В исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове снова посетители. На этот раз тема для обсуждения более чем болезненная – вопрос ухода священников из Церкви. За закрытыми дверями состоялась презентация документального фильма "Расстриги" шведского режиссера православного вероисповедания Эрланда Кельтера. Картина, как и сама проблема, вызвала бурные дебаты профессионалов – священников и преподавателей разных духовных вузов страны.
"Расстриги" – это три истории о бывших священниках. Просто картинки из их нынешней жизни. Авторы киноленты отказались от первоначальной идеи, поданной протодиаконом Андреем Кураевым, снабдить ленту авторским текстом и размышлениями богословов и специалистов. Почти 40 минут просмотра – снятые что называется "с плеча" эпизоды, редкие откровения героев, старательно умалчиваемые жизненные трагедии и почти что сказочный хеппи-энд. Лента вместила в себя три эссе: "Стас", "Иван" и "Прохор". Если не знать историю героев, то эти имена почти ни о чем и не скажут.
Впрочем, в планах производителей ленты задачи раскрыть всю подноготную своих героев не было. Этой картиной они хотели поднять одну из актуальных, но, к сожалению, сегодня часто замалчиваемых тем о пастырском выгорании священнослужителей. Проблема действительно болезненная, именно этим и был обусловлен закрытый формат просмотра и последующих дискуссий.
"Они не предавали свою веру, не отказывались от нее из-за корысти. Они не могут служить, потому что Церковь строга, есть правила, по которым человек не может служить у престола, если он, например, будучи женат, полюбил другую женщину и стал жить с нею. Есть светские занятия, актерство, например, которые не могут сочетаться со священническим служением. Наши герои принимают церковные запреты мужественно и смиренно", – такова аннотация к картине.
Правда, профессионалы, в числе которых был и проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов, не один год занимающийся темой ухода священников из Церкви, не совсем согласились с такой подачей картины.
"Мне кажется, что мотивация героев ленты была очень далека от проблемы пастырского выгорания. Все эти претензии к Церкви, утверждения, что это Церковь неправильная и много человеческих соблазнов вокруг, скорбь о том, что человеческое горе захлестывает и сердце не может это выносить – все это больше похоже на притянутые за уши аргументы, когда где-то в глубине видится совсем другое. Например, первый персонаж, не скрывая с радостью и вдохновением рассказывает, что между ним и его новой пассией пробежала какая-то искорка. Вот это как раз то, вокруг чего, в действительности, вращается его жизнь, по крайне мере сейчас. И к Церкви и разочарованию в ней это не имеет никакого отношения", – уверен отец Павел.
Несмотря на то, что вопрос, являются ли герои ленты счастливыми, или же они глубоко несчастные люди, не нашедшие себя нигде, авторы "Расстриг" оставили на совесть публики. Показанные бывшие священники вызывают если не сочувствие, то жалость. По крайне мере, христианскую. Правда, как отметил настоятель храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский "для того, чтобы почувствовать всю полноту трагедии и драматизма этой ситуации многого не хватает". Потому что "все действительно все очень трагично".
"В ленте же все обозначено в манере пуантилизма, лишь точками, и не каждый зритель сможет сопоставить увиденное с реальной проблемой", – добавил он.
А то, что проблема существует – не отрицал никто. Кто-то, например, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, видит ее основную причину в том, что в конце 1980-х в Церковь пришло очень много тех, кто стремился не к царству Божию, а к земной самореализации, к "зилотскому" или "либеральному" реформированию Церкви, путал христианство с публичной площадкой для собственных амбиций, в том числе политических. Другие, в числе которых и настоятель храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский, полагают, что она возникает в достаточно "нежном" возрасте рукополагаемых священников, когда они встречаются один на один с проблемой тотального одиночества, с которой, впрочем, могут столкнуться и духовники с большим церковным стажем.
Для того, чтобы хотя бы приблизиться к раскрытию заявленной темы, авторам фильма понадобилось бы снять значительно больше материала, – – такую позицию озвучил и заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов.
"Надо было делать что-то большее, чем было показано в ленте, – считает он. – Длительно наблюдать за героями, стараться с ними беседовать. Надеюсь, что если съемки продолжатся, то в результате можно будет достигнуть первых обобщений".
Отец Николай также заметил, что этот фильм, в дополненном и значительно переработанном виде, мог бы послужить хорошим пособием для "сильно расширившегося в последнее время и на глазах умножающегося архиерейского корпуса нашей Церкви". Возможно, после знакомства с печальными жизненными историями архипастыри перестанут будут с большим вниманием относиться к словам святого апостола Павла: "Рук ни на кого не возлагай поспешно".
О том, что готовить к верности христианским канонам и правилам и трудностям выбранного пути надо чуть ли не со школьной скамьи говорили и другие. Сотрудник православной школы пансиона "Плесково" Андриан Гусейнов даже поделился собственными наработками.
"Меня эта проблема волнует как педагога. Я выпускаю молодых людей, многие из которых становятся священниками. Из школы многие из них идут в семинарию, а потом почти сразу рукополагаются. На моих глазах уже произошло несколько трагедий расстрижничества", – констатировал наставник православных школьников.
По мнению преподавателя, в священники надо идти в уже осознанном возрасте, после окончания светского высшего учебного заведения или армии. Но даже тех, кто сразу после школы хочет тесно связать свою жизнь со служением Церкви, Андриан Гусейнов "готовит" к возможным разочарованиям.
Стать более строгими в отборе будущих пастырей должны и преподаватели духовных заведений, уверен ректор Института христианской психологии священник Андрей Лоргус. Впрочем, заметил клирик, необходимо и заняться пристальным изучением феномена пастырского выгорания. К сожалению, в православной среде он исследуется недостаточно.
Резюме бурным обсуждениям подвел хозяин гостиной – архимандрит Савва (Тутунов). По его словам, эта дискуссия, участниками которой стали как церковные чиновники и настоятели разных столичных храмов, так и преподаватели духовных заведений сегодня более чем необходима не только в кулуарных беседах.
Вполне вероятно, что фильм "Расстриги" станет одним из важных шагов к тому, чтобы проблема ухода священников из Церкви, религиозного кризиса и пастырского опустошения не только началась обсуждаться на широких общественных площадках. Впрочем, какой бы ни была картина, она уже сегодня сделала важное – каждый из выступавших вспомнил самого себя и свои страхи, опасения, опыт преодоления сомнений и мужество служения. Может быть, показанная широкой аудитории, она заставит каждого задуматься о собственном предназначении в мире и ответить на вопрос: "Смогу ли я пронести этот крест, не отказавшись от него на полпути?"
Милена Фаустова
Источник: "RELIGARE "