В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Oбращение патриарха Кирилла к приднестровцам

ИА REGNUM публикует распространенный пресс-службой президента Приднестровья текст обращения патриарха Московского и всея Руси Кирилла к жителям Приднестровской Молдавской Республики, озвученного 9 сентября на площади А.В. Суворова в Тирасполе в ходе первого визита главы РПЦ в ПМР:

"Дорогие приднестровцы! Я сердечно рад видеть всех вас собравшихся в таком множестве на центральной площади Тирасполя, на площади имени Суворова для того, чтобы нам иметь общую встречу. Я хотел бы, чтобы эта встреча началась с общей молитвы. Мы знаем, что человеческие судьбы, история рода человеческого осуществляется не только человеческими усилиями. Мы знаем, как Бог входит в человеческую историю. Мы знаем, как в ответ на молитву, искреннюю веру Бог совершает особые деяния. Свидетелями этих дивных деяний была и эта земля. И первое, что приходит на ум, это Великая Отечественная война, которая, конечно, во многом была выиграна героизмом, жертвенностью нашего народа, мудростью полководцев, самоотверженным трудом. Но мы знаем также, что ведь враг был намного сильнее: он подмял под себя всю Европу, он уничтожал города и села, казалось, что ничто не может его остановить. Верим в то, что победу одержал наш народ. Присутствовала не только сила человеческая, но и сила Божья. Мы знаем также и то, что многие другие судьбоносные моменты истории разрешались именно через присутствие воли Божьей в человеческой жизни. Сегодня перед Приднестровьем стоит много проблем и задач, которые необходимо решать. И вы о них знаете лучше, чем я. Давайте сейчас, перед началом нашей встречи, помолимся Господу, его Пречистой Матери, чтобы Силой Божественной была восполнена наша человеческая слабость, чтобы Мудростью Божественной была восполнена наша неспособность человеческая решать трудные задачи, чтобы волей Божьей была восполнена наша человеческая воля к добру, чтобы Божественным чувством любви были восполнены наши человеческие чувства, и чтобы они всегда были направлены ко благу. Помолимся о земле Приднестровья, дабы Господь приклонил к ней и ко всем вам свою милость...

Ваше Высокопреосвященство Митрополит Владимир, Ваше Высокопреосвященство Владыка Архиепископ Савва, Ваше Превосходительство Президент Приднестровья, уважаемый Евгений Васильевич [Шевчук], дорогие владыки, отцы, братья и сестры, дорогие приднестровцы!

Особая земля Приднестровье. Исторически она была связана еще с Киевской Русью. И мы знаем, что из святой Руси были посеяны здесь семена Православия. Но знаем также о том, что и с другой стороны Днестра приходили сюда священнослужители, чтобы посеять эти семена. И одна духовная миссия не мешала другой. Все работали в единомыслии, потому что проповедовали одно и то же, проповедовали Христа, веру православную. И с тех пор Приднестровье стало местом встречи двух миров – славянского и романского. Это национальное многообразие и сегодня ярко присутствует здесь. Жители Приднестровья – это люди, принадлежащие к разным этносам, но у них есть одно общее, что их прочно соединяет в один народ, – это вера православная. Как и во многих других местах, а в Приднестровье особенно, нет никакой другой духовной, идеологической основы совместной жизни. Почему люди должны жить вместе, почему они должны сотрудничать, почему они должны помогать друг другу, почему они должны совместно преодолевать конфликты? Ведь что-то общее должно быть для всех? И благодарим Бога за то, что этим общим для Приднестровья является православная вера. И если так, то мое первое слово к вам, мое первое пожелание, моя низкая просьба для того, чтобы смело смотреть в будущее, чтобы преодолевать трудности, чтобы идти вперед, – храните православную веру. Сегодня ее сохранить непросто, потому что православному образу жизни, православным идеям, православному учению брошены огромные вызовы, потому что человеческая цивилизация сегодня развивается так, как будто Бога нет. Идеалы и ценности, в которых часто воспитываются дети, в которых формируется сознание взрослых людей, держат веру где-то на периферии, где-то в стороне, а главная цель и устремления людей, целеполагание далеко от веры. Одновременно мы знаем, что без духовного целеполагания, без духовных целей, без доминирования этих целей народ перестает обладать силой. Мы все стоим на площади Суворова и видим этот прекрасный памятник. Замечательный пример дает нам Александр Васильевич. Он был прекрасным полководцем, он был мужественным человеком, он был смелым воином, он одерживал одну победу за другой. Но что было стержнем у Александра Васильевича, что было фундаментом основы его жизни, что вдохновляло его, а через него и чудо-богатырей Суворовских на подвиг? Вера православная, любовь к своему Отечеству, к своему народу. Эти величайшие цели способны мобилизовывать людей, мобилизовывать общество, делать их сильными, способными преодолевать трудности и не только на поле брани, но и те трудности, с которыми человек и общество сталкиваются. Почему я сейчас об этом говорю, мои дорогие? Потому что, как уже заметил выше, сегодня много и много соблазнов, особенно для молодого поколения. Сегодня каждое общество информационно открыто и часто безоружно. Поток информации, который обрушивается на людей, путает понятия, мешает человеку сделать выбор правильный, построить систему ценностей, которая бы помогла ему не заблудиться, не исчезнуть, остаться самим собой. И эта проблема стоит не только перед личностью, она стоит перед обществами и государствами. И мы знаем, как иногда информационные потоки провоцируют общественный хаос, гражданские столкновения, войны. Посмотрите, что происходит сегодня на Ближнем Востоке. Ведь все начинается не с внешней агрессии, а все начинается с того, что возникает хаос внутри. И он неслучайно возникает. Через информацию можно сегодня так воздействовать на людей, что с легкостью столкнуть одних с другими. И особенно уязвимы те общества, где присутствуют разные национальности. Легко разжечь ненависть одних против других, обрушить общественное согласие, превратить народ, общество или государство в развалину, в хаос, сдаться на милость победителям. Вот поэтому всякий раз, когда вы открываете средства массовой информации, помните, что нужно пропускать все, что к вам приходит в ваши спальни извне, оно может быть не только доброжелательным, но и враждебным. А потому у каждого человека должен быть критерий, то есть мерило, способность доброе отделять от злого, правду от лжи, пагубные провокации от искренних намерений людей помочь. И это касается не только Приднестровья. Это сегодня касается всего человеческого рода. Это касается сегодня России, Украины, Белоруссии, Молдовы, всех тех стран, с которыми Приднестровье связано историей и верой. И потому как Патриарх всея Руси я молюсь за всех вас, для меня не существует границ, для меня не существует политических противоречий, для меня не существует правых и неправых, для меня существует народ, который объединен под покровом Церкви нашей, и, верю, над которым простирается Покров Богоматери. А потому мое слово, всегда обращенное к людям, исполнено призывов жить таким образом, чтобы не становиться легкой добычей темной силы, дьявольской силы, провоцирующей людей на грех, на конфликты, на столкновения, на соблазн. Православная вера, как я уже сказал, дает мощный фундамент для жизни. Она помогала Суворову, она помогала многим другим, в том числе и тем, кто здесь проливал кровь в страшной схватке с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, ведь здесь разворачивалась Ясско-Кишиневская операция, которая завершилась полным разгромом врага в южной части фронта, который простирался от Балтийского и Баренцева морей до моря Черного. У людей хватало сил и духа бороться с врагом. Хотя в то время многие формально были неверующими. Но из поколения в поколение передавался наш культурный духовный код, который связан с нравственными устоями жизни. И когда нужно было встать и пойти, насмерть защищая Родину, то никакая идеология людей не толкала навстречу огню, а единственное что – долг перед народом, перед страной, любовь к Отечеству. Вот так же и в мирное время, когда мы сталкиваемся с трудностями, противоречиями, мы не должны разделяться, тем более, по национальному признаку.

Должен сказать, что Бог хранит Приднестровье. И оно являет замечательный пример того, как люди разных национальностей – не буду их перечислять, так много их здесь, чтобы никого не забыть и не обидеть, – но люди разных национальностей живут вместе и, может быть, поэтому абсолютно чужд Приднестровью всякий жесткий национализм, шовинизм и национальное превосходство. Вы – народ Приднестровья, умеющий жить в мире друг с другом. И храните это как великое достижение предков и как замечательный результат ваших собственных усилий.

Мы в этом году празднуем 1025-летие Крещения Руси. Я прибыл в Молдову для того, чтобы отпраздновать также 200-летие образования Кишиневско-Хотинской епархии, которая преобразована ныне в Кишиневско-Молдавскую Митрополию, и эти празднования здесь, на этих землях, объединились в одно празднование. Я хотел бы несколько слов сказать о замечательном юбилее – 1025-летии Крещения Руси. Тогда Святой равноапостольный князь Владимир сделал исторический выбор, который на тысячелетия предопределил развитие нашего народа. Это был особый выбор. Он потребовал мудрости от Великого князя и мужества, потому что такой резкий поворот в историческом развитии Руси, какой был совершен при нем, нельзя сравнить более ни с какими другими реформами и преобразованиями, потому что он заложил духовные и культурные основы бытия многонациональной Руси. Он определил системы ценностей. И вы знаете, что не сразу прививалась эта система ценностей, но затем она вошла в плоть и кровь нашего народа. Сегодня эти ценности называют базисными ценностями, к которым не должны притрагиваться руки политиков, никому не дано поколебать фундаментальные основы народной жизни, где бы это ни было – в Молдове, в Приднестровье, в России, Украине, Беларуси или в каких-то других странах, где большинство людей – православные. Мы живем благодаря этому фундаменту, мы сохраняем свою подлинность, идентичность и до сих пор эти замечательные истины, воспринятые народом нашим через киевскую купель Крещения, прорастают добрыми делами.

Мне бы хотелось также сказать о том, что последние 25 лет из этих тысячи лет были совершенно особенными. Я уже несколько раз об этом говорил, за 25 лет произошли огромные перемены в жизни нашей Церкви и народа, пасторски окормляющего нашу Церковь. Нигде и никогда не произошло такого грандиозного возрождения духовной жизни. Отстроены десятки тысяч храмов. Вы только вдумайтесь в это! Открыты тысячи монастырей. И происходило это не в самое легкое время. Достаточно вспомнить тяжелейшие 90-е годы, годы распада единого государства, экономического коллапса, некоего помрачения сознания очень многих людей, когда все спуталось в голове и никто не знал, куда идти и что делать. Каждый из вас или большинство из вас помнит, что происходило на этой земле в те страшные годы, как пролилась кровь православных братьев, какое страдание было нанесено простым людям. И происходило это не только здесь, но и в других местах, где живут и трудятся чада Русской Православной Церкви. А затем проследовали экономические коллапсы, кризисы. Ни одна из стран постсоветского пространства не избежала этих кризисов, которые во многом подорвали экономику, нанесли ущерб культуре и другим сторонам общественной жизни. И вот в это тяжелейшее время мы начали строить и восстанавливать святыни. И находились люди, которые говорили: "Зачем вы это делаете? Не хватает денег на одно, на другое, на третье". Я вспоминаю, когда в 95-м году мы начали возводить Храм Христа Спасителя в Москве, то были люди, которые говорили: "Зачем строить храм, когда у нас тюрьмы в беспорядке?" И тогда покойный Святейший Патриарх Алексий, блаженно почивший мой предшественник, сказал: "Чем больше будет храмов, тем меньше будет тюрем". И, несмотря на сопротивление определенной части общества, Храм Христа Спасителя был построен, и стали строиться и воздвигаться храмы по всему лицу Русской Православной Церкви. Это был подвиг! Этот подвиг совершали и вы, дорогие приднестровцы!

Не от богатства строятся храмы, не от жира строятся храмы. Когда голова человека и сердце его заплывает жиром, когда меняются ценностные ориентации личности, когда для человека закрывается небо и центр его внимания здесь, в районе его желудка, на земле без всякой перспективы, тогда храмы не строятся. Они строятся тогда, когда осознают необходимость строить храмы и созидать свою духовную жизнь. И вот эти 90-е годы и начало 2000-х, а в каком-то смысле для Приднестровья и сегодня годы очень непростые с точки зрения экономики, не мешают нам строить святыни. И мы сделали, может быть, самое важное, что нужно было сделать. Чтобы сохранить наши народы, чтобы сохранить духовную основу жизни, чтобы сохранить способность людей совершать добрые дела: мы укрепили нашу веру. И не только материальными нашими средствами создания храмов и памятников. Вера реально живет в наших сердцах, несмотря на пропаганду, несмотря на "раскручивание" человеческих инстинктов, несмотря на соблазны, люди хранят эту веру, потому что понимают и на опыте историческом страны нашей, и на опыте историческом многих других стран, а что самое главное – на опыте своем личном, что без Бога – не до порога. И можно напрягать силы, можно вкладывать деньги, чтобы сделать жизнь лучше или, может быть, фасад будет лучше, может быть, внешняя жизнь будет лучше, но качество человеческой жизни не будет становиться лучше. Потому что если человек становится богаче, но ничто не происходит в его душе, если у него не обостряется чувство совести, если он не проникается чувством ответственности за других людей, то богатство идет во вред. И мы же знаем, что сегодня происходит нередко в жизни богатых людей. Там, где богатство не связано с духовной жизнью, будь то личность или общество, развиваются тяжелейшие внутренние кризисы. И вы это знаете из новостных сообщений по телевидению и многих других источников массовой информации. Вот эта связь человека с Богом, которая называется религией, она дает возможность нам независимо от внешних условий быть сильными. А как же эту связь иметь? Некоторые люди не чувствуют этой связи. Мне приходилось встречаться с такими людьми, которые говорят: "Захотел бы поверить, но веры нет". Нередко еще в нашем сознании господствует стереотип прошлого, когда людей воспитывали в атеистских школах. Еще есть влияние, происходящее от того, что мало было храмов, не преподавалась религия в школах, не было воскресных школ, еще много есть таких последствий прошлого, которые мешают людям открыть для себя Бога. А это открытие необходимо!

Мне часто приходится встречаться с людьми, которые проходят через жизненные испытания, будь то состояние здоровья, объявленный доктором страшный диагноз или потеря имущества, или потеря положения. И вот в такие моменты особенно человеку нужна помощь. И люди начинают обращаться к Богу, часто не умея молиться. А потом приходят и говорят: "Теперь я стал верующим, я хочу креститься". И происходит это не потому, что кто-то что-то внушил человеку – он сам почувствовал Божье присутствие в своей жизни. А что означает это присутствие? А это означает то, что в ответ на нашу веру и в ответ на нашу молитву Бог нам дает свою силу. А что может быть сильнее Бога? Ничего! И человеческая слабость возмещается Божественной Силой! У человека, ставшего инвалидом в результате несчастного случая, настолько укрепляется через веру воля, что он становится сильным, он возвращается в общество, он находит место в жизни. Очень часто у людей, прошедших через другие тяжелые жизненные обстоятельства, успокаивается душа. И человек понимает, что он не одинок, что рядом с ним – Божественная Сила. Вот почему мою встречу с вами мы начали не с моих слов, а начали с молитвы. Потому что через молитву открывается нам Бог. И верим, что в ответ на эту молитву, которую каждый произносит по-своему и каждый о своем молится, Бог будет нам отвечать, и Он нам отвечает.

И моя молитва сегодня о Приднестровье, чтобы Господь преклонил милостыню к этой героической земле, где живут разные национальности вместе, чтобы перед Приднестровьем открылись новые возможности: не только развития духовной жизни, но и экономики, образования, культуры, чтоб приднестровский народ мог обмениваться своими способностями и дарами, результатом своих трудов с другими народами, чтобы была процветающей земля Приднестровья!

Молитва моя сегодня о каждом из вас, чтобы Господь хранил вас от зла, чтобы уберегал вас от соблазна, чтобы давал вам возможность через веру обретать опору в жизни. Чтобы Господь благословил ваши семьи, ваших родных и близких, ваших детей и ваших родителей, ваших близких по духу людей и друзей, с кем вы разделяете свою жизнь, я прошу Господа о том, чтобы у каждого из вас была работа, чтобы трудясь здесь, на этой благодатной земле, будь то в сельском хозяйстве или промышленности, вы могли эти дары, создаваемые вашим трудом и талантом, использовать для укрепления экономики Приднестровья, дабы улучшалась жизнь страны. Я молюсь Господу о том, чтобы его милость пребывала с вами и помогала вам реально в вашей жизни. Храни вас всех Господь, мои дорогие!"


Источник: "REGNUM "

 Тематики 
  1. Православие   (769)
  2. Русский мир   (167)