Публикуемый текст является кратким изложением беседы между заведующим кафедрой литургики Католического богословского факультета Университета Людвига Максимилиана в Мюнхене, директором семинарии Георгианум, профессором, доктором богословия прелатом Винфридом Гаунерландом и доктором богословия архимандритом Евфросином (Билашом). Беседа состоялась в семинарии Георгианум в период ежегодных торжеств семинарии (14-16 декабря) и была посвящена, в частности, состоянию богословских наук в католических учебных заведениях Германии.
Архимандрит Евфросин (Билаш): Господин Прелат, прежде всего, позвольте поздравить Вас с наступившим временем Адвента. Период ожидания Рождества Христова имеет различные традиции в разных странах. И первый мой вопрос будет касаться именно Адвента. Что означает сам термин «адвент»? Каков его духовный смысл в католической церкви?
Винфрид Гаунерланд: "Адвент" означает "пришествие" и относится как к Первому пришествию Спасителя более 2000 лет назад, так и ожидаемому нами Его Второму пришествию в конце времен. В связи с обоими аспектами значения периода Адвента в Католической Церкви – это время радостного ожидания. Мы знаем о пришествии Господа и должны подготовить себя к Его пришествию, как внутренне, духовно, так и внешне.
Архим. Евфросин: Германия особенно славится предрождественскими ярмарками и гуляниями, народными традициями, относящимися к празднованию Рождества Христова. Признаюсь, что некоторые из таких западных традиций, например «венок Адвента», можно уже довольно часто увидеть в домах жителей Украины и России. Не расходятся ли народные традиции Германии с учением Католической Церкви? Не существует ли проблемы «народного» богословия, которое так часто отличается от официальной позиции Церкви?
В.Г.: Я полагаю, что не все происходящее и имеющее место в нашем обществе можно назвать "народным богословием". Хотя многое и связано с христианским традициям, но это не означает, что все люди наполняют это соответствующим христианским содержанием. Сегодняшние исследования показывают, что все больше и больше людей не знают, в чем именно заключается истинный смысл и содержание Рождества. На рождественских рынках можно найти не только вертепы, но и изображения из сказок, которые не имеют ничего общего с Рождеством Христовым. Одним из наиболее важных фигур нашей общественной традиции является Санта Клаус, который был изобретен отделом рекламы компании Кока-Кола в США. Он является результатом секулярного переосмысления святого Николая, причем сознательно лишенного религиозной коннотации. Но прежде всего, уже давно сам Адвент стал для общества временем Рождества. Причем, для большинства, Рождество становиться частью прошлого уже 26 декабря, в то время, как в Церкви рождественские праздники фактически только начинаются.
Архим. Евфросин: На протяжении многих лет Вы являетесь директором семинарии Георгианум. Эта семинария известна тем, что она вторая по времени основания католическая семинария в мире, а среди ее студентов был Папа Бенедикт XVI. Учитывая то, что структуры богословского образования в Германии и Украине кардинально отличаются, хотелось бы задать следующий вопрос. Чем на сегодняшний день являются семинария Георгианум и каков ее вклад в подготовку будущих священнослужителей?
В.Г.: В Германии есть традиция, когда кандидаты в священство учатся в государственных или, по крайней мере, в признанных государством университетах или на теологических факультетах и там приобретают свои знания в области теологии. Семинария является, в большей степени, средой обитания для таких студентов во время учебы. Здесь, в дополнение к своей богословским и академическим познаниям, они получают помощь необходимую для личностного роста, заметного развития духовности и приобретения пастырских навыков. Прежде всего, семинария – это время и место, в котором каждый кандидат в священники должен ответить для себя, действительно ли он может жить и функционировать в качестве священника в будущем.
Архим. Евфросин: 14-16 декабря являются особо значимыми днями для Георгианума. В программе указано празднование престольного дня семинарского храма, встреча семинаристов с кардиналом Фридрихом Веттером, чтение докладов и иные различные мероприятия. Расскажите немного подробнее, как отмечает свои праздники семинария Георгианум? И изменилась ли традиции празднования за долгие годы ее существования?
В.Г.: 15 декабря 1494 года герцог Георг Богатый основал семинарию Георгианум в Ингольштадте в то время, когда там был государственный университет. Затем состоялся перевод университета сначала из Ингольштадта в Ландсхут, а затем в Мюнхен. Семинария Георгианум также была переведена в Мюнхен. 14 декабря 1949 года кардиналом Михаэль фон Фаульхабером был освящен нынешний семинарский храм. 14 декабря 1982 года епископ Эрнст Тевес, в то время викарий Мюнхена и Фрайзинга, освятил алтарь в его нынешней виде. Потому мы и вспоминаем эти дни, постоянно отмечая этот праздник в третье воскресенье Адвента. Я просматривал записи этого дня и обнаружил, что на празднование всегда приглашался епископ – вот и в этом году на праздник был приглашен кардинал Фридрих Веттер, бывший архиепископ Мюнхена и Фрайзинга. В нашем празднике, конечно, произошли изменения. Но, по крайней мере, в последние десятилетия, эти изменения носили малый характер, и на данный момент, мне затруднительно ответить, в чем именно. Каждый епископ, который приходит к нам, придает празднику свой характер, каждый из участников дает каждому празднику индивидуальный оценку, и, вероятно, каждый директор вносит свой определенный вклад в то, каким будет праздник.
Архим. Евфросин: С 2005 года Вы являетесь заведующим кафедры литургики Католического богословского факультета Университета Людвига Максимилиана в Мюнхене. Каковы основные направления работы данной кафедры?
В.Г.: Кафедра литургики должна, прежде всего, следить за тем, чтобы литургика как наука была представлена во всех учебных курсах и во всем ее многообразии. Поэтому, по крайней мере, в нашем университете литургика в учебном плане представлена полностью. Кроме того, подготовка молодых специалистов в таком в университете, как Мюнхенский, всегда играет большую роль. Как раз в начале этого семестра два докторанта успешно завершили свои исследования по литургике. В моих собственных исследованиях, которые являются основой для преподавания, я еще больше хотел бы посвятить внимание истории литургии в новое время. На самом деле, над этим я и работаю в данный момент, но больше применительно ко Второму Ватиканскому Собору и его литургической реформе, а также над изменениями в католическом богослужении, связанным с погребением.
Архим. Евфросин: Ваша кафедра обеспечивает преподавание дисциплин, связанных с литургической жизнью Церкви. Имеет ли Ваша кафедра контакты и сотрудничает ли с аналогичными кафедрами православных богословских факультетов, университетов Центральной и Восточной Европы? Преподаются ли дисциплины на Вашей кафедре, рассказывающие о византийском богослужении и обрядах?
В.Г.: Одним из недостатков нашей немецкой системы является то, что каждый исследователь должен охватывать весь спектр науки. Само собой разумеется, что, по крайней мере, в исследовании это не представляется возможным. Я сам никогда не работал в сфере церковной традиции Востока. Но есть другие немецкие коллеги, которые знакомы с различными восточными обрядами, а также являются здесь серьезными партнерами в исследованиях для коллег в Центральной и Восточной Европе.
Архим. Евфросин: Вы являетесь членом Комиссии по литургике и церковной музыке Мюнхенской и Фрайзинской епархии. В этом году вся Католическая церковь праздновала 50-ю годовщину открытия Второго Ватиканского собора, на котором был принят один из самых важных документов собора – Конституция о Священной Литургии «Sacrosanctum Concilium». Принесли ли свои положительные плоды реформы, утвержденные Вторым Ватиканским Собором?
В.Г.: В принципе, Второй Ватиканский Собор рассмотрел вопросы, официально признал и развил, которые были подняты уже в начале ХХ-го века: многие в Церкви, от простой молодежи до Папы, почувствовали, что литургия должна быть более ближе к источнику духовности и жизненной веры всех христиан. Это было основной принцип литургической реформы, чтобы все верующие сознательно и плодотворно, как внутренне, так и внешне могли бы участвовать в богослужениях. Очень быстро стало понятным, что латинский язык многое усложняет и делает невозможным сознательное участие. Так что мы имеем сейчас языковую форму, которая облегчает участие в торжестве богослужения. Однако, те, кто действительно верил в то, что одной реформой богослужения все проблемы будут решены, остались разочарованы.
Архим. Евфросин: Не секрет, что Католическая Церковь в большинстве стран Западной Европы переживает кризис литургической жизни. Существует ли данная проблема в Германии? Нуждается ли церковь в дальнейшем реформировании или стоит возобновлять забытые традиции?
В.Г.: В корне того, что Вы называете кризисом литургической жизни, стоит кризис веры и кризис церковности. В Германии Католическая Церковь долгое время была народной церковью. Каждый был католиком или протестантом. По крайней мере, в деревнях, таким образом и как правило, определенное участие в богослужении жизни было само собой разумеющимся. Сегодня, однако, религия является частным делом каждого настолько, что для некоторых людей это является неудобным, даже если их религиозные взгляды воспринимаются публично. В таких условиях богослужение утратило свою естественность. Многие думают, что нужно обратить вспять литургическую реформу, и как только старые формы вступят в силу – все будет как и прежде. Мое твердое убеждение, что это – ошибка. Конечно, Литургия всегда нуждается в повышенном внимании и тем самым продолжается обновление и реформирование традиции. Но любую реформу, в первую очередь, мы должны внимательно продумывать, пытаясь ответить на вопрос, что сегодня содействует или препятствует людям, участвующим в литургии. Но кроме реформирования богослужебного порядка и усилий, направленных на создание культуры традиционных празднований, мы нуждаемся в больших усилиях, чтобы держать во внимании сердцевину веры и укреплять в ней других. Для этого литургическое празднование пасхальной тайны, то есть смерти и Воскресения Иисуса Христа, должны быть не только богословским утверждением, но углубляться в формировании литургического благочестия католиков.
Архим. Евфросин: Вопрос о церковной музыке. Совершенно недавно, будучи в гостях в одном из католических монастырей, я заметил, что некоторые богослужения, в том числе и Литургия, проводятся под музыкальное сопровождение даже не органа, а таких экзотичных для храмов инструментов, как гитара и электрогитара, флейта и др. Это становиться практикой или более исключение из общих правил?
В.Г.: Орган до сих пор пользуется высокой репутацией в нашей католической традиции. Но мы не должны игнорировать тот факт, что орган является дорогостоящим инструментом и также нуждается в компетентных людях, которые бы в совершенстве овладели игрой на нем. Когда я участвую в богослужении Италии, я гораздо чаще вижу, чем здесь, в Германии, что песни сопровождаются электрическим пианино или игрой на гитаре. Иначе обстоит дело у нас в церкви с детьми и подростками. Популярные среди них новые гимны часто просто означают, что они должны сопровождаться ритмичными инструментами. Принципиально нет ничего против. Но я считаю, что другие инструменты не заменят орган в долгосрочной перспективе. И это тоже хорошо.
Архим. Евфросин: Господин Профессор, сердечно благодарю за Ваши ответы. И надеюсь, что некоторые из затронутых тем, мы продолжим в следующих беседах. Пользуясь возможностью, сердечно поздравляю Вас и весь профессорско-преподавательский состав Вашей кафедры, сотрудников и студентов семинарии с наступающимими торжествами и Рождеством Христовым.
Источник: "Богослов "