На протяжении почти двух тысяч лет учителями Церкви были исключительно мужчины. До 1970 года этот титул был присвоен тридцати богословам. Только в ХХ веке было провозглашено целых семь учителей Церкви. Однако период, последовавший за Вторым Ватиканским Собором, обозначил неожиданный переворот: с 1970 года участь быть провозглашенными учителями Церкви досталась женщинам: Павел VI наделил этим титулом св. Катерину Сиенскую и св. Терезу Авильскую, а Иоанн Павел II – св. Терезу из Лизье.
Не будем забывать о ранге и значении этих святых женщин. Тереза Авильская и Катерина Сиенская являются выдающимися личностями в испанской и итальянской литературе. Например, Катерина Сиенская занимает в ней центральную роль, наравне с Данте и Петраркой. Благодаря своей деятельности, направленной на глубокое обновление Церкви, они проявили себя, как мы говорим сегодня, «железными леди». Они смело общались с сильными мира сего и с иерархами Церкви: в своих письмах и личных встречах с иерархами и правителями они были убедительны и остры на язык.
7 октября этого года в этот список была добавлена Хильдегарда Бингенская (1098-1179). Она тоже вела обширную переписку с Папами, королями, принцами, епископами, монахами и мирянами, и предприняла несколько миссионерских поездок, прежде всего по берегам Рейна и в южную Германию. Там она проповедовала обращение народу и духовенству. Она была также наделена недюжинным поэтическим даром.
Хотя в этих святых женщинах больше всего поражает их глубокая духовность, не следует забывать о том, что они были также очень образованными и наделены большим организаторским талантом. Эти женщины сумели внести свой особый вклад в богословие благодаря своему уму и типично женской восприимчивости, говоря о Боге и о тайнах веры.
Еще очень молодой Хильдегарда проявила способность к видениям, которые отличались необыкновенной оригинальностью. «Я слышу это – писала она – не ушами и даже не в думах моего сердца… но лишь в глубине души, с открытыми глазами, не впадая в экстаз, полностью осознавая реальность: я вижу их днем и ночью». «Свет, который я вижу, не связан с каким-то пространством. Он гораздо ярче пронизанного солнцем облака. Я не могу измерить его высоту, длину, ширину; я называю его “тенью живого света”. Иногда, но не часто, я вижу в этом свете другой свет, который я называю “живым светом”. Не могу сказать, когда и как я его вижу, но, стоит мне его увидеть, как от меня удаляются грусть и тоска, и я чувствую себя простой девчонкой, а не пожилой женщиной». После сорока лет (1141) ее видения материализуются бурными стремительным образом, молчаливая духовидица превращается в пророчицу. Она все чаще слышит в себе настойчивый приказ: «Говори и пиши о том, что ты видишь и слышишь». Св. Бернар Клервосский, один из самых авторитетных людей Церкви того времени, подтверждает ее пророческий дар. И не только он: Папа Евгений III зачитывает отрывки из ее трудов на Синоде в Трире (1147-1148), где они были изучены комиссией, и ее попросили делиться своими видениями со всем миром. Из этого возник ее первый большой труд «Познай пути» (Scivias, 1141-1151).
390 ее писем, дошедших до наших дней, свидетельствуют об оживленной переписке с великими людьми своей эпохи. Но она сама всегда называла себя indocta, «простой женщиной». Исследования последних десятилетий выявили, что особенно женщины в монастырях, тем более благородного происхождения, имели гораздо больше возможностей для образования в вопросах классической и современной культуры, чем это представлялось ранее. Поэтому, учитывая мудрость св. Хильдегарды, прозвище indocta, которым она сама себя наделила, может вызвать лишь улыбку. Хильдегарда прекрасно знала не только богословие и философию своей эпохи, но была также знатоком Ветхого Завета, имела глубокие знания в естественных науках и в медицине. Она умела говорить о красоте драгоценных камней, была врачом и аббатисой, сочиняла музыку. Она является автором фундаментального исследования об этике, обширного труда о материальном мире. Кроме того, она разработала космологию с духовным направлением, содержащую учение о человеке и его спасении.
В центре богословской и духовной мысли св. Хильдегарды было творение. Она никогда не рассматривала человека и мир, тело и душу, природу и благодать как изолированные друг от друга явления. Для описания внутренней связи всего творения, и особенно «гармонии», с помощью которой творения общаются друг с другом, взаимно дополняя друг друга, Хильдегарда часто использует термин «симфония», особенно в своих стихах и песнях. «Каждый элемент имеет свой тон, изначальный звук, исходящий из порядка Божия. И все эти звуки складываются в гармоничный концерт арф и цитр». И эта симфония пронизывает весь мир: «от самых малых повседневных дел до бесконечности звездных миров. И в центре всего – человек, сердце мира. И, может быть, несравненная духовность этого видения мира, которое следует толковать всегда и исключительно исходя из истории спасения, заключается именно в этом: что все тело становится чистым светом и музыкой, а вся вселенная – звуком и гармонией». В этом контексте цвет играет важную роль, особенно viriditas, зеленая жизненная сила. И здесь физическое измерение и реальность души становятся единым целым. Из-за насилия человека эта зеленая энергия ослабла и нуждается в постоянной поддержке. Но остается еще сила, исходящая из благости Божьей, которая обновляет все.
Св. Хильдегарда нисколько не сомневается, когда утверждает, что Бог сотворил наш мир как мир добра. Она не закрывает глаза на зло и грех, которые принесли столько разрушения и диссонанса в Творение. Поэтому все зависит от обращения человека. Однако с помощью этого оптимистичного богословия Творения Хильдегарда борется против определенных тенденций влияния неоплатонизма, и прежде всего – против всех тенденций дуализма-манихейства, желающих принизить значение материи.
Это видно в позитивном отношении Хильдегарды к телу и в ее неожиданно непринужденном подходе в человеческой сексуальности. И это отражается на том, как Хильдегарда видит отношения между мужчиной и женщиной. Например, она считает, что не только мужчина сотворен по образу и подобию Бога, но и женщина. Эта оценка включает в себя также человеческое тело. Девство и материнство больше не противоречат друг другу, но представляются в их взаимной связи. Она позитивно смотрит на брак. Хильдегарда считает женщину не просто слабой, а «более мягкой силой»; и точно так же мужскую силу следует смягчать женской кротостью.
Это также стало причиной, по которой Хильдегарда столь решительно боролась против катаров, сектантского движения, негативно относившемуся к человеческому телу. Катары жестко критиковали брак и статус женщин, считая их демонами. Сильная в своей духовности и богословии, св. Хильдегарда стала неустанным борцом против этого еретического движения; и в этой защите человеческого тела именно ее статус монахини придает ей особую достоверность.
Сегодня это значение, которое Хильдегарда имеет для нас, может быть понято и изучено во многих аспектах. Однако, редко этот подход может быть прямым. Несмотря на ее актуальность, некоторые мысли Хильдегарды оказываются для нас непонятными и нуждаются в точном толковании, в первую очередь с точки зрения систематического богословия. Но нужно запастись терпением.
Можно, наверное, завершить тем, что летописец рассказывает о последних годах жизни св. Хильдегарды: «В ее груди жила такая жажда любви, что она никому не отказывала в своих объятиях... Но поскольку “Глиняные сосуды испытываются в печи” (Сирах, 27, 5) и “сила Моя совершается в немощи” (2 Кор, 12, 9), с самого детства она часто и долго болела, настолько, что очень редко вставала, чтобы ходить. Но то, чего не хватало телу, через дух мудрости и силу добавлялось ее душе, и пока тело ее остывало, умирая, ее душа распространяла удивительный жар».
В заключение подчеркивается, что Хильдегарда, «верно послужив Господу во многих суровых бранях, и молясь каждый день своей жизни, сподобилась “разрешиться телом, чтобы быть со Христом” (Флп, 1, 23). Бог исполнил это желание и открыл ей пророчески конец, о котором она объявила своим сестрам. И так, боровшись некоторое время со своей болезнью, 17 сентября, на восемьдесят втором году своей жизни, она счастливо вернулась в дом своего небесного Жениха».
Следовало бы поблагодарить многих людей. Но самая большая благодарность – Папе Бенедикту XVI, за мужество, которое он проявил, провозглашая св. Хильдегарду Бингенскую учителем Церкви. Возможно, его мысль будет более ясна из краткого выступления на международном симпозиуме об Хильдегарде, на который он был приглашен в 1994: «Эта личность привлекала меня еще с юности. Мой интерес к ней возник в начале сороковых годов с чтения очень популярного тогда романа Хюнерманна,: Das lebendige Licht («Живой свет»). Эта первая встреча побудила меня лучше изучить источник этого света, хотя, к сожалению, я так и не нашел времени, чтобы посвятить его серьезным исследованиям наследия Хильдегарды. Сегодня она предстает перед нами во всей своей смелой универсальности. Мы восхищаемся тем, с какой любовью и вниманием она исследует целительные силы творения, и ее многочисленными художественными дарованиями, но особенно ее проповедью веры; мы воспринимаем ее такой близкой, как женщину, любившую Христа в Его Церкви без наивности и страха. Более того, именно благодаря ее контакту с тайной Бога она смогла сказать веское и точное слово своей эпохе, в полной свободе и без какого-либо страха. В условиях кризиса современного человека, который мы все переживаем, Хильдегарде есть что сказать нам. В этом смысле я желаю вам, чтобы ваши беседы были плодотворными, дабы послание Хильдегарды в его неизменной актуальности было вновь услышано и понято».
Карл Леман, Кардинал епископ Майнца
Источник: "Радио Ватикана"