18 декабря состоялась презентация исследовательского проекта Независимой службы «Среда» — Арена, представившего статистическую картину религиозной принадлежности россиян.
В некоторых СМИ появились публикации, что по итогам исследования подлинное количество православных христиан составляет 41% населения России. Некоторые заговорили о сокращении православных. Дальше, наверное, многим хотелось бы заявить, что это из-за скандального выступления в Храме Христа Спасителя. Хорошо, что представитель Фонда «Общественное мнение» Елена Петренко подчеркнула на презентации, что большинство россиян эту акцию просто проигнорировали.
Любое исследование зависит от задаваемых критериев научного поиска. Естественно, что разные критерии приводят к разным результатам. Субъективизм социологических опросов – известная вещь, и неоправданно ожидать от них математической точности. Более того, иногда проводимые по одним и тем же схемам опросы дают существенно отличающиеся результаты.
До этого момента были широко известны две цифры: около 80% идентифицирующих себя с Православием и 3-5% людей воцерковленных, живущих полноценной религиозной жизнью.
Служба «Среда» ввела в оборот новую цифру – 41% «православных верующих, идентифицирующих себя с Русской Православной Церковью». Естественно, критерий принадлежности к Церкви уменьшил количество респондентов, которые попали в упомянутую группу. Сейчас многие люди лучше представляют себе, что такое принадлежность к Церкви, чем, скажем, 10 лет назад.
Очевидно, многие наши соотечественники теперь осознают, что недостаточно повесить дома икону или один раз в году приходить за святой водой в храм, чтобы заявлять о своей принадлежности к Церкви. В определенной степени такое критическое отношение к собственной церковности – один из результатов просвещения. Поэтому служба «Среда» выдает нам сравнительно большую цифру – 25 процентов тех, кто считают себя верующими без религии.
Разумеется, что при более мягких критериях многие, если не все из них, назвали бы себя православными. Например, каждый десятый из этой категории доверяет Святейшему Патриарху – предстоятелю Русской Православной Церкви, к которой, по собственному признанию, они себя вроде бы не относят. Каждый четвертый хотел бы верить в Бога больше, чем сейчас. Поэтому это группа людей, которая при разных критериях научного поиска либо относится к «просто верующим», либо православным. Важно, что Арена выделяет эту группу – церковным миссионерам становится более понятно, к кому обратить свои труды.
«Среда» насчитала 13% атеистов. Это, конечно, много, но и эта категория не так однородна. Вот, например, покойный академик Сергей Капица называл себя «православным атеистом». Даже в советские годы он с уважением и доверием относился к Церкви, ее роли. Поэтому определенные критерии социологических опросов зачисляют многих из этой категории в православных по культуре, как ни странно это звучит.
Если суммировать верующих, которые, по версии «Среды» принадлежат к Русской Православной Церкви, часть верующих «без религии», то мы получим примерно те же 70-80%, которые Русская Православная Церковь называет людьми, сохраняющими православную культуру и идентичность. Они слышат пастырский голос Церкви, они не чужие для Православия и оно дорого и важно для них. Именно этим руководствуется Церковь в своей миссионерской работе, а также при отстаивании традиционных для нашего общества нравственных ценностей, которые разделяют не менее 80 % сограждан, истоки мировоззрения которых восходят к Православию.
Вахтанг Кипшидзе, руководитель Информационно-аналитического управления СИНФО
Источник: "Фома "
* * *
Что такое воцерковлённость
Поиск точного числа верующих превращается для ученых в сизифов труд
В Москве независимая социологическая служба "Среда" презентовала исследовательский проект "Арена", который описывает картину религиозной жизни россиян. Комментируя данное исследование, журналисты написали о том, что произошло двукратное уменьшение числа православных в России: с 74 процентов по недавнему опросу, проведенному Левада-центром, до 41 процента по результатам социологической службы "Среда". На самом деле такой вывод представляется совершенно некорректным. И мы постараемся показать почему.
Единственное, что может сделать социология в сфере иррационального, а религия, безусловно, относится к данной области – это посчитать число приверженцев этого иррационального. В остальном современные инструменты социологии в изучении иррационального бессильны. Мы убеждаемся в этом, следя за попытками организаторов разных опросов определить качественный состав православных в России. Результаты подобных исследований часто заводят в тупик даже их авторов, и они стремятся выйти из положения, придумывая новые термины. В случае со "Средой" речь идет о появлении понятия "церковные люди", то есть те, кто заявляют о своей принадлежности к РПЦ МП. Ввод этого термина еще больше запутал читателей. На самом же деле, любые опросы за последние 20 лет показывают примерно одинаковое число людей, называющих себя религиозными – 85 процентов, плюс 15 процентов тех, кто считает себя нерелигиозными. Внутри религиозного населения около 70-80 процентов относят себя к православию. Удивительно, что за 20 лет исследований отношения населения к религии никто не задался вопросом – почему эти результаты остаются практически неизменными.
Вместо простого предположения, что иррациональное невозможно измерить цифрами, вновь начались бесконечные разговоры о том, что воцерковленных или практикующих христиан у нас всего 4 процента, что Евангелие читало меньшинство людей, называющих себя православными. Но дело в том, что Новый Завет читала лишь часть жителей России, точно также как и "Войну и мир" или "Преступление и наказание", хотя эти книги, в отличие от Нового Завета, входили в школьную программу.
На самом деле религиозность связана не с тем, сколько раз человек прочитал Евангелие, знает ли он Символ Веры или оросы Вселенских соборов. Вера зависит от мировоззрения и связи человека с Богом. Латинское слово RELIGARE означает именно связь, соединение. Если у человека есть личный контакт со Христом, то Он поймет его независимо от уровня образования или частоты посещения храма. В противном случае мы должны объявлять неверующими большинство жителей России прошлых веков, так как они не владели грамотой и, следовательно, не знали и Евангелия. Этот пример показывает абсурдность исследования веры механикой социологии.
Бесконечный поиск точного числа верующих превращается для ученых в сизифов труд, когда с горы на них каждый раз летит камень их цифр и выводов, который они с таким трудом туда затолкали. Сейчас этот валун придавил социологическую службу "Среда", которая специализируется на изучении религиозных явлений в нашей стране – они вводят новые понятия, которые приводят к еще большей путанице в головах. Теперь у нас есть "церковные люди", "воцерковленные православные", "практикующие христиане", а социологи, по признанию самой "Среды", так и не могут точно замерить их число: "Наиболее живую дискуссию вызвали вопросы о количестве православных и мусульман в России, численность которых при проведении социологических опросов по различным методикам составляет от 5 до 80% и от 5 до 14% соответственно". Это отрывок из пресс-релиза службы "Среды" о презентации их проекта.
Между тем, понятие "воцерковленный" христианин вполне уместное и понятное внутри Церкви, с научной точки зрения превращается в бессмысленность из–за отсутствия объективных критериев. Определить с помощью цифр личные отношения человека с Богом невозможно, но эту простую вещь, которую я повторяю в течение 20 лет, упорно не признают.
Если же говорить о воцерковленности, то её можно определить как уровень религиозно-мистического состояния человека в конкретный момент времени. Этот уровень чрезвычайно подвижен, постоянно меняется, поскольку человек устроен очень сложно не только психически, но и духовно. В течение одного дня православный может горячо молиться, а затем впадать в состояние безразличности и отстраненности от Бога. При этом он ни на минуту не перестает быть православным, потому что он не отрекается от Христа и Церкви. Только сознательное отречение является свидетельством перехода из состояния "в православии" в состояние "вне православия".
Практикующий христианин – не тот, кто расставляет свечки по храму на службе, но тот, кто молится Богу, вступает в личное общение с Ним. А поэтому каждый из 80-ти процентов православных в какие-то моменты бывает очень близок ко Христу ("переходит" в пресловутые 4%), а в какие то – бесконечно далек. В этом заключается парадокс христианства. Каждый православный одновременно является как глубоко верующим, так и человеком на грани отпадения. Невозможно секулярному учёному классифицировать верующих на процентные группы, и на этом основании утверждать, что одна из них религиознее другой.
Христианство вообще религия парадоксов, где смерть можно победить смертью, где Бог един в трёх лицах, где Бог умирает, где Он является одновременно и Богом и человеком. А потому бесперспективно постоянно подсчитывать число религиозного населения и нерелигиозного. Это число статично. Оно всегда около соотношения 85 на 15 процентов. Причём во всех странах и, открою секрет – во все эпохи. Такова природа человечества.
Гораздо интереснее было бы, например, узнать мировоззрение церковных людей, попытаться определить "типажи", политические или культурные пристрастия и проч. Ответы на эти вопросы могли бы иметь даже практическую пользу. В нашей Церкви есть люди разных политических убеждений, верующие читают разные книги, слушают разную музыку, объединяются в группы и клубы, но изучением этих аспектов никто не занимается, зато с маниакальным упорством считают число воцерковленных и пытаются выскочить из ловушки, в которую сами себя загоняют.
Единственный человек, правильно оценивший результаты исследования "Среды", – это епископ Подольский Тихон (Зайцев). Будучи человеком абсолютно далеким от социологии, он очень точно определил механизм воцерковления людей: "Ничего нет странного в том, что не все, считающие себя церковными, не совсем точно знают основы вероучения. Когда начинается строительство каждого нового храма, община зачастую собирается из людей, которые пока не являются в полном смысле слова воцерковленными. Многие приходят просто помочь священнику и своим соседям, потому что хотят быть причастными к доброму делу – строительству нового храма. А уже потом, по мере общения с батюшкой, они начинают участвовать в таинствах Церкви. Удивительного ничего нет. Многие и хотели бы помолиться и пообщаться со священником, но такой возможности у них раньше не было. По мере строительства новых храмов у нас с каждым годом будет все больше людей, хорошо знакомых со своей верой и являющихся активными членами Церкви".
Такие слова может сказать лишь человек с ясным религиозным сознанием. Храмы нужны для того, чтобы верующие православные люди могли разобраться в самих себе. Именно в храме происходит обмен тем таинственным и неуловимым для социологии "веществом", именуемым религиозным опытом. Религиозный опыт, несомненно, имеет величину и именно эту величину и называют внутри Церкви воцерковлённостью. Только измерить её инструментами светской социологии невозможно.
Я бы призвал верующих оставить в покое светских учёных и не вступать с ними в полемику, в конце концов, это их неотъемлемое право заниматься тем, чем считают нужным, если бы не одно "но". И это "но" носит политический характер. Дело в том, что нам всё время пытаются доказать, что нас православных ничтожно мало. И пусть бы их! Однако, опираясь на малые величины, ошибочно выведенные социологами, люди власти могут принимать политические и административные решения, ущемляющие наши права.
Права большинства религиозного населения России.
Александр Щипков
Источник: "RELIGARE"