В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Радикальный ислам среди русских Поволжья и его последствия

Главная причина успеха исламского прозелитизма — оторванность русских от своих духовных корней

«Русскими мусульманами» (РМ) в России и других странах СНГ принято называть русских по рождению людей, исповедующих ислам.

Точные данные о численности РМ отсутствуют по причине того, что Всероссийская перепись населения не позволяет определить соотношения этнической и религиозной принадлежности респондентов. Имеющиеся данные весьма противоречивы. Озвученные в СМИ цифры оценок колеблются от нескольких до ста тысяч человек. Муфтий Равиль Гайнутдин и другие функционеры Совета муфтиев России говорили о «десятках тысяч русских, принимающих ислам». Советник Гайнутдина «русский мусульманин», Вячеслав-Али Полосин в интервью оценивает численность российской общины "русских мусульман" всего в 10 тысяч человек, тем самым опровергая своего начальника [1].

На исламских интернет-ресурсах можно увидеть информацию о том, что в России более 100 тысяч и даже несколько сотен тысяч РМ. В доказательство этих цифр обычно приводится следующий довод. По всеказахстанской переписи населения 2009 года в стране проживали 54тысячи 277 русских, исповедующих ислам, – при общей численности русского населения в 3 млн. 793.764 чел. Соответственно, приблизительную численность РМ в России предлагается определять, исходя из цифры во сколько раз в России численность русских больше, чем в Казахстане. Однако, данные переписи населения 2009 года в Казахстане многими экспертами подвергаются сомнению: эта перепись закончилась скандалом в связи с выявленным расхищением средств, выделенных на её проведение, в связи с чем из-за недостаточного материального обеспечения при сборе-обработке данных были допущены масса ошибок. В частности, по свидетельству главы агентства Казахстана по статистике Алихана Смаилова, «выяснилось, что очень много населения переписано дважды – порядка 300 тысяч дублей мы убрали из базы данных» [2].

Большинство экспертов сходятся во мнении, что функционеры Совета муфтиев России и сами РМ склонны преувеличивать численность данной этнорелигиозной группы. Известный исламовед Роман Силантьев оценивает численность русских мусульман приблизительно в 7000 человек. В то же время, по данным сотрудников полиции, в одной только Астрахани – около 1000 (одной тысячи) русских мусульман, являющихся приверженцами ваххабизма.

Оценить численность РМ в Поволжье тем более затруднительно.

В то же время имеет место тенденция увеличения численности РМ в России, в т.ч. в Поволжском регионе. Так, за последние годы ощутимо увеличилась численность РМ в Нижнекамске (Татарстан), Баймаке (Башкортостан), Ульяновске, Саратове ,Астрахани, в Ровенском районе Саратовской области, пос. Аскино (Башкортостан) (по сведениям полиции и мусульманских духовнослужителей).

РМ можно разделить на 3 основные группы:

1. Принявших ислам по идейным соображениям, вследствие духовных исканий

2. Сменивших веру по семейным, причинам. Эту группу составляют жёны мусульман, в единичных случаях – мужья глубоко верующих мусульман. От представителей этой категории следует отличать тех, кто принял ислам по какой-либо другой причине, а потом уже находит себе супруга среди мусульман.

3. Принявшие ислам из конъюнктурных (социально-экономических) соображений. Встречаются среди представителей бизнес-элиты и сотрудников органов власти в Татарии и Башкирии. К ним же следует отнести и тех представителей уголовно-криминальной среды, кто принимает ислам, присоединившись к организованным преступным группировкам сформированным ваххабитами.

4. Военнослужащие, насильственно обращённые в ислам в афганском или «ичкерийском» плену. В некоторых случаях представители данной категории, получив свободу, остаются в лоне мусульманской религии. По разным оценкам, на всю Россию их не более нескольких десятков человек.

РМ придерживаются следующих направлений суннитского ислама: ваххабизма, «Хизб-ут-Тахрир» (ХТ), «Таблиги джамаат» (ТД), «Нурджулар», традиционного ислама ханафитского и шафиитского мазхаба. Шииты составляют немногочисленную группу.

По мнению сотрудников спецслужб и духовнослужителей традиционного ислама, определённая часть РМ составляют ваххабиты. Для мировоззрения членов ХТ и ТД нередко характерен синкретизм: учение, которого они придерживаются, включает в себя не только положения доктрин данных организаций, но и элементы ваххабизма. На фоне этих нетрадиционных для народов России течений ислама в явном меньшинстве остаются приверженцы традиционного ислама. Формально приверженцами ханафитского мазхаба в Татарии и Башкирии являются представители бизнес-элиты и сотрудники органов власти, принявшие ислам по конъюнктурным соображениям. Представители шафиитского мазхаба имеются в Уфе (Башкирия) среди этнических русских, состоящих в суфийской организации «Тарикат» (последователи покойного дагестанского шейха Саида Чиркейского).

Группу принявших ислам по идейным соображениям следует также разделить на несколько подгрупп:

1. Интересующиеся эзотерикой (оккультизмом). Как правило, перед приходом в ислам являются приверженцами различных «нью-эйдж»-течений (при этом необязательно состоят в «нью-эйдж»-сектах). В исламе их привлекает мистика суфизма. Приняв ислам, как правило, не ведут жизнь «практикующего мусульманина» (аналог церковной жизни у христиан), мечеть посещают редко, в основном посещают собрания приверженцев суфийских течений на квартирах. Некоторые стараются найти духовного наставника в Дагестане (стать мюридом шейха), но после этого, как правило, жизнь «практикующего мусульманина» всё равно не ведут.

2. Принимающие ислам на почве увлечения культурой Востока, на фоне изучения восточных языков и комплиментарного отношения к культуре мусульманских стран. В основном данная группа состоит из представителей интеллигенции. Среди данной категории много приверженцев шиизма.

Как правило, жизнь «практикующего мусульманина» ведут единицы.

3. Принимающие ислам из революционных, антигосударственных побуждений. Их можно обозначить, как идущих в ислам для того, чтобы быть революционерами и воевать с государством. Христианство они считают неподходящей религией для таких целей, «религией слабаков». В основном это выходцы из праворадикальных (националистических) и леворадикальных группировок.

4. К данной подгруппе примыкают представители уголовной (криминальной) среды, которые принимают радикальный ислам, видя в нём сходство с «понятиями» криминалитета. Система ценностей уголовного мира предполагает презрение не только по отношению к правоохранительным органам, но и к государству как таковому вообще. Это весьма напоминает мировоззренческие установки радикал-исламистов, для которых российское государство является кяферским (государством неверных). Данную категорию в радикал-исламистских идеологиях привлекает то, что предыдущие грехи (преступления) до активного принятия ислама списываются, а возможность их совершить в дальнейшем оправдывается, поскольку новые преступления (в т.ч. ограбления и убийства) трактуются как часть «джихада». Увеличению численности данной группы приверженцев радикального ислама способствует то, что, попав в места заключения, радикал-исламисты стараются найти новых единомышленников, причём в глазах остальных зэков они выглядят как жертвы государства [3].

Представители двух последних подгрупп и составляют значительную часть РМ в России. Эти 2 категории (условно «революционеры» и «уголовники»), как правило, находят общий язык в составе организованных преступных группировок (бандформирований). Они стремятся быть «практикующими мусульманами»: стараются пятикратно читать намаз каждый день, но официально мечети нередко принципиально не посещают, называя их «кяфирскими» (в связи с тем, что муфтияты, в ведение которых входят эти мечети, сотрудничают с государством).

Некоторые исследователи предлагают выделять среди РМ группу приверженцев «арийского ислама» и «марксистского ислама». Представители «арийского ислама» соединяют ислам с русским национализмом, расизмом. Ислам для таких неофитов – это либо «путь к возрождению русской нации», либо «путь к возрождению белой расы». Для представителей «марксистского ислама» ислам является «средством к всемирному освобождению угнетённых», исламскую религию они соединяют с леворадикальными доктринами.

Однако пребывание РМ в этих 2 категориях кратковременное, и рано или поздно они становятся адептами ваххабизма либо «Партии исламского освобождения» – «Хизб-ут-Тахрир».

Некоторые особенности мировоззрения представителей русской молодёжи, принявших ислам

Опросы среди молодых РМ, проживающих в городах Поволжья, показали, что представители данной категории русской молодёжи на вопрос о причинах принятия ими ислама отвечают, что видят в современном православии «религию, проповедующую ненасилие и толерантность», «религию слабых» [4].

В результате опроса также было выявлено негативное отношение данной группы к РПЦ, которая, по их мнению, служит государству и одновременно живёт «на средства народа».

Данная группа РМ также негативно относится и к функционерам традиционного ислама (по тем же причина), однако в отношении последних проявляет меньше негатива.

В исламе в целом, по их мнению, присутствует культ воинственности. «Ислам – это религия сильных людей», – так считают они. При этом они не скрывают, что сочувствуют членам ваххабитского бандподполья Северного Кавказа, которые (по их мнению) «воюют против ментов, служащих путинскому режиму».

Участие РМ в террористической деятельности

Из числа русских мусульман, которых на всю страну насчитывается несколько тысяч, террористов вышло больше, чем из представителей татарского населения (которых в стране около 5 млн.) [5].

Через СМИ наиболее «распиарены» следующие РМ, причастные к террористической деятельности:

Александр Тихомиров (10.02. 1982 — 2.03. 2010, Экажево, Ингушетия, Россия) — участник террористических групп, исламский проповедник и один из идеологов северокавказского вооружённого бандподполья. Более известен под именем Саид Бурятский. До ухода в бандподполье работал в центральном аппарате Совета муфтиев. Уничтожен в результате спецоперации сводного отряда ЦСН ФСБ и СОБРа МВД у ингушского села Экажево 2 марта 2010 года.

Виктор Двораковский (5 февраля 1987, Махачкала, ДАССР) — участник ваххабитского террористического подполья в Ставропольском крае. Был объявлен в федеральный розыск, когда в Пятигорске в снимаемой им квартире взорвалось самодельное взрывное устройство. При задержании в ночь на 14 июля 2011 года оказал сопротивление, кинув в полицейских самодельную бомбу, и ранив одного из них. Вторая бомба взорвалась у него в руках, оторвав кисть левой руки. Суд приговорил его к 23 годам колонии строгого режима.

Алла Сапрыкина (1982 – 28 августа 2012 года, Чиркей, Дагестан). Среди ваххабитов была известна под именем Аминат. «Общая жена» боевиков дагестанского подполья.28 августа 2012 года Алла Сапрыкина путём самоподрыва убила одного из духовных лидеров мусульман Дагестана – шейха Саида Чиркейского.

РМ причастны и к террористической деятельности в регионах Поволжья.

В июне 2004 года на вещевом рынке в Самаре прогремел взрыв, в результате которого погибли 11 человек. По версии следствия, организатором данной «диверсии против кяферов» (как называют этот теракт ваххабиты на своих интернет-форумах) является уже несколько лет находящийся в федеральном розыске уроженец Волгоградской области «русский мусульманин» Павел Косолапов. Известно, что приняв ислам, Косолапов воевал против федеральных войск на стороне чеченских ваххабитов, затем стал инструктором базы боевиков, располагавшейся под Сержень-Юртом. Затем Косолапов возглавил интернациональный джамаат, который, по сути, представлял собой диверсионную группу, ведущую джихад против России. В настоящее время находится в федеральном розыске.

26 апреля 2011 года в Волгограде у здания ГИБДД взорвалось самодельное взрывное устройство. В результате взрывов никто не пострадал. В этот же день у здания академии МВД обнаружили еще одно взрывное устройство, которое было обезврежено сапёрами. Как установлено в ходе следствия, взрывные устройства заложили члены интернациональной банды, которую возглавлял ранее судимый Андрей Антонов, среди ваххабитов известный под именем Умар. Известно, что ислам он принял, находясь в местах лишения свободы. В банде также состоял его родственник – Алексей Антонов. Все члены бандгруппы были жителями Астрахани. Банда занималась вооружёнными ограблениями магазинов и квартир, считая это джихадом против «кяферского государства». При попытке задержания главарь банды, Андрей Антонов, предпринял попытку взорвать гранату, и оперативники астраханского СОБРа вынуждены были его застрелить. Остальные члены бандформирования задержаны и получили позже от суда сроки от 3 до 19 лет лишения свободы.

На территории регионов Поволжья правоохранительными органами в разные годы была пресечена деятельность нескольких интернациональных бандформирований, участниками которых были РМ, и которые готовились к проведению терактов.

В 2003 году в Ульяновской области милицией раскрыта деятельность ваххабитской банды, которая также промышляла вооружёнными ограблениями, считая это частью джихада. Первоначально члены бандформирования подозревались в убийстве криминального авторитета. Со слов следователей, тогда их внимание привлекло то, что многие подозреваемые называли себя арабскими именами вместо русских имён зафиксированных в паспортах. Так выяснилось, что ряд подозреваемых, будучи русскими и по национальности, приняли ислам и состоят в организации «Исламский джамаат». Лидерами банды были русский мусульманин Сергей Сандрыкин и принявший ислам чуваш Валерий Ильминдеев. Члены бандформирования совершили ряд разбойных нападений, похищений людей и других особо тяжких преступлений. Члены группировки оборудовали под домашнюю мечеть одну из принадлежащих им квартир в Ульяновске, читали здесь проповеди и вели занятия с русской и татарской молодёжью, на которых возбуждали ненависть и вражду к иноверцам [6].

Осенью 2007 года сотрудниками ФСБ в Тольятти (Самарская область) была обезврежена банда ваххабитов, известная как «Тольятинский джамаат», и готовившихся к проведению теракта. 4 апреля 2008 года представители Управления ФСБ по Самарской области рассказали представителям СМИ о том, что в Тольятти пресечена деятельность группы религиозных экстремистов, а её руководитель осуждён за хранение самодельного взрывного устройства. О том, что «на территории Тольятти действует хорошо законспирированная группа лиц, являвшихся приверженцами экстремистского течения ислама», оперативникам стало известно еще в 2006 году.

В дальнейшем сотрудникам УБОП совместно с сотрудниками ФСБ удалось выяснить, что участники действующего на территории Тольятти ваххабитского «джамаата» вели работу по вовлечению в свою деятельность жителей города и Ставропольского района города, занимаясь пропагандой идеи вооружённого джихада. Среди участников религиозно-экстремистской группы были и РМ. В марте 2008 года руководитель группы был осуждён на один год по статье 222 УК РФ («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»).

В марте 2010 года в Октябрьском (Башкирия) спецназом ФСБ и СОБРом МВД была блокирована ваххабитская бандгруппа, одним из двух главных лидеров которой был житель города Белебея Владимир Тураев. Один из террористов — русский мусульманин Александр Яшин даже умудрился вырваться из окружения и попытался захватить заложников в городской больнице, но был нейтрализован спецназом. Выяснилось, что участники интернационального по составу джамаата занимались похищениями людей, вымогательством и разбойными нападениями для последующего получения материальных средств на финансирование бандгрупп на территории Северного Кавказа. Свою деятельность они считали джихадом против «кяферского» государства. Также выяснилось, что участники одной из религиозно-экстремистских групп, которая входила в банду Тураева провели диверсию на трассе магистрального газопровода высокого давления в Бирском районе Башкирии (к счастью, заложенное ими взрывное устройство не взорвалось). Члены бандформирования планировали теракты с участием смертников.

Следует отдельно выделить «женско-экстремистскую» категорию РМ, состоящих из молодых русских женщин, которые связаны с ваххабитским бандподподпольем. Их можно разделить на 2 категории:

а) принявшие ислам по идейным либо семейным причинам, и сознательно пошедшие на сотрудничество с ваххабитским бандподпольем.

б) принявшие ислам по идейным либо семейным причинам, и обманом вовлечённые в деятельность ваххабитского бандподполья.

В последнее время на территории поволжских регионов отмечена негативная тенденция вовлечения русских девушек, принявших ислам, в деятельность вооружённого бандподполья Северного Кавказа. Ваххабиты знакомятся с девушками через интернет, после чего убеждают их вступить в «тайный брак с моджахедом». На первой же встрече с незнакомым человеком, с которым девушка познакомилась в интернете – проводится мусульманский обряд «никах» (заключение брака). После этого девушку тайно вывозят в одну из республик Северного Кавказа. Иногда даже «никах» заключается по телефону либо по Интернету (чего в исламе никогда не было принято) с человеком, с которым в реальной жизни «невеста» никогда не встречалась, и он убеждает её самостоятельно прибыть в одну из северокавказских республик. Уже там девушек вовлекают в противоправную деятельность в качестве общих жён, причём боевиками, как правило, предполагается, что рано или поздно они станут смертницами-шахидками.

В апреле 2013 года в Астрахани сотрудники ФСБ и полиции вернули домой шестнадцатилетнюю студентку медколледжа Юлию Титову, тайно от родителей переехавшую в одну из республик Северного Кавказа. Приняв ислам, она объявила родителей неверными и тайно вышла замуж, совершив обряд по телефону.

Также выяснилось, что девушка взяла пример со своей двоюродной сестры, которая, приняв ислам, тоже «вышла замуж» по телефону. Её муж был участником бандгруппы, нападавшей в июле 2010 года в Астрахани на полицейских и на имама одной из мечетей города. В 2010 году банда была уничтожена, и молодая женщина осталась вдовой [7].

По мнению сотрудников центрального аппарата МВД, озвученному в СМИ, тенденцией последних лет стали именно русские смертницы, принявшие ислам.

По данным Центра географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) Русской Православной Церкви, сейчас в России более 200 РМ находятся под следствием, в розыске или местах заключения за участие в бандформированиях, подготовку терактов и разжигание межнациональной вражды. Это позволяет считать русских мусульман самой криминализированной этно-конфессиональной группой в стране.

Опыт показывает, что нередко РМ в Поволжье – это приверженцы нетрадиционных для России форм ислама, которые обычно связывают с исламским радикализмом: ваххабиты, члены «Хизб-ут-Тахрир» и «Таблиги джамаат».

Исламовед Ринат Патеев высказал следующее мнение о РМ: «Действия, инициированные этнически русскими экстремистами, всегда значительно радикальнее, нежели акции, проведённые «этническими» мусульманами» [8].

Один из муфтиев Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Хайдар Хафизов считает принятие русскими людьми ислама недопустимым и опасным явлением для России в связи с приверженностью РМ радикальным толкам ислама [9].

Мнение бывшего муфтия Татарстана Гусмана Исхакова: «Примеры русских, перешедших в ислам, не слишком обнадеживающие: у них обычно повышенная агрессивность, да и менталитет у них совсем другой» [10].

Подобные «отличия в менталитете» РМ от христиан и представителей традиционного ислама можно объяснить тем, что зачастую ислам принимают те маргинальные настроенные представители русского народа, которые видят в нём средство борьбы с существующим государственным строем, либо средство оправдания бандитизма.

В то же время, по мнению культурологов, не обработанный национальной культурой того или иного народа ислам – это принципиально интернационалистическая идеология, которая заставляет своих приверженцев осознавать себя членами наднациональной общности и стремиться к объединению с носителями схожих ценностей. Согласно этой точки зрения, поскольку у русских нет своей традиционной для русского народа версии ислама, они будут всегда в мировоззренческом плане уязвимы перед панисламистскими концепциями, в т.ч. перед ваххабизмом и «Хизб-ут-Тахрир». В то же время, подобное не грозит татарам или башкирам, в случае если они укоренены в «этнической» версии традиционного ислама – т.к. «своя» версия ислама для них является одним из признаков принадлежности к этносу (одним из средств этнической самоидентификации).

По мнению Загиди Махмудова, дагестанского республиканского эксперта по работе с молодёжью, РМ становятся ваххабитами потому, что не имеют «прочной духовной опоры», будучи далеки от Православия. По его мнению, радикальность РМ обусловлена психологическими причинами: конфликтом между новым (мусульманским) сознанием и подсознательным чувством, что данное состояние (пребывание в мусульманской религии) – ненормально для русского. Следствием этого являются «непредсказуемое поведение, маргинализация и далее по цепочке». «Таких людей можно привести куда угодно», – считает эксперт [11].

Причины ухода русской молодёжи в ислам

По мнению исламоведа Руслана Гереева (Дагестан), занимающегося исследованием проблемы русских ваххабитов, «исламизация русских – во многом результат плохой работы Русской Православной Церкви и чиновников, которые не уделяют русской молодёжи должного внимания» [12].

«Слабая работа» РПЦ проявляется, прежде всего, в том, что фактически не ведётся миссионерской работы среди русской молодёжи. Миссионерские отделы епархий, как правило, миссионерством не занимаются.

Нельзя не признать и такую проблему, как насаждаемый либеральной частью священнослужителей РПЦ образ Православия, как толерантной религии, не имеющей никакого отношения к патриотизму и служению Отечеству. Из-за этого Православие и воспринимается многими представителями молодёжи как «религия слабых», в которой главное – «прощать врагов, подставлять щёку».

Следует признать, что главной причиной успеха исламского прозелитизма среди отдельных представителей русского народа является то, что большинство русских до сих пор оторваны от своих духовных корней и фактически не знакомы с религией своих предков – православным христианством, и имеют искажённое представление об этой религии.


Иванов Василий Витальевич – Приволжский (Казанский) региональный центр этнорелигиозных исследований научный сотрудник
Источник: "РИСИ "

Примечания:

1. «Русский ислам»: интервью с советником Совета муфтиев России, бывшим православнымй священником Али Вячеславом Полосиным // «Портал-Credo.Ru».

2. Не коррупционный скандал стал причиной долгого подведения итогов переписи населения – Смаилов // ИА Новости-Казахстан, 12 ноября 2010 года.

3. Сулейманов Р.Р. Тюремный халифат: Радикальный ислам массово распространяется в учреждениях пенитенциарной системы России / Раис Сулейманов // Независимая газета, 21 февраля 2013 года.

4. Влияние северо-кавказских ваххабитов в Поволжье будет усиливаться: эксперты // REGNUM, 4 февраля 2013 года.

5. Сулейманов Р.Р. Русские мусульмане в постсоветской России: причины неофитства, положение в исламской среде, реакция государства и общества // Агентство политических новостей, 12 октября 2012 года.

6. Верховный суд утвердил приговор ульяновскому «Джамаату» // Лента.ру, 16 ноября 2006 года.

7. Володина М. Фата или пояс шахида? // Российская газета, 14 июня 2013 года.

8. «Исламу придётся идти по пути модернизации»: интервью с Ринатом Патеевым // Эксперт, 25 марта 2013 года.

9. Эксперт: вряд ли можно назвать русских мусульман русскими людьми // Аналитический портал «Спектр», 30 апреля 2013 года.

10. Гусман Исхаков: "Меня, как муфтия, не радует, что русские принимают ислам. Человек не должен каждый год менять свою нацию, свою религию" // «Портал-Credo.Ru».

11. Русские мусульмане: чужие среди своих // Georgia Times, 7 сентября 2012 года.

12. Русские девушки в планах ваххабитов // «Большой Кавказ», 11 января 2013 года.


 Тематики 
  1. Радикальный исламизм   (241)
  2. Ислам   (204)