В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Патриарх Кирилл: к пятилетию интронизации

Пять лет назад 27 января 2009 года на Поместном соборе митрополит Кирилл тайным голосованием был избран Патриархом Московским и всея Руси. Вечером того же дня через отца Ф. я передал Святейшему Патриарху Кириллу короткую записку с поздравлениями. Под датой, нарушая устоявшийся этикет, вместо традиционного указания дня по церковному календарю написал: "День окончательного снятия Ленинградской Блокады".

Я не придаю этому совпадению мистического смысла, но и случайным его не считаю. Ведь одно из первых деяний Патриарха Кирилла на новом поприще было связано с Блокадой и Великой Отечественной Войной. Особым знаком, который определил логику и смысл будущих отношений Церкви, общества и государства стали усилия Патриарха Кирилла по возведению Блокадного храма в Московском парке Победы в Санкт-Петербурге.

Мало кто сегодня знает, что на Пискарёвском и других городских кладбищах похоронено очень небольшое количество жертв Блокады. Большая же часть, около 800 тысяч человек, была сожжена в блокадном крематории, который был сооружен в печах кирпично-пемзового завода на краю города, в пяти километрах от Пулковских высот. Хоронить останки не были ни сил, ни времени и пепел из вагонеток рассыпали прямо вокруг крематория.

После войны на месте закрытого крематория родственники жертв блокады стихийно сажали деревья и вешали на ветви бирки, на которых были начертаны имена погибших. На Радоницу и Троицу тысячи и тысячи горожан стекались на заброшенный пустырь и поминали здесь своих близких. Послевоенный Московский райком партии был завален письмами: ленинградцы просили построить на этом месте часовню. Рядом рос новый жилой район. Часовню построить не разрешили, но застраивать пустырь не осмелились – побоялись народного гнева. Перешагнули и потянули стройку дальше в сторону Пулковских высот. Позже, в 50-е годы крематорий снесли, а на его месте разбили парк, который назвали Московским парком Победы. На пепле героев выросли огромные деревья, и вся территория превратилась в таинственный парк-антиминс... Блокадники вновь просили Смольный разрешить им построить на этом месте храм, и мне, тогда сотруднику аппарата Совета Федерации, по поручению Сергея Миронова пришлось в течение нескольких лет заниматься этим непростым делом.

Для христианина лучшая память о прошлом – это молитва. Блокадники знали: здесь хотят построить гигантский торговый центр. Они боролись за этот храм долгих 15 лет. Пришлось преодолевать беспрецедентное, почти мистическое сопротивление. Когда-нибудь об этой пятнадцатилетней борьбе напишут книгу. О том, как стихийно был поставлен первый поклонный крест, как его сожгли торговцы шавермой, как ночью грузовиками выдирали из земли, политой кровью, второй поклонный крест, как избивали стариков-блокадников, как они обивали пороги Смольного и унижались перед чиновниками, умоляя их разрешить построить храм. И как каждое воскресение в течение 15 лет тут служились "несанкционированные" панихиды.

27 января был избран Патриарх Кирилл. В тот же день ему было подано прошение о помощи. А уже 7 апреля, на Благовещение СМИ сообщили о том, что Патриарх добился разрешения на строительство на месте Блокадного крематория храма во имя Всех святых в земле Российской просиявших. Блокада чиновничьего произвола была разорвана.

Блокадный Храм был построен и освящен ровно через год к 65-летию Победы.

В этом деянии напрямую отразился взгляд Патриарха Кирилла на роль Церкви как силы, консолидирующей и примиряющей всё российское общество, охраняющей его национальные основы. Он подчеркнул, таким образом, бессмысленность исторических расколов и разрывов.

Такова позиция Патриарха и сегодня. Но для того, чтобы твердо выражать собственную позицию, Церковь должна обладать внутренним единством. Именно на это были направлены усилия Его Святейшества все эти пять лет.

Укрепление Церкви в период Патриаршества Кирилла происходит на институциональном уровне. Решению этой задачи способствует увеличение количества епархий и усиление роли епископата. В числе прочих эта мера имеет профилактический характер в целях предупреждения возможности новых гонений на Церковь и нового госатеизма. Чем больше численность епископата, тем сложнее будет бороться с Церковью будущим гонителям.

Благодаря Патриарху и его усилиями был создан новый церковный орган – Межсоборное присутствие. Эта структура позволяет церковной общественности собираться в промежутках между соборами и обсуждать те проблемы, которые требуют тщательного неспешного изучения перед вынесением на соборное обсуждения. Таким образом принцип церковного единоначалия был расширен и сделан более демократичным. Это само по себе является лучшим ответом на вызовы времени и доказательством того, что Русская Церковь следует принципу внутренней демократизации управления.

Но необходимо подчеркнуть, что Церковь развивает те демократизирующие её формы и институты, которые естественным образом вытекают из всей церковной традиции, не пытаясь подменить их секулярными политическими шаблонами, не соответствующими духу церковной жизни и букве церковного устроения.

В рамках того же курса на разумную внутрицерковную демократизацию Патриарх уделял и уделяет особое внимание оживлению приходской жизни, укреплению общинной связи между прихожанами. В последние годы многие приходы превратились в места помощи обездоленным и неимущим, в центры бесплатной юридической помощи прихожанам. Быстрыми темпами развивается социальная благотворительность и православное волонтёрство.

После интронизации Патриарха Кирилла были сделаны реальные шаги к выстраиванию последовательной информационной политики РПЦ. К этому Церковь подтолкнула сама жизнь, когда на гребне политических страстей 2011-2012 гг. представители либерально-оранжевого политического лагеря предъявили Церкви ультимативные требования: участвовать в политических противостояниях в составе одной из конкурирующих сторон либо стать объектом информационной атаки.

Благодаря принципиальной позиции Патриарха Церковь не поддалась на "искушение властью" и соблазн политиканства, то есть участия в чужих политических играх. Она выдержала информационный удар и сейчас занимается активной отстройкой собственной информационной политики. Это позволит создать условия для того чтобы Церковь в обществе воспринималась не как "закрытая" патриархальная структура, живущая ценностями некоего "золотого века", но как активный субъект общественной жизни.

РПЦ МП как общественная организация представляет десятки миллионов людей, несёт за них ответственность и отстаивает их интересы. Она имеет свой взгляд на ситуацию в стране и самостоятельную общественно-политическую позицию, продиктованную духом евангельских заповедей, а не изменчивыми настроениями тех или иных политических лагерей, партий и кланов, к которым Церковь безуспешно подталкивали и требовали примкнуть.

Сегодня уже очевидно: при Патриархе Кирилле Русская Православная Церковь останется самостоятельной силой, она не станет разменивать свой моральный и социальный ресурс на выгоды от сомнительных политических альянсов.

Огромное значение имело совместное решение Московской Патриархии и московских городских властей о программе "200 московских храмов". Благодаря строительству новых храмов даже в самых отдаленных районах столицы православные верующие получили возможность не только в любой момент прийти на литургию и причаститься Святых Даров, но и укрепить социальные связи между единоверцами. Новые приходы стали площадками для консолидации православных верующих и формирования православного гражданского общества как неотъемлемой части российского гражданского общества.

Именно в период патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла получили практическое развитие положения "Социальной концепции Русской православной Церкви". Значение этого процесса очень велико. Вот лишь некоторые его последствия.

Первое. Наконец запущен долгожданный процесс социализации Церкви. В СССР такой процесс был запрещён и невозможен в принципе, а в России 1990-х – искусственно заморожен. Между тем, например, в Польше социализация РКЦ прошла еще в 80-е. После ухода коммунистов никто не мешал польскому католичеству вернуться в свою социальную нишу. Поэтому сегодня вся консервативная часть политического спектра пропитана там католическими идеями.

В других странах Европы и Америки социализация прошла еще раньше. В России она происходит с опозданием. Причина – слишком долгий период госатеизма, а также сегодняшние его рецидивы, от которых, к сожалению, не свободна часть политической элиты. Так, совсем недавно Михаил Прохоров попытался протолкнуть к рассмотрению так называемый "Религиозный кодекс", ограничивающий права верующих и написанный в духе ленинских декретов о религии.

Тем не менее, социализация Церкви неизбежна. Причем как в силу мировых тенденций, так и ввиду особых обстоятельств русской истории. Дело в том, что Русская Церковь является единственным общественным институтом в стране, пережившим советский период и связывающий нацию с её дореволюционным историческим ресурсом.

Величайшая заслуга Патриарха Кирилла состоит в том, что он последовательно возвращает религии и Церкви их законное место в обществе, подчеркивая роль Церкви как гаранта национального единства.

Второе. Благодаря "Социальной концепции РПЦ" четко определена культурная роль православия. Вполне очевидно, что всё общество не может и не должно быть воцерковлённым. Но моральные ценности, напрямую выводимые из религиозных заповедей, непременно играют доминирующую роль в любом здоровом социуме, независимо от отношения той или иной его части к вопросам религиозной веры.

Благодаря усилиям Патриарха, сегодня православные ценности в виде курса ОПК присутствуют в школе. Причем предмет ОПК обращен в равной мере ко всем учащимся – верующим и неверующим, христианам и не христианам. Таким образом, конституционный принцип светскости государства соблюден. С другой стороны, самому понятию "светскость" возвращен его исконный исторический смысл, соответствующий мировой практике – нейтральность, равноудалённость государства по отношению к религиозным и нерелигиозным взглядам. Тогда как раньше в силу исторической инерции носители религиозных взглядов в России подвергались дискриминации, а Церковь то и дело пытались лишить общественной трибуны. Твердое отстаивание для Церкви права на общественный диалог – это безусловное достижение Патриарха Кирилла.

Третье. Занимая исконную, исторически присущую ей общественную нишу Церковь неизбежно берёт на себя роль морального авторитета в обществе. Авторитета, чье мнение не является обязательным для всех и каждого, но к которому, тем не менее, внимательно прислушиваются. Именно Церковь является тем институтом, который оберегает общество от раскола, примиряет между собой людей разные взглядов, сохраняет единство нации, поддерживая его изнутри своим авторитетом и силой убеждения, в то время как государство делает то же самое силой закона.

Но всё это не означает беспринципности или всеядности. Церковь печётся обо всех, но имеет свою собственную твердую общественную позицию. Важная заслуга Патриарха Кирилла состоит в том, что он актуализировал эту позицию, заявленную в "Социальной концепции РПЦ".

Именно по этой причине Патриарх Кирилл неоднократно заявлял, что РПЦ не считает возможным построение устойчивого общества на основе идеи тотальной конкуренции и денежного фундаментализма. Гарантией социального мира является социальное государство. Это необходимое условие означает заботу о благосостоянии всех членов общества, а не только избранных и наиболее "успешных", особенно если залогом успешности меньшинства служит обнищание большинства. Вот почему недавно и Патриарх Кирилл и президент Путин недвусмысленно высказались о сомнительной роли определённого "класса", который занимает в России неоправданно привилегированные позиции. Этот класс имеет влияние на СМИ и информационную сферу, производя в то же время вместо реальных материальных благ только бесконечные и изменчивые "стандарты потребления". В то же время Патриарх во время выступления на Всемирном Русском Народном Соборе говорил о недопустимости игнорирования интересов как социального, так и национального большинства, отсечения его от реальной экономической жизни в стране.

Итак, для общественного единства необходимы социальные гарантии. И если мы отрицаем в советском прошлом госатеизм, репрессии и классовые чистки, это не значит, что мы должны отказаться от системы социальных гарантий, мощной научно-технической базы, доступности и высокого уровня образования и науки, достигнутых в те годы.

Благодаря Святейшему Патриарху Кириллу Русской Православной Церкви в ближайшее время предстоит сыграть серьёзную роль в обновлении консенсуса между разными социальными группами и носителями разных взглядов в российском обществе.


Александр Щипков
Источник: "Завтра "


 Тематики 
  1. Православие   (769)
  2. Россия   (1237)