19-20 октября в Милане прошел первый этап международной конференции «Запад и Восток: кризис как испытание и как надежда. Новый взгляд на роль христианства в жизни общества». Вскоре, 18-20 ноября, конференция переместится в Москву. Джованна Парравичини, представитель Оргкомитета конференции, сотрудник итальянского фонда «Христианская Россия» и атташе по культуре Посольства Ватикана в России, рассказывает о том, как возникла идея провести форум в двух странах, чего ждать от московского этапа, в чем заключается новый христианский взгляд на проблемы общества, погрузившегося в затяжной кризис.
– «Христианская Россия» уже 15 лет ежегодно устраивает конференции, посвященные общим духовным проблемам России и Запада. Много лет участники форума съезжались в резиденцию «Христианской России» в Сериате, потом зал виллы Амбивери оказался мал, доклады читались в городских просторных помещениях. Но конференция уже не умещалась и там: пару лет назад вы решили открыть ее в Миланском католическом университете и, наверное, сами не ожидали, что придет столько заинтересованных слушателей. А в этом году? Мало того, что такая, в общем-то, академическая вещь, как доклады собрала полные аудитории студентов двух Миланских университетов: католического и государственного. Конференция еще будет иметь продолжение в России. С чем это связано?
– Все наши конференции построены на принципе: взгляд из России – взгляд с Запада, т.е., с одной стороны, интересно посмотреть на сходные проблемы с точки зрения специфики каждой стороны европейского континента, а с другой – увидеть, что вопросы и вызовы одни и те же, потому что общим для нас является христианское наследие. Оно развивалось, конечно, по-разному, но берет свои корни от одного источника. Поэтому эти различия воспринимаются как дополнительное богатство, которое помогает еще больше раскрыть ту истину, в которой мы живем.
В этом году наша конференция сделала еще один шаг, возникла идея разделить ее на две части: итальянскую и московскую. Мы решили, что в Италии мы покажем опыт России, а в России – опыт западный, исходя из интерпретации темы кризиса. Дело в том, что в Западной Европе кризис в большей степени, чем в России, переживается как испытание, страдание, ограничение. Нам важно было понять, как кризис может стать для человека еще и надеждой, возможностью расти по- новому, в первую очередь, в духовном, в гражданском плане, вырасти в измерении свободы, достоинства.
– Первый этап конференции удался?
– Я бы сказала, что миланская часть конференции прошла очень успешно. Очевидно, что интерес к нашим конференциям растет, и в течение двух дней большие залы действительно были заполнены. Особенно радостно, что среди слушателей было много студентов, которые пришли в свой выходной день, подходили к докладчикам, задавали вопросы.
Что касается моих личных впечатлений, то для меня особенно дороги два открытия, которые я сделала за эти дни. Первое: то разделение между Церковью и интеллигенцией в России, о котором сейчас так много говорят, на самом деле не существует или, по крайней мере, оно не так радикально, небезнадежно. Дело в том, что мы пригласили на нашу конференцию очень разных людей, представителей разных культурных сред: верующих и неверующих, из среды правозащитников и представителей Московского Патриархата. И оказалось, что они находят общий язык вокруг понятий личности, ответственности, духовной свободы. Разумеется, личность понимается по-разному: для верующих это – созданная по образу и подобию Божьему, для других – это просто права человека, но все-таки общим является признание, что личность как таковая является тайной. Это, между прочим, один из лучших уроков самиздата, подпольной российской культуры 60-70-х гг. И я обнаружила, что вокруг этого понятия, несмотря на трудности, возникает диалог, дискуссии об ответственности перед обществом. Через это становится более понятным, что в России идет сложный, но и обнадеживающий процесс осмысления, взросления личности, взросления церковного и общественного организма.
– На конференции от итальянцев можно было услышать, что российское общество может быть примером, образцом для сегодняшней Италии. Что это значит?
– С этим как раз и связано мое второе «открытие». Дело в том, что у нас в Италии я вижу сейчас скептицизм, некую усталость, даже в христианской среде. Политика в Европе сейчас очень нестабильная, экономические прогнозы не вдохновляют; Ангела Меркель недавно заявила, что еще пять лет кризиса впереди, не меньше. И человек думает: если наши политики, экономисты, общественные деятели выражают такую безнадежность, что я-то могу? Что я могу один? А это тот знаменитый вопрос, который, мы помним, задавали себе люди во время Советского Союза, когда один мученик мог духовно выстоять против целой системы. Мне кажется, сегодня в России этот вопрос тоже звучит, и во многих докладах об этом шла речь. Это имеет колоссальное значение для Италии, для Запада, где люди разучились думать, что от них что-то зависит. Если несколько пафосно говорить о «послании нашей конференции итальянскому народу», то это был бы главный пункт: свидетельство о том, что личность существует, что она может многое. Я вспоминаю, как о. Романо (священник Романо Скальфи, основатель «Христианской России» – ред.) во время Советского Союза ездил по всей Италии, его везде ждали с лекциями о гонимой Церкви в России, о новомучениках. И для всех было понятно, что это не просто рассказ о каких-то далеких ситуациях, но это важное наставление: как нам держаться в совсем другой, но одновременно и похожей ситуации, когда кажется, что твою жизнь определяет общество, политика, семья, коллеги, но не ты сам.
– Теперь поговорим о московских планах. Похоже, конференция, «переехав» в столицу России, опять трансформируется: это уже не просто традиционный формат зачитывания докладов, но – «Покровские встречи».
– Да, на эту мысль натолкнул нас Митинг в Римини – это замечательный ежегодный христианский фестиваль, который никогда не ограничивался конференциями (хотя они тоже бывают), но представляет собой целый комплекс разнообразных мероприятий. «Покровские встречи» появились не то чтобы из желания подражать, но идти по следам Митинга: будут встречи в разных форматах, на разных площадках Москвы, не только на Покровке. И первой такой встречей будет как раз презентация «Митинга дружбы народов», которая состоится 18 ноября, в 15-00, в Музее современной истории России на Тверской. Здесь мы откроем выставку, посвященную 150-летию объединенной Италии. Эту выставку в прошлом году на фестивале в Римини открыл президент Италии Джорджо Наполитано, она имела огромный резонанс в Италии, в первую очередь, потому, что это совершенно новое, незаурядное прочтение итальянской истории.
– Что значит «новое прочтение» и как это соотносится с «антикризисной» темой всей конференции?
– Объединение Италии в середине XIX в. всегда рассматривали в контексте борьбы Пьемонтского государства и Церкви. Централизация была направлена против Церкви, и многие христиане расценивают этот процесс как глубоко антихристианский. Но через нашу выставку мы показываем, что какие бы ни были трудные периоды в истории нашего государства, все-таки всегда была социальная ткань, основой которой являлась христианская идентичность. Мы стараемся без утайки, с христианской точки зрения представить множество трагических, двусмысленных событий, которые были в истории Италии: например, фашизм, преследования евреев, сначала союз с нацистами и потом отказ от него, издержки индустриализации, коммунистические диалоги и т.д. Наша задача – понять, как христианская идентичность помогала найти выход из самых проблемных ситуаций. На выставке это показано через конкретные факты и лица.
Так, постоянно появлялись святые, которые, как сейчас говорят, оказывались «в нужном месте в нужное время». Например, они занимались молодежью, когда государство ею совсем не занималось, или вступались за достоинство женщин, когда государство во время индустриализации просто порабощало их. Вот пример святого о. Карло Ньоки – после II Мировой войны он стал заниматься искалеченными детьми, их обучением, социализацией и т.д., показывая при этом, что самая главная ценность – Христос, который только и может помочь осмыслить страдание. На любом этапе появлялись святые, которые делали очень личную и одновременно социально значимую работу. И не будет преувеличением сказать, что эти люди, причем не только святые, но все те, которые жили христианским опытом, изменили ход истории. Этим мы хотели поделиться в России.
– Выставка называется «150 лет субсидиарности». Субсидиарность – слово непривычное для русского уха.
– Это понятие и в Италии еще непривычное, но мы хотели бы передать в России главное: субсидиарность означает, что во главе угла – не государство, а личность. То есть все должно произрастать «снизу»: любые объединения, организации, институты, вплоть до государства – это только инструменты, которые личность создает и пользуется, чтобы решить свои проблемы. Поэтому государство не должно монополизировать все структуры, но должно включиться там, где малые группы или сам человек не может справиться, например, устроить железные дороги и т.д. Это хорошо видно на примере свободных школ: родители сами хотят создавать их, а государство пусть направит туда часть бюджета, пусть установит некие нормы, стандарты, контролирует. То есть государство, в идеале, должно быть координатором свободных инициатив, которые возникают «снизу». Это очень важный принцип, который является одновременно и социальным, и христианским. Значению субсидиарности будет посвящен 18 ноября доклад юриста Андреа Симончини. И это, кстати, один из ответов, которые может предложить христианская культура в условиях кризиса.
– Это лишь прекрасная мечта или есть уже ее воплощение?
– Слава Богу, в Италии уже можно говорить о некотором осуществлении субсидиарности. Например, создаются многие приюты, школы, мероприятия, где люди сами берут ответственность, и государство в какой-то мере помогает им. Но приходится отстаивать свою ответственность, вести диалог с государством. Если никогда не требуешь, нельзя ждать, что власть все за тебя сделает.
– В России все это преломляется иначе. В докладах, которые прозвучали в Милане, речь шла о том, что гражданское движение, волонтерские инициативы сейчас развиваются как никогда, но государство у нас не только не поддерживает этот процесс, но и всячески ему препятствует. Но вернемся к «Покровским встречам»: судя по программе, многие доклады и встречи посвящены деятелям глубокого прошлого – св. Амвросий Медиоланский, Данте, Лоренцетти. Чем они могут помочь в преодолении нынешнего кризиса?
– Наследие этих знаменитых итальянцев имеет самое прямое отношение к нашей теме. Так, во фресках Амброджо Лоренцетти XIV в. (это доклад М. Карлотти) обнаруживаются представления о дурном и добром правлении. Интересно узнать, насколько средневековые представления о власти соотносятся с сегодняшними. 19 ноября о. Франческо Браски представит острый сюжет из жизни св. Амвросия, который боролся с правителем (это напоминает противостояние Ивана Грозного и митрополита Филиппа, только закончилось все иначе). И это не просто увлекательный рассказ, но размышления над взаимоотношениями Церкви и власти. А о. Стефано Альберто проанализирует в своем докладе мысли миланского кардинала Анджело Скола о новых европейских вызовах. В самом деле, Европа – это уже не пространство европейцев, а такая смесь национальностей, культур, что это можно сопоставить с тем периодом римской истории, когда были волны варварских народов. Как защитить свою европейскую идентичность? Что должна делать Церковь? Ей приходится искать какой-то творческий принцип, чтобы обратиться к этой новой цивилизации, найти общий язык, провозгласить христианскую проповедь. Лицо Европы меняется, и важно понять, в чем приоритет Церкви: защитить былые устои или наоборот – открыть для нового общества, которое неизбежно, истину о Христе? Вот от чего зависит будущее Европы, и для России это тоже актуально.
Ну а в завершающий день, 20 ноября, мы обратимся к Данте (Ольга Седакова расскажет об «образе подлинной светскости») и к родоначальнику итальянского языка А. Мандзони, его еще называют «итальянским Пушкиным». Его роман «Обрученные» – это огромная фреска жизни Италии XVII в., где ставятся «вечные» вопросы, значимые и сегодня: что есть добро в истории? Где граница власти правителей? Какие силы меняют судьбу человека и меняют историю? Важно, что нашу католическую конференцию будет впервые в этот день принимать Российский православный университет св. Иоанна Богослова.
– В этой связи не могу не спросить: ты в России работаешь уже 20 лет, изменились ли за это время перспективы православно-католического диалога? Появилось ли что-то новое в этой области, или мы топчемся на месте?
– Поскольку Церковь – живой организм, она никогда не стоит на месте. С другой стороны, если смотришь на своего ребенка каждый день, почти не улавливаешь изменения. Но вдруг наступает день, когда он начинает ходить или вдруг – начинает говорить, и ты удивляешься: ведь он только что лепетал. Поэтому, когда ты «внутри процесса», может показаться, что все одно и то же. Но посмотрите на наш Культурный центр «Покровские ворота»: к нам приходит все больше людей разных конфессий, возникает общение, дружба, разные совместные проекты. Вот красноречивый пример: русскоязычное издание Полного собрания сочинений св. Амвросия Медиоланского, которое предприняли совместно Амвросианская библиотека (Милан) и Православный Свято-Тихоновский университет (Москва). Кстати, презентация этого издания будет в рамках Покровских встреч 19 ноября. Или потрясающая выставка о гонениях на Русскую Православную Церковь, которая открылась недавно в Москве – нас, католиков, туда пригласили. Есть, безусловно, шаги навстречу друг другу, особенно на уровне личного общения. И тут опять мы возвращаемся к теме нашей конференции: необязательно ждать, когда большие уполномоченные структуры «сверху» решат все проблемы и выведут из кризиса к светлому будущему; необходимо каждому христианину действовать уже сейчас, исполняя завет Христов «да будут все едино». Мне кажется, христиане все больше осознают сегодня, что можно только сообща сопротивляться насилию, ненависти в мире, преследованиям религии.
– Вот об этом-то я и хотела спросить напоследок: о нынешних гонениях на христиан, особенно на Ближнем Востоке. Люди гибнут за веру, появляются новые мученики. Но кажется, что христиане в мирных странах как-то вяло реагируют на это.
– Это очень верно. И с этой точки зрения наша конференция будет ответом. Христиане потеряли ценность своей веры, они не понимают, что вера не является просто неким внутренним ощущением, которое человек может реализовать в приватном кабинете своей совести. Христианство – это дар и благо для всего общества. В Италии, например, некоторые отказываются в школах от религиозных символов, чтобы не обидеть другого. На самом деле, ты предлагаешь христианские праздники, знаки не потому, что ты просто хочешь защитить свое, но чтобы показать: это огромная ценность для всех. Именно от незнания, непонимания, пренебрежения духовным богатством, которым мы владеем, возникает безразличие по отношению к тому, что происходит.
Вспоминаю один показательный эпизод: моя коллега-учительница задавала вопрос в школе: что для вас самое ценное? Дети отвечали по-разному: мама, папа, семья, моя футбольная команда и т.д. И только один мальчик из мусульманской семьи сказал: «Бог». Конечно, когда ребенок так отвечает, можно сразу подумать о фанатизме, и не без оснований. Но приходится задуматься и о том, что наша вера очень прохладная, она не может даже осознать себя самое. Поэтому мы, с одной стороны, безразличны к судьбе христиан в других странах, а с другой стороны, не менее безразличны к тому, что происходит у нас, в наших городах. Допустим, я как-то спасусь, спасется моя семья, моя маленькая община, а мир – что мне до мира? Мне кажется, для настоящего христианина, который воспринимает Христа как Он есть, не может быть такого разделения. Поэтому обновленное понимание того, что такое христианство, что такое наша христианская и гражданская ответственность необходимо сегодня. И кризис предельно обостряет эти вопросы, не дает отложить их на «потом».
Беседовала Юлия Зайцева
Источник: "Благовест-Инфо"