В ночь с 28 на 29 ноября в Татарстане были подожжены две православные церкви. А всего за последние две недели их сгорело 4. За полгода – 9.
Во всех случаях имеются серьезные основания считать, что причиной пожаров были поджоги. Как свидетельствует настоятель последнего сгоревшего храма – Святой Троицы в селе Кряшен Казыли – отец Дмитрий, три месяца тому назад он обратил внимание на приезжих бородатых людей со специфической внешностью, которые тщательно фотографировали храм. Кстати, храм был построен на средства и при участии местной православной общины.
На невеселые мысли наводит и то, что за последние полгода в Татарстане сгорело уже 9 храмов. По факту последних поджогов прокуратура республики потребовала возбудить уголовное дело по статье "теракт". Прокурор Татарстана Илдус Нафиков провел экстренное заседание. "Ни у кого нет сомнений, что серия произошедших в республике поджогов церквей носит не случайный характер. Правоохранительные органы Татарстана должны дать адекватный ответ тем, кто желает раскачать ситуацию в регионе", – заявил Нафиков. Рассмотрев все обстоятельства совершенного, прокуратура потребовала от следствия возбудить уголовное дело по ч. 1 ст. 205 УК РФ (террористический акт). "С учетом событий чрезвычайного характера, ранее произошедших в Нижнекамске, где по требованию прокуратуры уже возбуждено и расследуется уголовное дело о подготовке террористического акта, прокуратура потребовала рассмотреть вопрос о последующей квалификации действий преступников (при наличии оснований) по ст. 205.4 УК РФ (организация террористического сообщества и участие в нем)", – говорится в заявлении прокуратуры республики.
Как мы помним, в Нижнекамске 16 ноября неустановленные личности попытались запустить самодельные ракеты в сторону завода "Нижнекамскнефтехим". Одна из ракет упала в исправительной колонии № 4. В тот же день правоохранители обнаружили и обезвредили два самодельных взрывных устройства.
А 17 ноября произошла страшная и странная катастрофа "Боинга" в аэропорту Казани, в которой погибли 50 человек, включая главу управления ФСБ по Татарстану Антонова, сына президента Татарстана Минниханова.
Примечательно, что в ночь на 17 ноября в республике были предприняты две попытки поджогов православных храмов. Храмы удалось спасти силами пожарных и прихожан. Поджоги в ночь с 28 на 29 ноября увенчались успехом для террористов. Пламя пожаров бросило отблески на федеральный экран. О пожарах сообщило российское телевидение в своей итоговой воскресной политической программе.
Так что же происходит в Татарстане? "Татарстан – одна из наиболее динамично развивающихся республик Российской Федерации. Во многом подает пример другим, в том числе как пример гармонии ислама и православия. Очевидно, не всех это устраивает: у поджигателей сильное желание испытать власть Татарстана и само общество на прочность". Такой точки зрения придерживается ведущий российского телевидения Дмитрий Киселев.
"На мой взгляд, это – дело рук радикалов, которые хотят раскачать ситуацию в регионе", – считает настоятель сгоревшего храма Святой Троицы отец Дмитрий. Храмы горят ночью. Во всех поджогах у преступников – один почерк. То, что увидел священнослужитель одного из сел Татарстана, наконец-то разглядели и следственные органы республики.
"Все поджоги произошли в достаточно короткий промежуток времени, не исключено, что все они совершены одними и теми же лицами. В связи с этим следствием будет рассматриваться вопрос о возможности возбуждения уголовного дела по статье "терроризм" и возможности объединения данных уголовных дел в одно производство", – сообщает старший помощник руководителя Следственного управления СК РФ по Татарстану Андрей Шептинцкий.
"Мы осуждаем эти факты. Никто не сможет разрушить ту дружбу между христианами и мусульманами, которая существует много веков", – заявил митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий.
"Это радикалы и террористы, у которых нет религии. Уничтожение храмов других религий – большой грех", – отметил глава Духовного управления мусульман Татарстана Камиль Хазрат Самигуллин.
Сразу после получения информации о поджогах президент Татарстана Минниханов провел внеочередное заседание антитеррористической комиссии. "Это сделано руками не верующих представителей какой-либо религии, а какими-то фанатами, какими-то силами, которым не нравится спокойная, уверенная жизнь нашей республики. Это преступники, люди, которые хотят дестабилизировать ситуацию стабильно развивающегося Татарстана. У меня нет сомнений, что нам удастся навести порядок, изобличить этих людей, привести их к ответственности", – заявил председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин.
Однако ситуация в республике, к которой сейчас привлечено внимание федерального центра, сложилась не вчера. По мнению экспертов, в Татарстане и в целом в Поволжье многие годы развивается и крепнет радикальный исламский фундаментализм. Пиком его активизации стали громкие теракты, совершенные в июле прошлого года. 19 июля было совершено покушение на лидера традиционного ислама, муфтия Татарстана Ильдуса Файзова, в результате чего он получил ранение. Покушению предшествовало убийство начальника учебного отдела Духовного управления мусульман Татарстана, известного идеолога традиционного ислама и богослова Валиуллы Якупова.
В период подготовки и проведения в Казани Универсиады-2013, всплески терроризма удалось загасить. Но далее события развивались по нарастающей.
Причины описала и проанализировала в июне текущего года "Независимая газета". Издание считает, что "Татарстан из-за попустительства властей республики превратился в своеобразный "питомник" для радикал-исламистов". По мнению авторов "Независимой", в Татарстане созданы все условия для неконтролируемого роста религиозных экстремистских настроений. Носители ваххабизма наладили тесные связи с "коллегами" в других регионах, в том числе на Кавказе.
Радикал-исламистская идеология проникает или пользуется сочувствием во властных элитах республики, как на республиканском, так и на муниципальном уровне. Нередко главы районов выступают в роли покровителей местных фундаменталистов. Эксперты называют это явление "ваххабитским холдингом", имея в виду сращивание бюрократии, бизнеса и радикального духовенства. "Независимая" приводит данные, что до сих пор в тех или иных формах (как открыто, так и неофициально) из республиканского госбюджета Татарстана поддерживается антироссийская деятельность татарских националистов, которые являются союзниками радикал-исламистов.
Ситуация усугубляется выдавливанием русских из республики. Это приводит к еще большей замкнутости Татарстана, возвращению его к более ранним формам развития и соответственно росту радикальных религиозных воззрений. О положении русских можно судить по тому, что 39 процентов русского населения республики слабо представлено в руководстве. Из 17 министров правительства Татарстана только 1 – русский, из 43 глав муниципальных районов республики только 8 – русские, из 120 депутатов местного парламента – 29 русских (24%).
Численность русских за постсоветский период в Татарстане сократилась с 1 575 361 человек в 1989 году (43,3 процента) до 1 492 602 (39,5 процента) в 2002 году.
"Татарстан остается одним из немногих российских регионов, где по-прежнему православные храмы используются под музеи, как это можно наблюдать в Казани, где в Дворцовой церкви Казанского кремля располагается... Музей истории государственности татарского народа", – написала "Независимая газета". Бурное строительство мечетей (в Татарстане их 1300) не сопровождается строительством православных храмов (их около 220). Многие имеющиеся храмы заброшены из-за недостатка средств. А действующие поджигаются. Террористы видят в православии своего естественного противника.
Михаил МОРОЗОВ
Источник: "По материалам "Трибуна" "5 декабря 2013 г.