2009 года, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл встал во главе Русской Православной церкви.

Я писал тогда, что это важнейшее событие в современной истории Русской Православной церкви, что, на мой взгляд, ещё будучи митрополитом, Кирилл уже состоялся как крупнейший религиозный и крупный политический деятель России мирового масштаба, а вступив на престол РПЦ, он превратился ещё и в того, кого у нас принято называть политическими тяжеловесами. И, увы, список таких людей слишком краток, а посему можно только приветствовать, что он увеличился хотя бы на одну единицу. Тем более, если это патриарх Кирилл.
Между прочим, за ту статью мне попытались сделать выволочку – выражусь так – с очень высокого этажа власти. Свидетельством чему – пространный текст с «разоблачением» моих утверждений, опубликованный в одной из самых тиражных газет страны. Этот текст я просто подшил в своё досье. А за пять прошедших лет ни разу не усомнился в правильности своих тогдашних оценок. Более того, утвердился в них.

При этом отмечу (в данном случае это важно), что я человек неверующий. Но (а это, на мой взгляд, ещё более важно) считаю себя сознательным гражданином не только собственно России, но и Русской православной цивилизации, по моему убеждению, бесспорно существующей и бесспорно являющейся основой русской (российской) государственности. И в этом смысле политически и исторически для меня сегодня равновелики Владимир Путин как глава Российского государства и патриарх Кирилл как лидер Русской православной цивилизации. Я пытаюсь поддерживать их в их разумных деяниях на благо России и критикую за то, что считаю слабостями или ошибками.

Мало что я могу в этом смысле поставить в упрёк патриарху Кириллу, а ведь мне есть с чем сравнивать: я лично знаю или знал всех глав нашего государства, начиная с Михаила Горбачёва; всех председателей правительства нашей страны , начиная с Николая Рыжкова. Знал я и покойного предстоятеля Русской Православной церкви Патриарха Алексия II.

Лишь один минус есть в моей сознательно и ответственно написанной и лишь по воле юбилейного случая приуроченной к данной дате апологии патриарха Кирилла – у нас хорошие человеческие отношения. Ну так они у меня таковыми были и со многими из перечисленных выше лиц, да не каждому из них я написал бы апологию – даже по поводу и более значимого юбилея.
Почему я так высоко оцениваю деятельность патриарха Кирилла – и вообще, и последних пяти лет в особенности?

Чтобы ответить на данный вопрос, я должен пояснить, как я, неверующий, отношусь к Русской Православной церкви. Ибо высоко оценить любого главу РПЦ можно только в том случае, если он соответствует той роли, которая РПЦ играла и играет в истории и современности России.

Уже многие годы я не устаю повторять, что Русская Православная церковь есть один из главных государствообразующих институтов России как страны, русских как нации и России как государства.
Более того, Русская Православная церковь шире (а временами, в том числе и нынешними, гораздо шире) Русского государства. Она сохраняет то, что я называю Большой Россией, а патриарх Кирилл – исторической Россией. Кстати, именно поэтому РПЦ обязана иметь свою дипломатию.

История Русской Православной церкви с момента Крещения Руси есть и история России и история русского народа – даже и в атеистические времена. Выньте одно из другого – не останется ни того, ни другого.
Что есть русская культура (включая классику ХIХ и ХХ вв.), изыми из него христианство в его православной ипостаси, спрашиваю я, неверующий? Набор более или менее оригинально исполненных бродячих сюжетов. Но наша высокая культура есть насквозь христианская культура. Даже при том, что мало кто из русских писателей не прошёлся по попу своим язвительным пером. Да и высшие образцы русского искусства советского периода все и насквозь христианские, причём преимущественно православные. Вынь из русского искусства ( в том числе и в богоборческих его проявлениях) православие – исчезнет и его мировое величие, и его национальная оригинальность. Увы, в массе своей выпускники нынешней средней и высшей школы этого не просто не понимают – они этого не знают.

Кто сегодня, в период упадка русской культуры и вопиющей порчи русского языка, этот язык сохраняет, оберегает (о развитии пока речи, увы, нет)? Само его могущество. Наша классическая литература. Некоторые подвижники в средней школе. Некоторые университеты. И Русская Православная церковь.
Наконец (хотя список далеко не полон), кто сегодня в России, где нет ни одного общенационального морального авторитета, как нет и самой единой морали, хранит и оберегает (до лучших времён) моральную традицию, плодоносный для нашей вымирающей страны институт семьи, традицию воздаяния за справедливость, пусть и в иной жизни – нынешнюю жизнь не Церкви же перереформировать?

Русская Православная церковь, отвечаю я на все эти вопросы. Во главе с патриархом Кириллом. Называйте его хоть религиозным деятелем, хоть духовным лидером, хоть политиком, хоть эффективным менеджером.
Мог ли кто-то лучше его справиться с этой ролью? Не исключено, но я таковых не знаю. Однако из тех, кого то ли история, то ли судьба, то ли воля Бога, да если даже и интрига, вынесли на вершины светской и политической власти, всего двух-трёх человек мы можем поставить рядом с ним.

Даже в таком в общем-то незамысловатом деле, как умении ясно и красиво, не путаясь в словах (и не корежа их) и понятиях (что религиозных, что политических, что философских), громко и принародно – на миру, а не в кулуарах и не на тайных кабинетных вечерях, сказать о всём главном, что волнует сегодняшнюю Россию и особенно и конкретно русский народ? Дайте ответ! Не даёте ответа.
Я хорошо знаю все претензии к патриарху Кириллу. Дала бы редакция больше места, разобрал бы и их. Но двух всё же коснусь. Говорят, патриарх Кирилл ловкий аппаратчик. Но грош цена тому русскому политику (а Патриарх Московский и всея Руси всегда был и всегда будет политиком, как и Папа Римский, как и все другие князья Церкви и на Западе, и на Востоке), который в аппаратном государстве не был бы изощрённым аппаратчиком.

И второе: дескать, не являют собой пример безгреховности ни сам патриарх (на этом особенно настаивают некоторые), ни подчинённые ему «церковные кадры». Но если даже это так – проведу не слишком рискованную параллель – и многие русские военачальники были не без грехов, в том числе и военных. Да только уберите Русскую Армию (ещё один государствообразующий наш институт) из истории России – не будет России.

У вас есть другая, абсолютно или хотя бы относительно безгрешная хранительница морали и здоровых традиций Институция? Где? Каково её название? Не можете сказать? Не создали? Не учредили? Тогда не трогайте до лучших времён Русскую Православную церковь, которую укрепил и наполнил должным в глазах любящих и понимающих Россию людей патриарх Кирилл – лидер Русского православия в ХХI веке, которому, может быть, почти в одиночестве предстоит спасать и христианскую Европу от её падения с вершины мировой цивилизации.


Источник: "Культура "

 Тематики 
  1. Православие   (769)